1 Летопись 17 глава

Первая книга Летопись
Библейской Лиги ERV → Новой Женевской Библии

Библейской Лиги ERV

1 После того как Давид переселился в свой дом, он сказал пророку Нафану:
«Смотри, я живу в доме, построенном из кедрового дерева, а ковчег Соглашения Господа стоит в шатре».
2 Нафан ответил Давиду:
«Иди и делай всё, что ты задумал, так как Бог пребывает с тобой».
3 Но той же ночью к Нафану пришло слово Божье.
4 Бог сказал:
«Пойди и скажи слуге Моему Давиду, что так говорит Господь: „Давид, не ты построишь для Меня дом.
5 Я не жил в доме с того времени, как вывел народ Израиля из Египта и до сегодняшнего дня. Я переходил с места на место в шатре. Я выбирал людей, чтобы они были вождями для народа Израиля. Эти вожди как пастухи заботились о Моём народе.
6 И куда бы Я ни ходил в Израиле, Я ни одному из этих вождей ни разу не сказал: „Почему вы не построили Мне дом из кедровых брёвен?”
7 Теперь скажи Моему слуге Давиду: „Так говорит Господь Всемогущий: „Я взял тебя из поля от стада, которое ты пас, и сделал тебя царём Моего народа, Израиля.
8 Я был с тобой везде, куда бы ты ни ходил. Я шёл перед тобой и истреблял всех твоих врагов, и сейчас Я прославлю твоё имя и сделаю тебя одним из величайших людей на земле.
9 Я даю тебе место для Моего народа, Израиля. Они укоренятся там и будут мирно жить на своём собственном месте. Их не будут больше беспокоить, и нечестивые не будут причинять им зло как прежде.
10 Эти беды случались, но Я выбрал вождей, чтобы они заботились о Моём народе, Израиле, и Я уничтожу всех твоих врагов. Я говорю тебе, что Господь построит тебе дом.
11 Когда ты умрёшь и присоединишься к своим предкам, тогда Я позволю твоему сыну стать новым царём. Я возведу его на царский престол и укреплю царство его на веки вечные.
12 Твой сын построит Мне дом, и Я сделаю так, чтобы семья твоего сына правила вечно.
13 Я буду ему отцом, и он будет Мне сыном. Саул был царём до тебя, но Я лишил его Своей поддержки. Я никогда не отниму у него Своей любви, как Я отнял её у Саула,
14 и поставлю твоего сына правителем над Моим домом и царством на веки вечные, и его царствование будет продолжаться вечно!”»
15 Нафан рассказал Давиду о своём видении и обо всём, что говорил Господь.
16 Тогда царь Давид вошёл в священный шатёр и, сев там перед Господом, сказал:
«Господи Боже, моя семья и я не заслуживаем всего того, что Ты сделал для меня.
17 Кроме того, Ты позволяешь мне узнать, что произойдёт с моей семьёй в будущем. Ты относился ко мне как к очень важному человеку.
18 Что ещё я могу Тебе сказать? Ты так много сделал для меня, а я всего лишь Твой слуга, и Ты знаешь это.
19 Господи, согласно Своей воле Ты совершил эти великие дела.
20 Нет подобного Тебе, Господи, нет Бога, кроме Тебя. Мы не слышали ни о каком боге, который бы совершал прекрасные дела, подобные Твоим!
21 Есть ли где другой народ, подобный Израилю? Нет! Израиль — единственный народ на земле, для которого Ты совершил эти прекрасные дела. Ты вывел нас из Египта и сделал нас свободными. Ты прославил имя Своё! Ты шёл перед Твоим народом и заставлял другие народы оставлять свою землю для нас!
22 Ты сделал израильтян Своим народом навеки, и Ты, Господи, стал их Богом!
23 А сейчас, Господи Боже, исполни Своё обещание для меня и моей семьи и сдержи его на веки вечные.
24 Сдержи Своё обещание, и тогда люди будут прославлять Тебя вечно, говоря: „Господь Всемогущий есть Бог Израиля!” Я — Твой слуга! Позволь же моей семье быть сильной и по-прежнему служить Тебе.
25 Ты, Боже, говорил со мной, Своим слугой, и открыл мне, что Ты сделаешь мою семью семьёй царей. Поэтому я осмелился просить Тебя сделать это.
26 Господи, Ты — Бог, и Ты Сам обещал мне эти блага.
27 Господи, в доброте Своей Ты благословил мою семью и обещал нам, что мы будем служить Тебе вечно. Когда Ты, Господи, благословляешь кого-либо, тогда тот благословен навеки!»

Новой Женевской Библии

17:1 — 29:30 Летописец обращается к рассказу о наиболее важном из того, что сделал Давид для Израиля, — о руководимых им подготовительных работах по строительству храма. Рассказ делится на шесть частей: данное Богом Давиду повеление начать подготовку к строительству храма (17:1−27), войны Давида (18:1 — 20:8), выбор места для будущего храма (21:1 — 22:1), назначение строителей (22:2−19), распоряжения Давида относительно служения в храме (23:1 — 27:34), народное ликование (28:1 — 29:30).

17:1−27 Рассказ о данном Богом Давиду повелении начать подготовительные работы по строительству храма делится на две части: пророчество Нафана о роде Давидовом (17:1−15), молитва, в которой Давид принимает Божие повеление (17:16−27). В данном случае летописец близко следует 2Цар 7:1−29.

17:1−15 Центральным для данного отрывка является древнееврейское слово, переводимое обычно как «дом». Этим словом здесь обозначается и дворец Давида (17:1), и дом Божий (храм) (17:4−6), и дом — династия потомков Давидовых (17:10). Увидев построенный для него дворец, Давид решил воздвигнуть дом для Бога, т.е. храм. Бог же возвестил ему, что Им будет воздвигнут дом (династия) Давида, а сын Давидов построит дом Ему, Господу.

17:7−14 Нафан сообщает об обетованиях Бога роду Давидову, данных в рамках заключенного с ним завета, прославлению которого посвящены Пс 88 и 131. Бог обещал, что потомки Давидовы будут вовеки царствовать над Израилем. Хотя отдельные цари из его рода и подвергались Им суровым карам (2Цар 7:14; 2Пар 6:16; Пс 88:30−32; Пс 131:11−12), в целом основанная Давидом династия никогда не отрешалась от престола на сколько-нибудь значительное время (2Цар 7:15−16; 2Пар 6:16; Пс 88:33−37). В глазах летописца завет с Давидом является залогом надежды на будущее восстановление Израиля (см. Введение: Характерные особенности и темы). Новозаветные тексты свидетельствуют о том, что обетования Давиду были исполнены во Христе.

17:13−14 Летописец не упоминает содержащейся в 2Цар 7:14 угрозы в адрес Соломона покарать его (и его потомков) в случае, если он впадет в беззаконие. Это умолчание можно объяснить его стремлением представить своим читателям Соломона в образе идеального правителя (см. ком. к 2Пар 1:1 — 9:31).

ему отцом... Мне сыном. Используемые здесь термины родства передают представление об особого рода усыновлении Богом избранного царя, что в корне отличалось от обычая обожествления царей, бытовавшего в других ближневосточных культурах. Авторы новозаветных текстов рассматривают эти слова в качестве предвосхищения пришествия Христа, последнего царя из рода Давидова (Мк 1:11; Лк 1:32−33; Евр 1:5). Христос — Сын Божий не только потому, что по плоти происходит от семени Давидова, но потому, что был зачат от Духа Святого (Лк 1:35) и является вторым Лицом Троицы (Ин 1:1−18; Ин 17:1).

милости Моей не отниму...престол его будет тверд вечно. Своей всевышней волей Бог определил род Давидов вовеки царствовать над Израилем. Хотя отдельные потомки его и бывали наказаны Богом (2Цар 7:14), Он затем неизменно восставлял на троне другого представителя того же рода. Это обетование служило залогом исполнения монархических чаяний современников летописца, а полное свое воплощение обрело в Иисусе Христе (см. ком. к 17:7−14 и 2Пар 21:7).

17:16 кто я..? Самоуничижение Давида полностью соответствует созданному летописцем идеализированному образу этого царя (см. ком. к 2Пар 2:6).

17:24 имя. См. ком. к 13:6.

Дом Божий: прежде и сейчас.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.