Об’явлення 5 глава

Об'явлення св. Івана Богослова
Українська Біблія. Турконяк → Толкования Августина

Українська Біблія. Турконяк

1 І я побачив у правиці Того, Хто сидів на престолі, книгу, списану зсередини і ззовні, запечатану сімома печатями.
2 І я побачив могутнього ангела, який проголошував гучним голосом: Хто достойний розгорнути книгу і зняти її печаті?
3 Та ніхто не міг — ні на небі, ні на землі, ні під землею, — розгорнути книгу й подивитися в неї.
4 І я гірко плакав, тому що не знайшлося нікого, достойного розгорнути книгу і навіть подивитися в неї.
5 А один зі старців каже мені: Не плач; ось Лев, Котрий з племені Юди, з кореня Давида, — Він переміг і може зняти сім печатей!
6 І я глянув: ось, серед престолу й чотирьох істот, і серед старців стоїть Агнець, наче заколений; Він має сім рогів та сім очей, а вони — сім Божих духів, посланих на всю землю.
7 Він підійшов і взяв книгу з правиці Того, Хто сидів на престолі.
8 І коли взяв книгу, чотири істоти й двадцять чотири старці впали перед Агнцем, маючи кожний гусла і золоті посудини, повні ладану: вони — молитви святих.
9 Вони співають нову пісню, проголошуючи: Ти достойний узяти книгу і відкрити її печаті, бо Ти був заколений і викупив [нас] Богові Своєю кров’ю від усякого покоління і мови, племені й народу.
10 Ти зробив їх царством і священиками для нашого Бога, і вони будуть царювати на землі!
11 І я поглянув, і почув голос багатьох ангелів довкола престолу, живих істот і старців — і кількість їх була десятки тисяч разів по десять тисяч і тисячі тисяч.
12 І говорили вони гучним голосом: Заколений Агнець достойний прийняти силу і багатство, мудрість, міць, честь, славу, благословення!
13 І чув я, як кожне творіння, яке на небі й на землі, під землею і на морі, і все те, що в них, говорило: Тому, Хто сидить на престолі, і Агнцеві — благословення, честь, слава і влада навіки-віків!
14 А чотири істоти казали: Амінь! І старці впали ниць та поклонилися.

Толкования Августина

Стих 5

Следовательно, одержана истинная победа Господа нашего Иисуса Христа, поскольку Он воскрес и взошел на небо. А потому исполнено то, что вы услышали, когда читался Апокалипсис: победил лев от колена Иудина. Он назван львом, и Он назван агнцем: львом — из-за доблести, агнцем — из-за невинности. Потому что лев непобедим, а агнец кроток.

Этот закланный Агнец своей смертью победил льва, искавшего кого поглотить (8 Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить. 1Пет 5:8). Ведь дьявол назван львом по дикости, а не по доблести. Апостол же Петр говорит: нам следует беречься искушений, потому что, — говорит, — противник ваш дьявол ходит, ища кого поглотить. Но каким образом ходит? Он говорит: как рыкающий лев ходит, ища кого поглотить. Кто избежал бы зубов этого льва, если бы не победил Лев от колена Иудина? Лев против льва, агнец против волка. Возликовал дьявол, когда умер Христос, но в самой смерти Христа дьявол побежден — будто получил приманку в мышеловке. Радовался смерти, словно поставленный во главе смерти: чему радовался, оттуда к тому и направлен. Мышеловка дьявола — крест Господа: приманка, на которую он ловится — смерть Господня. Но гляди, восстал Господь наш, Иисус Христос!

Источник: Августин Иппонский, Проповеди. Сl. 0284, 263.1.508.11.

***

О ком прежде пророк предрекал: как овен, назначенный в жертву, и как агнец перед тем, кто стриг его, остался безгласным, так и Он не отверз уст Своих. Кто Он? Разве не Тот, о Ком пророк рассказывает и говорит: в смирении суда Своего Он был взят; но род Его кто изъяснит? (7 Он истязуем был, но страдал добровольно и не открывал уст Своих; как овца, веден был Он на заклание, и как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзал уст Своих. 8 От уз и суда Он был взят; но род Его кто изъяснит? ибо Он отторгнут от земли живых; за преступления народа Моего претерпел казнь. Ис 53:7−8). Я вижу пример такого [безграничного] смирения [лишь] у Царя такой [безграничной] власти. Ибо Он как агнец перед стригущими, не отверзающий уст Своих (7 Он истязуем был, но страдал добровольно и не открывал уст Своих; как овца, веден был Он на заклание, и как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзал уст Своих. Ис 53:7), Сам есть лев от колена Иудина. Кто этот агнец и лев? — Он принял смерть, как агнец, и попрал, как лев. Кто этот агнец и лев? — Кроткий и отважный, любезный и ужасающий, безобидный и могущественный, безмолвствующий осужденный (См. 5 Но Иисус и на это ничего не отвечал, так что Пилат дивился. Мк 15:5) и негодующий Обвинитель. Кто сей агнец и лев? Он есть агнец — в страдании, лев — в воскресении. А быть может, и в страдании агнец и лев, и в воскресении агнец и лев?

Давайте посмотрим на агнца в страдании. Только что уже сказано: как агнец перед стригущим его безгласен, так и Он не отверзал уст своих. Давайте посмотрим на льва в страдании. Иаков сказал: поднимается, спит, преклонившись, как лев1. Давайте посмотрим на агнца в воскресении. Апокалипсис, поскольку рассказывает о вечной славе жен, говорит: следуют за Агнцем, куда бы Он ни пошел (4 Это те, которые не осквернились с женами, ибо они девственники; это те, которые следуют за Агнцем, куда бы Он ни пошел. Они искуплены из людей, как первенцу Богу и Агнцу, Откр 14:4). Давайте посмотрим на льва в воскресении. То же самое Апокалипсис говорит, что я выше уже сказал:лев от колена Иудина... победил, и может раскрыть сию книгу. Почему агнец в страдании? Потому что без вины виноватый принял смерть. Почему лев в страдании? Потому что убитый уничтожил смерть. Почему агнец в воскресении? Потому что извечна Его невинность Почему лев в воскресении? Потому что извечна его власть.

Примечания

  • 1 — Ср. 9 Молодой лев Иуда, с добычи, сын мой, поднимается. Преклонился он, лег, как лев и как львица: кто поднимет его? Быт 49:9: Молодой лев Иуда, с добычи, сын мой, поднимается. Преклонился он, лег, как лее и как львица: кто поднимет его?

Августин Иппонский, Проповеди. Cl. 0284, 375A.1.21.4.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.