1 Летопись 2 глава

Первая книга Летопись
Cовременный перевод WBTC → Толкование Мэтью Генри

Cовременный перевод WBTC

1 Сыновья Израиля были: Рувим, Симеон, Левий, Иуда, Иссахар, Завулон,
2 Дан, Иосиф, Вениамин, Неффалим, Гад и Асир.
3 Сыновьями Иуды были: Ир, Онан и Силом. Их матерью была дочь Шуева. Она была хананеянка. Господь видел, что первый сын Иуды, Ир, был грешником, и поэтому умертвил Ира.
4 Невестка Иуды, Фамарь, родила Фареса и Зару. Всего у Иуды было пятеро сыновей.
5 Сыновьями Фереса были: Есром и Хамул.
6 У Зары было пятеро сыновей: Зимри, Ефан, Еман, Халкол и Дара.
7 Сыном Харми был Ахан. Ахан принёс много бед Израилю. Он утаил вещи, захваченные в битве, которые он должен был отдать Богу.
8 Сыном Ефана был Азария.
9 Сыновьями Есрома были Иерахмеил, Арам и Хелувай.
10 Арам был отцом Аминадава. Аминадав был отцом Наассона. Наассон был вождём народа Иудеи.
11 Наассон был отцом Салмона. Салмон был отцом Вооза.
12 Вооз был отцом Овида. Овид был отцом Иессея.
13 Иессей был отцом Елиава. Елиав был его первым сыном. Вторым сыном Иессея был Аминадав. Его третим сыном был Самма.
14 Нафанаил был четвёртым сыном Иессея. Пятым сыном Иессея был Раддай.
15 Оцем был шестым сыном Иессея, а Давид был его седьмым сыном.
16 Их сестрами были Саруия и Авигея. У Саруии было три сына: Авесса, Иоав и Азаил.
17 Авигея была матерью Амессы. Отцом Амессы был Иефер, измаильтянин.
18 Халев был сыном Есрома. У Халева были дети от Азувы, его жены. Азува же была дочерью Иериофы. Сыновьями Азувы были Иешер, Шовав и Ардон.
19 Когда Азува умерла, Халев женился на Ефрафе. У них был сын, которого они назвали Хур.
20 Хур был отцом Урии. Урия был отцом Веселиила.
21 Позже, когда Есрому было шестьдесят лет, он женился на дочери Махира. Махир был отцом Галаада. Есром спал с дочерью Махира, и она родила ему Сегува.
22 Сегув был отцом Иаира. У Иаира было двадцать три города в земле Галаадской.
23 Но гессурцы и сирийцы забрали селения Иаира. Среди них был Кенаф и маленькие города вокруг него. Всего там было шестьдесят маленьких городов. Все эти города принадлежали сыновьям Махира, отца Галаада.
24 Есром умер в городе Халев-Ефрафе. После его смерти его жена Авия родила ему сына. Его назвали Ашхура. Ашхура был отцом Фекои.
25 Иерахмеил был первым сыном Есрома. Сыновья Иерахмеила были: Рам, Вуна, Орен, Оцем и Ахия. Рам был первым сыном Иерахмеила.
26 У Иерахмеила была другая жена, по имени Афара. Афара была матерью Онама.
27 У первого сына Иерахмеила, Рама, были сыновья. Это были: Маац, Иамин и Екер.
28 Сыновья Онама были: Шаммай и Иада. Сыновья Шаммая были: Надав и Авишур.
29 Жену Авишура звали Авихаиль. У них было два сына, Ахбан и Молид.
30 Сыновьями Надава были: Селед и Афаим. Селед умер, не имея детей.
31 Сыном Афаима был Иший. Сыном Ишия был Шешан. Сыном Шешана был Ахлай.
32 Иада был братом Шаммая. Сыновьями Иада были: Иефер и Ионафан. Иефер умер бездетным.
33 Сыновьями Ионафана были: Пелеф и Заза. Это список сыновей Иерахмеила.
34 Шешан умер, не имея сыновей. У него были только дочери. У Шешана был слуга из Египта, по имени Иарха.
35 Шешан позволил своей дочери выйти замуж за Иарха. У них был сын, которого звали Аттай.
36 Аттай был отцом Нафана. Нафан был отцом Завада.
37 Завад был отцом Ефлала. Ефлал был отцом Овида.
38 Овид был отцом Иеуя. Иеуй был отцом Азарии.
39 Азария был отцом Хелеца. Хелец был отцом Елеасы.
40 Елеаса был отцом Сисмая. Сисмай был отцом Саллума.
41 Саллум был отцом Иекамии. Иекамия был отцом Елишама.
42 Халев был братом Иерахмеила. У Халева было несколько сыновей. Его первенцем был Меша. Меша был отцом Зифа. У Халева был ещё один сын, Мареша. Мареша был отцом Хеврона.
43 Сыновьями Хеврона были Корей, Таппуах, Рекем и Шема.
44 Шема был отцом Рахама. Рахам был отцом Иоркеама. Рекем был отцом Шаммая.
45 Сыном Шаммая был Маон. Маон был отцом Беф-Цура.
46 Наложницу Халева звали Ефа. Ефа была матерью Харана, Моца и Газеза. Харан был отцом Газеза.
47 Сыновьями Иегдая были Регем, Иофам, Гешан, Пелет, Ефа и Шааф.
48 Мааха была другой наложницей Халева. Мааха была матерью Шевера и Фирхана.
49 Мааха также была матерью Шаафа и Шева. Шааф был отцом Мадманны. Шева был отцом Махбены и Гивеи. Дочерью Халева была Ахса.
50 Вот список потомков Халева: Хур был первенцем Халева. Он родился у Ефрафы. Сыновьями Хура были Шовал, основатель Кириаф-Иарима,
51 Салма, основатель Вифлеема, и Хареф, основатель Бефгадера.
52 Вот список потомков Шовала, основателя Кириаф-Иарима: Гарое, половина менухотян;
53 племена из Кириаф-Иарима: ифрияне, футияне, шумафане и мидраитяне, от которых произошли цоряне и ештаоляне.
54 Вот список потомков Салмы: вифлеемляне, нетофафяне, венец дома Иоава, половина менухотян, цоряне
55 и семьи книжников, которые жили в Иабеце, тирейцы, шимейцы и сухайцы. Эти книжники были кинеяне, потомки Хамафа. Хамаф был основателем Бетрехава.

Толкование Мэтью Генри

Теперь мы приблизились к тому, ради чего повторение генеалогий было задумано, а именно к родословию сынов Израилевых, избранного народа, которому предстояло «жить отдельно и между народами не числиться». В этой главе мы находим:

(I) Имена двенадцати сыновей Израиля (ст. 1−2).

(II) Описание колена Иудина, которое было главенствующим, и не столько ради Давида, сколько ради Сына Давидова, нашего Господа, Который воссиял из колена Иудина (Евр 7:14).

1. Первые потомки Иуды до Иессея (ст. 3−12).

2. Дети Иессея (ст. 13−17).

3. Потомство Есрома, включающее не только сынов Арама, который был предком Давида, но и сынов Халева (ст. 18−20), Сегува (ст. 21−24), Иерахмеила (25−33, и далее до ст. 41); и еще потомки Халева (ст. 42−49), с описанием рода Халева и его сына Хура (ст. 50−55). Наилучшее объяснение материалу этой и следующих глав было представлено в самом ясном свете в генеалогических таблицах, которые вышли примерно 100 лет назад в качестве приложения к первым печатным копиям последнего перевода Библии на английский и на какое-то время сохранились; в более поздних изданиях они не появлялись, а жаль, потому что принесли бы немалую пользу тем, кто прилежно исследует Писание. Говорят, что эти таблицы составил великолепный знаток в деле изучения Писания г-н Хью Брутон. Иногда мы находим их в старых изданиях Библии.

Стихи 1−17. В этих стихах говорится:

I. О семье Иакова. Здесь названы по именам его двенадцать сыновей, и это знаменательное число часто встречается на страницах Библии почти на всем ее протяжении от первой до последней книги. Мы постоянно сталкиваемся с упоминаниями о двенадцати коленах, которые произошли от этих двенадцати патриархов. Некоторые из них отличались отнюдь не превосходным нравом (первые четыре сильно запятнали себя), тем не менее их потомки стали наследниками завета; ибо именно по благодати — по благодати, дающейся даром, было сказано: Иакова Я возлюбил не от дел, чтобы никто не хвалился.

II. О семье Иуды. Это колено стало самым прославленным, более всего умножилось и удостоилось самой высокой чести по сравнению с остальными, и поэтому его генеалогия идет первой и представлена подробнее всех других. В приведенном здесь описании этого выдающегося древа, вершиной которого суждено стать Христу, мы находим:

(1) Имена людей очень порочных. Например, старший сын Иуды Ир был не благоугоден в очах Господа и поражен в начале своих дней ударом Божьего возмездия. Господь умертвил его (ст. 3). Его младший брат Онан оказался не лучше и тоже поплатился жизнью. Упомянута и Фамарь, с которой ее свекор Иуда вступил в кровосмесительную связь (ст. 4). А также Ахан, названный здесь «Ахар» нарушитель порядка, который навлек беду на Израиля, взяв из заклятого (ст. 7). Следует заметить: в самых лучших и достойных семьях могут найтись порочащие их.

(2) Имена людей очень мудрых и благочестивых таких, как Ефан, Еман, Халкол и Дара, которые родились не от Зары непосредственно, но были его потомками и упомянуты здесь, потому что прославили род своего отца; ибо когда Святому Духу было угодно превознести мудрость Соломона, то Он заявил, что царь мудрее этих четырех человек, которые, хотя и были сыновьями Малхола, названы Езрахитянами в честь Зары (3Цар 4:31). Чтобы четыре брата славились своей мудростью и благочестием это явление весьма редкое.

(3) Имена людей очень знатных таких, как Наассон, который был князем колена Иудина, и, когда в пустыне формировался стан Израилев, он шел в авангарде, возглавляя славное шествие. Упомянут и Салмон, или Салман, занимавший этот почетный пост, когда израильтяне вошли в Ханаан (ст. 10−11).

III. О семье Иессея, подробное описание которой хранится ради Давида и Сына Давидова, сказано: и произойдет отрасль от корня Иессеева (Ис 11:1). Отсюда очевидно, что Давид был седьмым сыном, а три его известных военачальника Авесса, Иоав и Азаил приходились сыновьями одной из его сестер, а Амессу родила другая сестра. Три из четырех убиты и сошли в могилу, хотя и были, как сильные, ужасом на земле живых.

Стихи 18−55. Люди, упомянутые в предыдущем отрывке, в большинстве своем те, о которых мы много читали, в том числе и в других местах Писания; и лишь немногие из перечисленных в этом упоминаются где-то еще. По-видимому, генеалогия колена Иудина была составлена точнее и подробнее родословия любого другого колена, и в этом следует видеть заслугу провидения, позаботившегося о четком выделении генеалогии Христа.

1. Здесь мы находим имя Веселиила, который был главным мастером при возведении скинии (Исх 31:2).

2. Отцом всего потомства, о котором идет речь, стал Есром, приходившийся сыном Фаресу (ст. 5), и его сыновья Халев (Хелувай) и Иерахмеил имели много детей (как и он сам), причем даже в преклонном возрасте, ибо, когда Есром умер, у него осталась беременная жена (ст. 24). И он был одним из семидесяти, ушедших с Иаковом в Египет (Быт 46:12). Именно в той стране так увеличилась его семья, как и другие семьи угнетаемых. Логично предположить, что он умер во время рабства израильтян в Египте; тем не менее здесь говорится, что Есром умер в Халеф-Ефрафе (то есть в Вифлееме) на земле Ханаана (ст. 24). Наверно, несмотря на то что основная часть народа продолжала жить в Египте, некоторые, будучи более активными по сравнению с остальными, приходили иногда в Ханаан (по крайней мере, до тех пор, пока рабские узы не стали крайне суровыми) и обустраивались там, хотя потом это было утрачено. О достижениях Иаира (ст. 22−23) говорится также в Чис 32:41; и, предположительно, это произошло много лет спустя после завоевания Ханаана. Иудейское предание гласит, что Есром женился в третий раз, когда ему было шестьдесят лет (ст. 21), а потом женился еще раз, потому что у него было сильное желание умножить род Фареса, из которого выйдет Мессия.

3. Здесь говорится о человеке, который умер бездетным (ст. 30), а затем упоминается еще один бездетный (ст. 32) и один, у которого не было сыновей, а только дочери (ст. 34). Поэтому пусть люди, переживающие по поводу бездетности или рождения детей одного пола, не считают, что их ситуация нова или единственна в своем роде. Провидение распоряжается семейными делами, имея на то неоспоримое право: если Господу угодно, Он дает детей, если нет не дает, или же рождаются дети только одного пола. Бог не обязан угождать нам, а вот мы обязаны соглашаться с Его благоволением. Для любящих Господа Он Сам будет лучше десяти сыновей и даст им в доме Своем и в стенах Своих место и имя лучшее, нежели сыновьям и дочерям. Поэтому пусть люди, которым суждено быть бездетными, не завидуют большим и устроенным семьям. Будет ли наш глаз завистлив, оттого что Бог добр?

4. Здесь упоминается человек, у которого была одна дочь, и он выдал ее за своего раба египтянина (ст. 34−35). Если об этом говорится с похвалой, то следует предположить, что египтянин обратился в религию израильтян и славился своей мудростью и достоинствами, в противном случае чистокровному израильтянину не пристало выдавать за него свою дочь, в особенности если дочь единственная. Ведь когда египтяне становятся прозелитами, а рабы поступают достойно, то ни происхождение, ни положение раба не должно стать препятствием к его повышению. Именно таким должен быть египтянин, чтобы вышедшая за него женщина жила с ним так же счастливо, как если бы вышла замуж за кого-либо из начальников своего колена.

5. Некоторые родословия заканчиваются не именем человека, а названием местности, например говорится об отце Кириаф-Иарима (ст. 50), отце Вифлеема (ст. 51), который впоследствии стал Давидовым городом, потому что эти места выпали им по жребию при разделе земли.

6. Здесь также упоминаются семьи книжников (в русск. пер. племена Соферийцев, ст. 55), которые заботились об образовании своих семей, в особенности об изучении Писания, и преподавали народу доброе разумение в служении Господу. Мы рады тому, что нашли среди этих великих родов семьи книжников. О, если бы все в народе Господнем были пророками и все семьи в Израиле были семьями книжников, хорошо наученными Царствию Небесному и способными выносить из сокровищницы своей новое и старое!



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.