1 Летопись 17 глава

Первая книга Летопись
Cовременный перевод WBTC → Новой Женевской Библии

Cовременный перевод WBTC

1 После того, как Давид переселился в свой дом, он сказал пророку Нафану: "Смотри, я живу в доме, сделанном из кедрового дерева, а ковчег завета Господа стоит под шатром".
2 Нафан ответил Давиду: "Ты можешь делать всё, что пожелаешь. С тобою Бог".
3 Но той же ночью было слово Божье к Нафану.
4 Бог сказал: "Пойди и скажи слуге Моему Давиду: Так говорит Господь: "Давид, не ты построишь Мне дом, чтобы жить.
5 Ибо Я не жил в доме с того дня, как вывел Израиль из Египта, и до сего дня.
6Я переходил с места на место в шатре. Я выбрал людей, чтобы они были вождями для народа Израиля. Эти вожди, как пастухи, пасли Мой народ. И, куда бы Я ни ходил в Израиле, Я ни разу не сказал ни одному из этих вождей: Почему вы не построили Мне дом из кедровых брёвен?".
7 Теперь скажи Моему слуге Давиду: Господь Всемогущий говорит: "Я взял тебя из поля от стада овец. Я сделал тебя вождём Моего народа Израиля.
8 Я был с тобой везде, куда бы ты ни ходил. Я шёл перед тобой и истребил всех твоих врагов. Теперь Я сделаю тебя одним из самых великих людей на земле.
9 Я даю тебе место для народа Моего Израиля. Они укоренятся там и будут мирно жить на своём месте. Их не будут больше беспокоить, и нечестивые не будут причинять им зло, как прежде.
10 Эти беды случались, но Я поставил вождей, чтобы они заботились о Моём народе, Израиле, и Я уничтожу всех твоих врагов. Я говорю тебе, что Господь построит тебе дом.
11 Когда ты умрёшь и присоединишься к своим предкам, тогда Я позволю твоему сыну быть новым царём. Новым царём будет один из твоих сыновей, и Я сделаю царство его прочным.
12 Твой сын построит Мне дом, и Я сделаю, чтобы семья твоего сына правила вечно.
13 Я буду ему отцом, и он будет Мне сыном. Саул был царём до тебя, но Я лишил его Своей поддержки. Я никогда не перестану любить твоего сына
14 и поставлю его правителем над Моим домом и царством на веки вечные, и царствование его будет продолжаться вечно!"".
15 Нафан рассказал Давиду о своём видении и обо всём, что говорил Господь.
16 Тогда Давид пошёл в священный шатёр и сел там перед Господом. Давид сказал: "Господи Боже, моя семья и я не заслуживаем всего того, что Ты сделал для меня.
17 Кроме того, Ты позволяешь мне узнать, что произойдёт с моей семьёй в будущем. Ты относился ко мне, как к очень важному человеку.
18 Что ещё могу я сказать? Ты так много сделал для меня, а я всего лишь Твой слуга, и Ты знаешь это.
19 Господи, Ты сделал для меня всё это великое, ибо Тебе это было угодно.
20 Нет подобного Тебе, Господи, нет Бога, кроме Тебя. Мы не слышали ни о каком боге, который бы совершал прекрасные дела подобно Тебе!
21 Есть ли где другой народ, подобный Израилю? Нет! Израиль — единственный народ на земле, для которого Ты совершил эти прекрасные дела. Ты вывел нас из Египта и сделал нас свободными. Ты сделал Себя великим! Ты шёл перед Твоим народом и заставлял другие народы оставлять свою землю для нас!
22 Ты взял Израиль, чтобы он был Твоим народом навеки, и Ты, Господи, стал их Богом!
23 Господи, Ты дал это обещание мне и моему народу. Сохрани Своё обещание и сделай так, как Ты сказал!
24 Покажи, что Тебе можно доверять! И я надеюсь, что народ будет прославлять Твоё имя вечно. Люди будут говорить: "Господь Всемогущий есть Бог Израиля!". Я раб Твой! Позволь же моей семье быть сильной и продолжать служить Тебе.
25 Ибо Ты, Боже, говорил со мной, Своим рабом. Ты открыл мне, что Ты сделаешь мою семью семьёй царей. Поэтому я осмелился просить Тебя сделать это.
26 Господи, Ты Бог, и Ты сам обещал сделать для меня это благо.
27 Господи, благослови мою семью, чтобы мы всегда могли служить Тебе, ибо когда Ты, Господи, благословляешь кого-то, тогда тот благословен навеки!"

Новой Женевской Библии

17:1 — 29:30 Летописец обращается к рассказу о наиболее важном из того, что сделал Давид для Израиля, — о руководимых им подготовительных работах по строительству храма. Рассказ делится на шесть частей: данное Богом Давиду повеление начать подготовку к строительству храма (17:1−27), войны Давида (18:1 — 20:8), выбор места для будущего храма (21:1 — 22:1), назначение строителей (22:2−19), распоряжения Давида относительно служения в храме (23:1 — 27:34), народное ликование (28:1 — 29:30).

17:1−27 Рассказ о данном Богом Давиду повелении начать подготовительные работы по строительству храма делится на две части: пророчество Нафана о роде Давидовом (17:1−15), молитва, в которой Давид принимает Божие повеление (17:16−27). В данном случае летописец близко следует 2Цар 7:1−29.

17:1−15 Центральным для данного отрывка является древнееврейское слово, переводимое обычно как «дом». Этим словом здесь обозначается и дворец Давида (17:1), и дом Божий (храм) (17:4−6), и дом — династия потомков Давидовых (17:10). Увидев построенный для него дворец, Давид решил воздвигнуть дом для Бога, т.е. храм. Бог же возвестил ему, что Им будет воздвигнут дом (династия) Давида, а сын Давидов построит дом Ему, Господу.

17:7−14 Нафан сообщает об обетованиях Бога роду Давидову, данных в рамках заключенного с ним завета, прославлению которого посвящены Пс 88 и 131. Бог обещал, что потомки Давидовы будут вовеки царствовать над Израилем. Хотя отдельные цари из его рода и подвергались Им суровым карам (2Цар 7:14; 2Пар 6:16; Пс 88:30−32; Пс 131:11−12), в целом основанная Давидом династия никогда не отрешалась от престола на сколько-нибудь значительное время (2Цар 7:15−16; 2Пар 6:16; Пс 88:33−37). В глазах летописца завет с Давидом является залогом надежды на будущее восстановление Израиля (см. Введение: Характерные особенности и темы). Новозаветные тексты свидетельствуют о том, что обетования Давиду были исполнены во Христе.

17:13−14 Летописец не упоминает содержащейся в 2Цар 7:14 угрозы в адрес Соломона покарать его (и его потомков) в случае, если он впадет в беззаконие. Это умолчание можно объяснить его стремлением представить своим читателям Соломона в образе идеального правителя (см. ком. к 2Пар 1:1 — 9:31).

ему отцом... Мне сыном. Используемые здесь термины родства передают представление об особого рода усыновлении Богом избранного царя, что в корне отличалось от обычая обожествления царей, бытовавшего в других ближневосточных культурах. Авторы новозаветных текстов рассматривают эти слова в качестве предвосхищения пришествия Христа, последнего царя из рода Давидова (Мк 1:11; Лк 1:32−33; Евр 1:5). Христос — Сын Божий не только потому, что по плоти происходит от семени Давидова, но потому, что был зачат от Духа Святого (Лк 1:35) и является вторым Лицом Троицы (Ин 1:1−18; Ин 17:1).

милости Моей не отниму...престол его будет тверд вечно. Своей всевышней волей Бог определил род Давидов вовеки царствовать над Израилем. Хотя отдельные потомки его и бывали наказаны Богом (2Цар 7:14), Он затем неизменно восставлял на троне другого представителя того же рода. Это обетование служило залогом исполнения монархических чаяний современников летописца, а полное свое воплощение обрело в Иисусе Христе (см. ком. к 17:7−14 и 2Пар 21:7).

17:16 кто я..? Самоуничижение Давида полностью соответствует созданному летописцем идеализированному образу этого царя (см. ком. к 2Пар 2:6).

17:24 имя. См. ком. к 13:6.

Дом Божий: прежде и сейчас.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.