1 Летопись 17 глава

Первая книга Летопись
Cовременный перевод WBTC → Толкование Мэтью Генри

Cовременный перевод WBTC

1 После того, как Давид переселился в свой дом, он сказал пророку Нафану: "Смотри, я живу в доме, сделанном из кедрового дерева, а ковчег завета Господа стоит под шатром".
2 Нафан ответил Давиду: "Ты можешь делать всё, что пожелаешь. С тобою Бог".
3 Но той же ночью было слово Божье к Нафану.
4 Бог сказал: "Пойди и скажи слуге Моему Давиду: Так говорит Господь: "Давид, не ты построишь Мне дом, чтобы жить.
5 Ибо Я не жил в доме с того дня, как вывел Израиль из Египта, и до сего дня.
6Я переходил с места на место в шатре. Я выбрал людей, чтобы они были вождями для народа Израиля. Эти вожди, как пастухи, пасли Мой народ. И, куда бы Я ни ходил в Израиле, Я ни разу не сказал ни одному из этих вождей: Почему вы не построили Мне дом из кедровых брёвен?".
7 Теперь скажи Моему слуге Давиду: Господь Всемогущий говорит: "Я взял тебя из поля от стада овец. Я сделал тебя вождём Моего народа Израиля.
8 Я был с тобой везде, куда бы ты ни ходил. Я шёл перед тобой и истребил всех твоих врагов. Теперь Я сделаю тебя одним из самых великих людей на земле.
9 Я даю тебе место для народа Моего Израиля. Они укоренятся там и будут мирно жить на своём месте. Их не будут больше беспокоить, и нечестивые не будут причинять им зло, как прежде.
10 Эти беды случались, но Я поставил вождей, чтобы они заботились о Моём народе, Израиле, и Я уничтожу всех твоих врагов. Я говорю тебе, что Господь построит тебе дом.
11 Когда ты умрёшь и присоединишься к своим предкам, тогда Я позволю твоему сыну быть новым царём. Новым царём будет один из твоих сыновей, и Я сделаю царство его прочным.
12 Твой сын построит Мне дом, и Я сделаю, чтобы семья твоего сына правила вечно.
13 Я буду ему отцом, и он будет Мне сыном. Саул был царём до тебя, но Я лишил его Своей поддержки. Я никогда не перестану любить твоего сына
14 и поставлю его правителем над Моим домом и царством на веки вечные, и царствование его будет продолжаться вечно!"".
15 Нафан рассказал Давиду о своём видении и обо всём, что говорил Господь.
16 Тогда Давид пошёл в священный шатёр и сел там перед Господом. Давид сказал: "Господи Боже, моя семья и я не заслуживаем всего того, что Ты сделал для меня.
17 Кроме того, Ты позволяешь мне узнать, что произойдёт с моей семьёй в будущем. Ты относился ко мне, как к очень важному человеку.
18 Что ещё могу я сказать? Ты так много сделал для меня, а я всего лишь Твой слуга, и Ты знаешь это.
19 Господи, Ты сделал для меня всё это великое, ибо Тебе это было угодно.
20 Нет подобного Тебе, Господи, нет Бога, кроме Тебя. Мы не слышали ни о каком боге, который бы совершал прекрасные дела подобно Тебе!
21 Есть ли где другой народ, подобный Израилю? Нет! Израиль — единственный народ на земле, для которого Ты совершил эти прекрасные дела. Ты вывел нас из Египта и сделал нас свободными. Ты сделал Себя великим! Ты шёл перед Твоим народом и заставлял другие народы оставлять свою землю для нас!
22 Ты взял Израиль, чтобы он был Твоим народом навеки, и Ты, Господи, стал их Богом!
23 Господи, Ты дал это обещание мне и моему народу. Сохрани Своё обещание и сделай так, как Ты сказал!
24 Покажи, что Тебе можно доверять! И я надеюсь, что народ будет прославлять Твоё имя вечно. Люди будут говорить: "Господь Всемогущий есть Бог Израиля!". Я раб Твой! Позволь же моей семье быть сильной и продолжать служить Тебе.
25 Ибо Ты, Боже, говорил со мной, Своим рабом. Ты открыл мне, что Ты сделаешь мою семью семьёй царей. Поэтому я осмелился просить Тебя сделать это.
26 Господи, Ты Бог, и Ты сам обещал сделать для меня это благо.
27 Господи, благослови мою семью, чтобы мы всегда могли служить Тебе, ибо когда Ты, Господи, благословляешь кого-то, тогда тот благословен навеки!"

Толкование Мэтью Генри

О выдающемся событии, описанном в данной главе, мы читали во 2Цар.

7. Оно стоит того, чтобы оглянуться назад и вспомнить, о чем там говорилось. Особого внимания заслуживают два момента:

(I) Бог с благодарностью принимает намерение Давида построить дом для Него и дает вслед за этим обетование (ст. 1−15).

(II) Давид с благодарностью принимает Божье обетование об устройстве его дома и вслед за этим совершает молитву (ст. 16−27).

Стихи 1−15. Здесь следует принять во внимание:

I. Какую заботу и усердие должны проявлять благочестивые люди в служении интересам Божьего царства в этом мире. Давид не мог наслаждаться жизнью в своем доме из кедра, пока ковчег находился под шатром (ст. 1). Мы должны принимать близко к сердцу интересы общества. Какую радость может принести личное благосостояние, если не видишь блага в Иерусалиме? Видите, о чем Давид начал заботиться и что планировать, когда обрел богатство и власть? Нет, он не стал говорить: «Что мне сделать для своих детей, чтобы каждый имел хороший удел. Что мне сделать, чтобы наполнить свои сундуки и расширить владения?» Но: «Что мне сделать для Бога, как служить Ему и почтить Его?» Кто стремится поделиться своим добром и достижениями с другими, тот непременно задастся вопросом о состоянии ковчега: уделяется ли ему достаточно внимания.

II. С какой готовностью Божьи пророки должны поощрять каждое доброе намерение. Не успел Нафан узнать о достойных планах Давида, как предложил ему: все, что у тебя на сердце, делай (ст. 2), ибо у него не было причин сомневаться, что с Давидом в этом деле Бог. Ведь пророки должны побуждать к проявлению даров и благодатей не только себя, но и других.

III. Как мало Бог переживает о внешней помпезности и великолепии служения. Его ковчегу было хорошо и в скинии, и Бог не упоминал о строительстве дома для ковчега, даже когда поселил израильтян в больших и хороших городах, которые они не строили (Втор 6:10). Он велел судьям пасти Свой народ, но никогда не предлагал построить дом Ему Самому (ст. 6). Мы вполне можем довольствоваться скромными условиями, ведь и Божий ковчег находился в таком положении какое-то время.

IV. С какой благосклонностью Бог принимает добрые намерения Своего народа, даже если при этом предотвращает осуществление таковых. Давид не должен строить Ему дом (ст. 4). Пусть он приготовит все, что нужно, но не строит; подобным же образом Моисею надлежало привести израильтян к тому месту, откуда виден Ханаан, и передать их в руки Иисуса Навина, под руководством которого им предстояло завладеть землей. И только Христос вправе начать и закончить Свое дело. Тем не менее из-за того, что Давиду не позволено строить храм:

(1) Он не должен думать, что его восхождение на престол было напрасным. Нет: «Я взял тебя от стада овец, чтобы ты был не строителем храма, а вождем народа Моего Израиля; достаточно для тебя и этой чести; остальное оставь тому, кто придет после тебя» (ст. 7). Зачем человеку думать, что он один возьмет на себя все добрые дела и доведет их до совершенства? Нужно оставлять кое-что и грядущему поколению. Бог даровал Давиду победы и сделал ему имя (ст. 8) и в дальнейшем намеревался использовать Давида для укрепления позиций Своего народа и защиты от врагов (ст. 9). Именно это должно стать его делом, так как он муж брани и пригоден к таковому, а строительство церквей пусть оставит тому, кто не создан быть воином.

(2) Он не должен считать, что его намерение о строительстве храма было тщетным и он не получит награды своей. Нет, поскольку именно Бог предотвратил осуществление такового, то Он сполна вознаградит Давида, как если бы тот совершил задуманное: «Господь устроит тебе дом (ст. 10) и приложит к нему корону Израиля». Если душа расположена к доброму делу, то это будет не только одобрено, но и вознаграждено».

(3) Давид не должен считать, что если он не сможет совершить это благое дело, то оно так и останется несделанным и даже напрасно об этом думать. Нет, Я восставлю семя твое после тебя, и он построит Мне дом (ст. 11−12). Божий храм будет возведен в определенное время, даже если мы не удостоимся чести участия в строительстве и удовольствия видеть его завершенным.

(4) Давид не должен ограничиваться мыслями о преходящем преуспевании своей семьи, но пусть ободряет себя перспективой царства Мессии, Который произойдет из его чресл и престол Которого будет тверд вечно (ст. 14). Что касается Соломона, то он не поселился в Божьем доме, как следовало бы, равно как и род его не поселился в царстве, но: «От тебя произойдет еще один потомок, Которого Я поставлю в доме Моем и в царстве Моем»; и здесь подразумевается, что Он будет и первосвященником в Божьем доме, и Единственным Управляющим делами Божьего царства среди людей, Которому принадлежит вся власть на небе и на земле, в доме и в царстве, в Церкви и в мире. Он будет священником на престоле Своем, и Он создаст храм Господень и совет мира будет между тем и другим (Зах 6:12−13).

Стихи 16−27. Здесь приводится торжественное обращение Давида к Богу в ответ на полученное от Него милостивое послание. Подобно патриархам, Давид принимает Божьи обетования верою, радуется им и убежден в их исполнении (Евр 11:13). Как скромно и смиренно он говорит о себе, признавая собственную никчемность! Как высоко он превозносит Божье имя и восхищается снизошедшей к нему благодатью и благосклонностью Господа! С какой любовью и преданностью он возвеличивает Бога Израилева и как ценит Израиля Божия! Как твердо он уповает на обетование и с какой живой верой просит о его исполнении! Какой пример являет нам эта смиренная и усердная молитва с верой! И всем нам Господь дает силы искать Его таким образом! Мы обсуждали молитву подробно в 2Цар 7. Поэтому здесь остановимся на некоторых моментах, которые отличаются от записанного там и содержат дополнительные сведения.

I. Там мы читаем: это уже по-человечески. Господи мой, Господи! (2Цар 7:19), а здесь Давид говорит с признательностью: «Ты взираешь на меня, как на человека великого, Господи Боже! Ты сделал меня великим и относишься ко мне соответственно». Бог допускает верующих к Себе и заключает с ними завет, дает им звание, дарует им милости и делает для них определенные приготовления, поэтому и взирает на них как на людей великих, хотя они порочны и ничтожны. Поскольку Он Сам дал им отличие, то и относится к ним, как к людям знатным, в соответствии с качествами, которыми Он соблаговолил их наделить. Существует и другое чтение этих слов: «Ты посмотрел на меня как на человека, обитающего в вышних. Господи Боже». Или: «Ты дал мне возможность увидеть в Том, Кто по виду человек, величие Господа Бога». И это указывает на Мессию, ибо Давид, наряду с Авраамом, увидел день Его и возрадовался, причем увидел Его верою в образе человека, ибо Слово стало плотью, но, тем не менее, разглядел Его славу славу, как Единородного от Отца. Именно это имел в виду Бог, когда возвестил о доме Давида вдаль, и именно это предвидение произвело на Давида наибольшее впечатление. А посему и мы не сочтем странным, что Давид столь недвусмысленно говорил о двух естествах Христа, называя Его по вдохновению свыше Господом, хотя знал, что Он его Сын (Пс 109:1), и предвидел, что Он будет ненадолго унижен перед ангелами, но впоследствии увенчается славою и честью (англ. пер., Евр 2:6−7).

II. После слов «что еще может прибавить пред Тобою Давид» здесь звучит дополнение «для возвеличения раба Твоего?» (ст. 18). Следует заметить: честь, которой удостаиваются Божьи служители, когда Господь допускает их к общению с Собой и заключает с ними завет, столь велика, что они не нуждаются и не могут желать чего-то большего. Стоило бы им сесть и помечать, то они даже не подумали бы о столь великой чести для себя, как о ней говорится в Божьем Слове.

III. Легко заметить, что в Книге Царств сказано: ради слова Твоего (2Цар 7:20), тогда как здесь говорится: для раба Твоего (ст. 19). А Иисус Христос назван как Словом Божиим (Откр 19:17), так и рабом Божьим (англ. пер., Ис 42:1, в русск. Отрок Мой), именно ради Него и благодаря Его посредничеству всем верующим даются и исполняются обетования; именно в Нем таковые «да» и в Нем «аминь». Ради Него совершаются все милости; Ему мы обязаны величием, и от Него надлежит ожидать великих дел. Речь идет о неисследимом богатстве Христовом, которое мы можем увидеть верой у себя и в руке Господа Иисуса и непременно будем славить как великое единственное, чему присуще истинное величие, и говорить об этом следует с подобающим почтением.

IV. В Книге Царств о Господе Саваофе сказано как о Боге над Израилем (2Цар 7:26), а здесь о Нем говорится: Бог Израилев, даже Бог Израилю (англ. пер., ст. 24). «Бог Израилев» означает, что Он носит имя Бога израильтян, причем Сам называет Себя так; а «Бог Израилю» значит, что упомянутое имя соответствует тому, что Он делает для израильтян, ибо делает для них все необходимое и поддерживает отношения. Мы знаем, что о богах говорили: «бог такого-то и такогото народа», например: боги Ассирии и Египта, боги Емафа и Арпада, но никакими богами они для тех народов не были, так как совсем им не помогали просто символы ничего, кроме имени. Тогда как Бог Израилев приходится Богом Израилю; израильтянам приносят пользу и ощутимое преимущество все Его атрибуты и достоинства. И поэтому блажен ты, блажен втройне народ, у которого Господь есть Бог; ибо Он будет им Богом, Богом вседостаточным.

V. Заключительные слова молитвы в Книге Царств: и благословением Твоим соделается дом раба Твоего благословенным во веки. Так Давид выразил свое святое желание. Здесь же слова передают святую веру: ибо если Ты, Господи, благословишь, то будет он благословен вовек (ст. 27).

1. Воодушевление на просьбу о благословении Давид получил от Самого Бога, Который дал ему намек, что имеет в запасе благословения для него и его семьи: «Ты благословляешь, Господи, и поэтому всякая плоть приходит к тебе за благословением. И я прихожу к тебе за обещанным мне благословением». Предназначение обетований направлять и побуждать нас к молитве. Разве Бог не сказал: «Я благословлю»? Тогда пусть сердце ответит: «Господи, благослови меня».

2. Давид ревновал о благословении, ибо верил, что, кого благословляет Бог, тот получает истинное благословение навсегда: если Ты, Господи, благословишь, то будет он благословен вовек. Люди могут лишь умолять о благословении, но повелевает таковым Бог. Что Он планирует, то и осуществляет; что обещает, то исполняет; у Господа слова с делом не расходятся. Более того, будет он благословен вовек. Бог не отменяет Своих благословений, и они не встречают сопротивления, а над сопутствующими им благами не властно время. Молитва Давида завершается так же, как и Божье обетование: на веки, вовек (ст. 14, 27). Божий взгляд на вещи вечен такими же должны быть наши желания и надежды.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.