К Галатам 2 глава

К Галатам
Слово Жизни → Толкования Августина

Слово Жизни

1 Четырнадцать лет спустя я опять побывал в Иерусалиме, в этот раз с Варнавой. Мы взяли с собой и Тита.
2 Мне было открыто, что я должен пойти туда, и я изложил им то Евангелие, которое я проповедую среди язычников. Я сделал это в личной беседе с теми, кто, считался среди них главными, чтобы проверить, не напрасно ли я трудился и тружусь.
3 Так они не потребовали даже, чтобы Тит был обрезан, несмотря на то, что он грек!
4 A речь об этом зашла потому, что в нашу среду проникли ложные братья, желавшие выследить ту свободу, которую мы получили в Христе Иисусе, чтобы опять поработить нас.
5 Но мы ни в чем не поддались им ни на час, чтобы у вас сохранилась истина Евангелия.
6 И те, за кем признавался наибольший авторитет в иерусалимской церкви (лично для меня их высокое положение ничего не значило, потому что Бог судит о человеке невзирая на лица), ничего не добавили к тому Евангелию, которое я проповедовал .
7 Наоборот, они были убеждены в том, что мне было доверено проповедовать Евангелие язычникам точно так же, как Петру — иудеям,
8 потому что Бог, который действовал через Петра в его служении для иудеев, действовал и через меня в служении для язычников.
9 И Иаков, Петр и Иоанн, — те, кого считают опорой Церкви, — подали мне и Варнаве руку общения в знак того, что они признают данную мне благодать и соглашаются с тем, что нам следует идти к язычникам, а им — к иудеям.
10 Они лишь попросили о том, чтобы мы не забывали о помощи бедным, а этим я и сам занимался с большим желанием.
11 Когда Кифа пришел в Aнтиохию, я прямо в лицо сказал ему, что он неправ.
12 Раньше он ел вместе с язычниками, но когда пришли люди, посланные Иаковом, он стал отступать перед ними и перестал общаться с язычниками из страха перед теми, кто был обрезан.
13 Так же лицемерно, как он, начали поступать и другие евреи, так что их лицемерие сбило с правильного пути даже Варнаву.
14 Когда я увидел, что они поступают не по евангельской истине, я сказал Кифе при всех: "Ты еврей, но живешь как язычник. Зачем же ты заставляешь язычников следовать иудейским традициям?"
15 Мы, евреи по рождению, а не грешные язычники,
16 знаем, что человек получает оправдание не исполнением закона, а верой в Иисуса Христа. Поэтому и мы поверили в Христа Иисуса, чтобы и нам быть оправданными верой в Него, а не делами, которых требует закон. Делами закона не будет оправдан никто.
17 Но если мы, желающие получить оправдание благодаря Христу, оказываемся такими же грешниками, как и язычники, значит ли это, что благодаря Христу распространяется грех? Ни в коем случае!
18 Ведь если я вновь восстанавливаю закон, который сам же когда-то отменил, то этим я показываю, что я нарушитель закона.
19 Но я через закон умер для закона, чтобы жить для Бога! Я был распят с Христом,
20 и я уже не живу, это Христос живет во мне. Моя жизнь в этом теле — это жизнь верой в Сына Божьего, полюбившего меня и отдавшего себя за меня.
21 Я не отвергаю Божью благодать. A если бы праведность можно было получить через закон, то это значило бы, что Христос умер напрасно!

Толкования Августина

Стих 2

Добавленное им как бы в форме вопроса: Не напрасно ли я подвизаюсь или подвизался, — следует понимать как обращение не к тем, кому он непосредственно нес Евангелие, но к тем, кому он писал, дабы из этого явствовало: не напрасно он трудится или трудился, потому что, по свидетельству других, он нисколько не отступает от истины Евангелия.

Августин Иппонский, Изложение Послания к Галатам 10. Cl. 0282, 10.65.8 [CSEL 84:65].

Стих 3

Из-за вкравшихся лжебратьев1 Тита не принуждали обрезаться, и нельзя было требовать от него обрезания, потому что вкравшиеся, говорит Павел, приходили подсмотреть за их свободой и страстно желали обрезания Тита. Они хотели, по свидетельству и согласию Павла, проповедовать необходимость обрезания для спасения и этим, как говорит апостол, вернуть галатов в рабство, т.е. под рабское иго закона.

Примечания

  • 1 — См. след. стих.

Августин Иппонский, Изложение Послания к Галатам 11. Cl. 0282, 11.65.25 [CSEL 84:65].

Стих 6

Если и кажется, что они что-то собой представляют, то кажется плотским людям, а в действительности это не так. И если они — хорошие служители Богу, то это Христос в них действует, но не они сами по себе. Ибо если бы они были чем-то сами по себе, то всегда такими бы и оставались. Какими бы они ни были когда-либо (а они были грешниками), как говорит Павел, это ничего для него не значит, поскольку Бог не взирает на лице человека — т.е. Он без всякого лицеприятия всех призвал к спасению, не считаясь с их преступлениями...

Не следует полагать, что Павел сказал это в упрек своим предшественникам, ибо эти мужи духовные стремились устоять перед людьми плотскими, считавшими себя чем-то по своим собственным заслугам, а не потому, что Христос в них. Они возрадовались сильно, убедившись, что и они, предшественники Павла, равно как и Павел, оправданы Господом от греха, поскольку нет у Него лицеприятия, а они искали не своей славы, а Божией. Но плотские и гордые люди, когда говорят об их прежней жизни, гневаются и принимают это за упрек, считая, что апостолы делают это от себя. А Петр, Иаков и Иоанн среди апостолов почитались более других, потому что именно им открыл Господь Себя на горе в знамение Своего [грядущего] Царствия (См. 1 По прошествии дней шести, взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, брата его, и возвел их на гору высокую одних, 2 и преобразился пред ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет. 3 И вот, явились им Моисей и Илия, с Ним беседующие. 4 При сем Петр сказал Иисусу: Господи! хорошо нам здесь быть; если хочешь, сделаем здесь три кущи: Тебе одну, и Моисею одну, и одну Илии. 5 Когда он еще говорил, се, облако светлое осенило их; и се, глас из облака глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте. 6 И, услышав, ученики пали на лица свои и очень испугались. 7 Но Иисус, приступив, коснулся их и сказал: встаньте и не бойтесь. 8 Возведя же очи свои, они никого не увидели, кроме одного Иисуса. Мф 17:1−8).

Августин Иппонский, Изложение Послания к Галатам 12−13. Cl. 0282, 12.66.14.

Стих 7

Итак, обнаружилось, что у апостолов не было разногласия. Впрочем, когда Павел заявлял, что получил Евангелие в совершенном виде, они могли с этим не соглашаться и желать что-то добавить к его учению, как будто оно несовершенно. Однако вместо обнаружения несовершенства Павла они подтверждали его совершенство... Его слова напротив того могут быть поняты и так: «Знаменитые не возложили на меня ничего более. Напротив, они согласились со мной и Варнавой, протянув правую руку в знак союзничества, чтобы мы отправились к язычникам, которые против обрезания, а они — к обрезанным».

Августин Иппонский, Изложение Послания к Галатам 12. Cl. 0282, 12.67.1.

Стих 13

Павел никогда не позволял себе притворства, всегда следуя тому, что представлялось приемлемым и для церквей язычников, и для церквей иудеев. Он не отменял традиций, исполнение которых не препятствовало обретению Царства Божия... Петр, однако, по прибытии в Антиохию, получил упрек от Павла не потому, что соблюдал обычай иудеев, в котором родился и был воспитан и который он не соблюдал среди язычников, а потому, что хотел навязать его язычникам, увидев людей, пришедших от Иакова, т.е. из Иудеи, ибо Иаков являлся главой церкви в Иерусалиме.

Делалось это из страха перед теми, кто все еще считал, будто спасение заключается в соблюдении этих обычаев. Тогда Петр отделился от язычников и, похоже, согласен был возложить на язычников такое бремя рабства, что с очевидностью следует из слов упрека.

Августин Иппонский, Изложение Послания к Галатам 15 . Cl. 0282, 15.69.6.

Стих 14

Те, кто пытаются защитить Петра от этого заблуждения и от порока, в который он впал1 , извращают сам религиозный путь, в котором — спасение всех. Этим они расшатывают и умаляют авторитет Писания. Защищая, они не видят, что обвиняют апостола [Павла] не только во лжи, но и в клятвопреступлении в его учении о благочестии, т.е. в послании, в котором он возвещает Евангелие. Потому и говорит Павел, прежде чем все изложить: А в том, что пишу вам, пред Богом, не лгу (20 А в том, что пишу вам, пред Богом, не лгу. Гал 1:20).

Примечания

  • 1 — Подчинившись на время партии обрезанных.

Августин Иппонский, О лжи 21.43 . Сl. 0303,21.43.465.13.

Иное толкование

Для чего язычников принуждаешь жить по-иудейски? То, что Павел сказал это Петру при всех, было необходимо, дабы все они окрепли от этого упрека. Ведь было бы бесполезно исправлять тайно ошибку, которая наносила вред открыто. Следует добавить, что в своей твердости и любви Петр, которому Господь трижды сказал: Любишь ли Меня ? Паси овец Моих (15 Когда же они обедали, Иисус говорит Симону Петру: Симон Ионин! любишь ли ты Меня больше, нежели они? Петр говорит Ему: так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус говорит ему: паси агнцев Моих. 16 Еще говорит ему в другой раз: Симон Ионин! любишь ли ты Меня? Петр говорит Ему: так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус говорит ему: паси овец Моих. 17 Говорит ему в третий раз: Симон Ионин! любишь ли ты Меня? Петр опечалился, что в третий раз спросил его: любишь ли Меня? и сказал Ему: Господи! Ты все знаешь; Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус говорит ему: паси овец Моих. Ин 21:15−17), был искренне готов вынести такой упрек от младшего пастуха ради спасения стада. Ибо сам упрекаемый был удивительнее упрекающего и сложнее для подражания. Ведь легче видеть, что исправить в других, нежели в себе. Легче исправить других увещеванием и упреком, нежели с готовностью исправить себя, тем более — с помощью другого, не говоря уже о присутствии всех.

Августин Иппонский, Изложение Послания к Галатам 15. Cl. 0282, 15.70.8.

Чтобы исполнить дела закона — при том что на помощь бессилию придут не собственные заслуги, а благодать Божия, — они не должны были требовать от язычников соблюдения закона по плоти, но должны были понять, что через ту же благодать Божию они способны исполнить закон по духу.

Августин Иппонский, Изложение Послания к Галатам 15. Cl. 0282, 15.71.8.

Стих 15

Иудеи дали язычникам имя грешников в силу своей гордости (уже очень древней, как будто сами они праведны), замечая соринку в чужом глазу и не видя бревна в собственном (См. 3 И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь? 4 Или как скажешь брату твоему: "дай, я выну сучок из глаза твоего", а вот, в твоем глазе бревно? 5 Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего. Мф 7:3−5; 41 Что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь? 42 Или, как можешь сказать брату твоему: брат! дай, я выну сучок из глаза твоего, когда сам не видишь бревна в твоем глазе? Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза, и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего. Лк 6:41−42).

Августин Иппонский, Изложение Послания к Галатам 16 . Cl. 0282, 16.71.24.

Стих 20

Итак, дух человека, прилепляясь к Духу Божию, противится плоти (См. 17 ибо плоть желает противного духу, а дух — противного плоти: они друг другу противятся, так что вы не то делаете, что хотели бы. Гал 5:17), т.е. противится себе, но и ради себя. Такие порывы, естественные для человека, будь то плоть или душа, в силу воспринятой немощи, сдерживаются ради обретения спасения, чтобы человек, живущий несогласно с природой, мог бы сказать: И уже не я живу, но живет во мне Христос. Ведь где я — не я, там более счастливый я, потому что если возникнет некий дурной порыв в моей прежней природе, которому я, служащий умом закону Божию (25 Благодарю Бога моего Иисусом Христом, Господом нашим. Итак тот же самый я умом моим служу закону Божию, а плотию закону греха. Рим 7:25), противлюсь, то я смогу сказать: уже не я делаю это (17 а потому уже не я делаю то, но живущий во мне грех. Рим 7:17).

Августин Иппонский, О воздержании 13.29. Сl. 0298, 13.29.179.1.

« 1 глава ГалК Галатам 2 глава RSZСлово Жизни AICАвгустин 3 глава »


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.