Об’явлення 5 глава

Об'явлення св. Івана Богослова
Переклад Куліша та Пулюя → Толкования Августина

Переклад Куліша та Пулюя

1 І бачив я в правицї Сидячого на престолї книгу записану із середини і зверху, запечатану семи печатьми.
2 І бачив я ангела сильного, покликуючого голосом великим: Хто достоєн розгорнути книгу, і розломити печатї її?
3 І нїхто не міг на небі, анї на землї, анї під землею, розгорнути книгу, анї заглянути до неї.
4 І я вельми плакав, що нїхто достойний не знайшов ся, щоб розгорнути і прочитати книгу, анї заглянути до неї.
5 І один із старцїв каже менї: Не плач; ось, побідив лев, що з роду Юдиного, корінь Давидів, щоб розгорнути книгу, і розломити сїм печатїй її.
6 І поглянув я, і ось, по серединї між престолом і чотирма животними, і по серединї старцїв, стоїть Ягнятко, наче заколене, і мало сїм рогів, і сїм очей, а се сїм духів Божих, що послані по цїлій землї.
7 І прийшов, і взяв книгу з правицї Сидячого на престолї.
8 І коли взяв книгу, то чотири животні і двайцять чотири старцї впали перед Агнцем, маючи кожний кобзу і чашу золоту, повну пахощів, що були молитви сьвятих.
9 І сьпівають пісню нову, глаголючи: Достоєн єси приняти книгу, і отворити печатї її, бо Ти був заколений, і відкупив єси нас Богу кровю своєю, з усякого роду, і язика, і народу і поган,
10 і зробив єси нас Богу нашому царями і священиками; і царювати мем на землї.
11 І я бачив і чув голос ангелів многих кругом престола і животних, і старцїв; і було число їх тьма тьмами і тисячі тисячами,
12 глаголючи голосом великим: Достоєн Агнець, заколений, приняти силу й багацтво, й премудрость, і кріпость, і честь і славу.
13 І всяке створіннє, що в небі, і на землї, і під землею, і що на морю, і все, що в них, чув я, що говорило: Сидячому на престолї і Агнцеві благословеннє, і честь, і слава і держава по вічні віки.
14 А четверо животних сказали: Амінь, а двайцять чотири старцї упали, і поклонились Живучому по вічні віки.

Толкования Августина

Стих 5

Следовательно, одержана истинная победа Господа нашего Иисуса Христа, поскольку Он воскрес и взошел на небо. А потому исполнено то, что вы услышали, когда читался Апокалипсис: победил лев от колена Иудина. Он назван львом, и Он назван агнцем: львом — из-за доблести, агнцем — из-за невинности. Потому что лев непобедим, а агнец кроток.

Этот закланный Агнец своей смертью победил льва, искавшего кого поглотить (8 Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить. 1Пет 5:8). Ведь дьявол назван львом по дикости, а не по доблести. Апостол же Петр говорит: нам следует беречься искушений, потому что, — говорит, — противник ваш дьявол ходит, ища кого поглотить. Но каким образом ходит? Он говорит: как рыкающий лев ходит, ища кого поглотить. Кто избежал бы зубов этого льва, если бы не победил Лев от колена Иудина? Лев против льва, агнец против волка. Возликовал дьявол, когда умер Христос, но в самой смерти Христа дьявол побежден — будто получил приманку в мышеловке. Радовался смерти, словно поставленный во главе смерти: чему радовался, оттуда к тому и направлен. Мышеловка дьявола — крест Господа: приманка, на которую он ловится — смерть Господня. Но гляди, восстал Господь наш, Иисус Христос!

Источник: Августин Иппонский, Проповеди. Сl. 0284, 263.1.508.11.

***

О ком прежде пророк предрекал: как овен, назначенный в жертву, и как агнец перед тем, кто стриг его, остался безгласным, так и Он не отверз уст Своих. Кто Он? Разве не Тот, о Ком пророк рассказывает и говорит: в смирении суда Своего Он был взят; но род Его кто изъяснит? (7 Он истязуем был, но страдал добровольно и не открывал уст Своих; как овца, веден был Он на заклание, и как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзал уст Своих. 8 От уз и суда Он был взят; но род Его кто изъяснит? ибо Он отторгнут от земли живых; за преступления народа Моего претерпел казнь. Ис 53:7−8). Я вижу пример такого [безграничного] смирения [лишь] у Царя такой [безграничной] власти. Ибо Он как агнец перед стригущими, не отверзающий уст Своих (7 Он истязуем был, но страдал добровольно и не открывал уст Своих; как овца, веден был Он на заклание, и как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзал уст Своих. Ис 53:7), Сам есть лев от колена Иудина. Кто этот агнец и лев? — Он принял смерть, как агнец, и попрал, как лев. Кто этот агнец и лев? — Кроткий и отважный, любезный и ужасающий, безобидный и могущественный, безмолвствующий осужденный (См. 5 Но Иисус и на это ничего не отвечал, так что Пилат дивился. Мк 15:5) и негодующий Обвинитель. Кто сей агнец и лев? Он есть агнец — в страдании, лев — в воскресении. А быть может, и в страдании агнец и лев, и в воскресении агнец и лев?

Давайте посмотрим на агнца в страдании. Только что уже сказано: как агнец перед стригущим его безгласен, так и Он не отверзал уст своих. Давайте посмотрим на льва в страдании. Иаков сказал: поднимается, спит, преклонившись, как лев1. Давайте посмотрим на агнца в воскресении. Апокалипсис, поскольку рассказывает о вечной славе жен, говорит: следуют за Агнцем, куда бы Он ни пошел (4 Это те, которые не осквернились с женами, ибо они девственники; это те, которые следуют за Агнцем, куда бы Он ни пошел. Они искуплены из людей, как первенцу Богу и Агнцу, Откр 14:4). Давайте посмотрим на льва в воскресении. То же самое Апокалипсис говорит, что я выше уже сказал:лев от колена Иудина... победил, и может раскрыть сию книгу. Почему агнец в страдании? Потому что без вины виноватый принял смерть. Почему лев в страдании? Потому что убитый уничтожил смерть. Почему агнец в воскресении? Потому что извечна Его невинность Почему лев в воскресении? Потому что извечна его власть.

Примечания

  • 1 — Ср. 9 Молодой лев Иуда, с добычи, сын мой, поднимается. Преклонился он, лег, как лев и как львица: кто поднимет его? Быт 49:9: Молодой лев Иуда, с добычи, сын мой, поднимается. Преклонился он, лег, как лее и как львица: кто поднимет его?

Августин Иппонский, Проповеди. Cl. 0284, 375A.1.21.4.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.