1 Паралипоменон 2 глава

Первая книга Паралипоменон
Под редакцией Кулаковых → Толкование Мэтью Генри

Под редакцией Кулаковых

1 Вот сыновья Израиля: Рувим, Симеон, Левий, Иуда, Иссахар, Завулон,
2 Дан, Иосиф, Вениамин, Неффалим, Гад и Асир.
3 Сыновья Иуды: Эр, Онан и Шела — все трое родились у него от Бат-Шуи, ханаанеянки. Эр, первенец Иуды, в глазах ГОСПОДА был человеком нечестивым, и Он лишил его жизни…
4 Фамарь, невестка Иуды, также родила ему Пареца и Зараха. Всего у Иуды было пятеро сыновей.
5 Сыновья Пареца: Хецрон и Хамуль.
6 Сыновья Зараха: Зимри, Этан, Хеман, Калкол и Дара — всего пятеро.
7 Сыновья Карми: Ахар,1 наведший беду на Израиль тем, что взял то, что подлежит уничтожению.2
8 Сын Этана — Азария.
9 Сыновья, родившиеся у Хецрона: Ерахмеэль, Рам и Келувай.
10 У Рама родился Амминадав, у Амминадава родился Нахшон, вождь сыновей Иуды.
11 У Нахшона родился Салма, а у Салмы — Боаз,
12 у Боаза родился Овед, а у Оведа — Иессей.
13 У Иессея родились: Элиав, его первенец, Авинадав — второй сын, Шима — третий,
14 Нетанэль — четвертый, Раддай — пятый,
15 Оцем — шестой, Давид — седьмой.
16 Были у них сестры Церуя и Авигаиль. Сыновья Церуи: Авишай, Йоав и Асаэль — всего трое.
17 Авигаиль родила Амасу; отцом Амасы был Етер, измаильтянин.
18 У Халева, сына Хецрона, и его жены Азувы родилась Ериот. Вот сыновья3 Ериот: Ешер, Шовав и Ардон.
19 После смерти Азувы Халев женился на Эфрате, и она родила ему Гура.
20 У Гура родился Ури, а у того родился Бецалел.4
21 Когда Хецрону было шестьдесят лет, он взял в жены дочь Махира (отца Гилада) и был с ней, и она родила ему Сегува.
22 У Сегува родился Яир. И было у Яира двадцать три города в Гиладе.
23 Но гешурцы и арамеи отняли у жителей Гилада Селения Яира и Кенат с подвластными ему селениями — всего шестьдесят городов. Все эти города принадлежали потомкам Махира, отца Гилада.
24 После смерти Хецрона в Халев-Эфрате жена Хецрона Авия родила ему Ашхура, отца Текоа.5
25 Сыновьями Ерахмеэля, первенца Хецрона, были: Рам, первенец, Буна, Орен, Оцем и Ахия.
26 У Ерахмеэля была еще одна жена, по имени Атара; она мать Онама.
27 Сыновьями Рама, первенца Ерахмеэля, были: Маац, Ямин и Экер.
28 Сыновьями Онама были: Шаммай и Яда. Сыновьями Шаммая были: Надав и Авишур.
29 У Авишура была жена по имени Авихаиль, она родила Ахбана и Молида.
30 Сыновья Надава: Селед и Аппаим. Селед умер, не оставив сыновей.
31 Сын Аппаима — Иши. Сын Иши — Шешан. Сын Шешана — Ахлай.
32 Сыновья Яды, брата Шаммая: Етер и Ионафан. Етер умер, не оставив сыновей.
33 Сыновья Ионафана: Пелет и Заза. Вот потомки Ерахмеэля.
34 Не было у Шешана сыновей,6 только дочери. У Шешана был слуга, египтянин, звали его Ярха.
35 Отдал Шешан дочь свою в жены слуге Ярхе, и она родила ему Аттая.
36 У Аттая родился Натан, у Натана родился Завад,
37 у Завада родился Эфлаль, у Эфлаля родился Овед,
38 у Оведа родился Иегу, у Иегу родился Азария,
39 у Азарии родился Хелец, у Хелеца родился Эляса;
40 у Элясы родился Сисмай, у Сисмая родился Шаллум,
41 у Шаллума родился Екамия, у Екамии родился Элишама.
42 Потомки Халева, брата Ерахмеэля: Меша — его первенец, который стал отцом Зифа, и Мареша,7 который стал отцом Хеврона.
43 Сыновья Хеврона: Корей, Таппуах, Рекем и Шема.
44 У Шемы родился Рахам, отец Йоркоама, у Рекема родился Шаммай.
45 Сын Шаммая — Маон; Маон был отцом Бет-Цура.
46 Эфа, наложница Халева, родила Харана, Моцу и Газеза. У Харана родился Газез.
47 Сыновья Яхдая: Регем, Йотам, Гешан, Пелет, Эфа и Шааф.
48 Другая наложница Халева, Мааха, родила Шевера и Тирхана,
49 также родила она Шаафу, отца Мадманны, и Шеву, отца Махбены и Гивы. Дочерью Халева была Ахса.
50 Вот какие были потомки у Халева.
Сыновья Гура, первенца Эфраты: Шоваль, отец Кирьят-Еарима,
51 Салма, отец Вифлеема, Хареф, отец Бет-Гадера.
52 Потомками Шоваля, отца Кирьят-Еарима, были: Хароэ, Хаци, Менухот,8
53 а также племена Кирьят-Еарима: итритяне, путяне, шуматяне и мишраяне, от которых произошли цоряне и эштаоляне.9
54 Потомки Салмы: Вифлеем, нетофатияне,10 Атрот-бет-Йоав, половина манахтиян (цоряне),
55 племена софериян,11 живущих в Яавеце: тиратияне, шиматияне и сухатияне (они кинеи, которые происходят от Хаммата, отца Бет-Рехава).

Толкование Мэтью Генри

Теперь мы приблизились к тому, ради чего повторение генеалогий было задумано, а именно к родословию сынов Израилевых, избранного народа, которому предстояло «жить отдельно и между народами не числиться». В этой главе мы находим:

(I) Имена двенадцати сыновей Израиля (ст. 1−2).

(II) Описание колена Иудина, которое было главенствующим, и не столько ради Давида, сколько ради Сына Давидова, нашего Господа, Который воссиял из колена Иудина (Евр 7:14).

1. Первые потомки Иуды до Иессея (ст. 3−12).

2. Дети Иессея (ст. 13−17).

3. Потомство Есрома, включающее не только сынов Арама, который был предком Давида, но и сынов Халева (ст. 18−20), Сегува (ст. 21−24), Иерахмеила (25−33, и далее до ст. 41); и еще потомки Халева (ст. 42−49), с описанием рода Халева и его сына Хура (ст. 50−55). Наилучшее объяснение материалу этой и следующих глав было представлено в самом ясном свете в генеалогических таблицах, которые вышли примерно 100 лет назад в качестве приложения к первым печатным копиям последнего перевода Библии на английский и на какое-то время сохранились; в более поздних изданиях они не появлялись, а жаль, потому что принесли бы немалую пользу тем, кто прилежно исследует Писание. Говорят, что эти таблицы составил великолепный знаток в деле изучения Писания г-н Хью Брутон. Иногда мы находим их в старых изданиях Библии.

Стихи 1−17. В этих стихах говорится:

I. О семье Иакова. Здесь названы по именам его двенадцать сыновей, и это знаменательное число часто встречается на страницах Библии почти на всем ее протяжении от первой до последней книги. Мы постоянно сталкиваемся с упоминаниями о двенадцати коленах, которые произошли от этих двенадцати патриархов. Некоторые из них отличались отнюдь не превосходным нравом (первые четыре сильно запятнали себя), тем не менее их потомки стали наследниками завета; ибо именно по благодати — по благодати, дающейся даром, было сказано: Иакова Я возлюбил не от дел, чтобы никто не хвалился.

II. О семье Иуды. Это колено стало самым прославленным, более всего умножилось и удостоилось самой высокой чести по сравнению с остальными, и поэтому его генеалогия идет первой и представлена подробнее всех других. В приведенном здесь описании этого выдающегося древа, вершиной которого суждено стать Христу, мы находим:

(1) Имена людей очень порочных. Например, старший сын Иуды Ир был не благоугоден в очах Господа и поражен в начале своих дней ударом Божьего возмездия. Господь умертвил его (ст. 3). Его младший брат Онан оказался не лучше и тоже поплатился жизнью. Упомянута и Фамарь, с которой ее свекор Иуда вступил в кровосмесительную связь (ст. 4). А также Ахан, названный здесь «Ахар» нарушитель порядка, который навлек беду на Израиля, взяв из заклятого (ст. 7). Следует заметить: в самых лучших и достойных семьях могут найтись порочащие их.

(2) Имена людей очень мудрых и благочестивых таких, как Ефан, Еман, Халкол и Дара, которые родились не от Зары непосредственно, но были его потомками и упомянуты здесь, потому что прославили род своего отца; ибо когда Святому Духу было угодно превознести мудрость Соломона, то Он заявил, что царь мудрее этих четырех человек, которые, хотя и были сыновьями Малхола, названы Езрахитянами в честь Зары (3Цар 4:31). Чтобы четыре брата славились своей мудростью и благочестием это явление весьма редкое.

(3) Имена людей очень знатных таких, как Наассон, который был князем колена Иудина, и, когда в пустыне формировался стан Израилев, он шел в авангарде, возглавляя славное шествие. Упомянут и Салмон, или Салман, занимавший этот почетный пост, когда израильтяне вошли в Ханаан (ст. 10−11).

III. О семье Иессея, подробное описание которой хранится ради Давида и Сына Давидова, сказано: и произойдет отрасль от корня Иессеева (Ис 11:1). Отсюда очевидно, что Давид был седьмым сыном, а три его известных военачальника Авесса, Иоав и Азаил приходились сыновьями одной из его сестер, а Амессу родила другая сестра. Три из четырех убиты и сошли в могилу, хотя и были, как сильные, ужасом на земле живых.

Стихи 18−55. Люди, упомянутые в предыдущем отрывке, в большинстве своем те, о которых мы много читали, в том числе и в других местах Писания; и лишь немногие из перечисленных в этом упоминаются где-то еще. По-видимому, генеалогия колена Иудина была составлена точнее и подробнее родословия любого другого колена, и в этом следует видеть заслугу провидения, позаботившегося о четком выделении генеалогии Христа.

1. Здесь мы находим имя Веселиила, который был главным мастером при возведении скинии (Исх 31:2).

2. Отцом всего потомства, о котором идет речь, стал Есром, приходившийся сыном Фаресу (ст. 5), и его сыновья Халев (Хелувай) и Иерахмеил имели много детей (как и он сам), причем даже в преклонном возрасте, ибо, когда Есром умер, у него осталась беременная жена (ст. 24). И он был одним из семидесяти, ушедших с Иаковом в Египет (Быт 46:12). Именно в той стране так увеличилась его семья, как и другие семьи угнетаемых. Логично предположить, что он умер во время рабства израильтян в Египте; тем не менее здесь говорится, что Есром умер в Халеф-Ефрафе (то есть в Вифлееме) на земле Ханаана (ст. 24). Наверно, несмотря на то что основная часть народа продолжала жить в Египте, некоторые, будучи более активными по сравнению с остальными, приходили иногда в Ханаан (по крайней мере, до тех пор, пока рабские узы не стали крайне суровыми) и обустраивались там, хотя потом это было утрачено. О достижениях Иаира (ст. 22−23) говорится также в Чис 32:41; и, предположительно, это произошло много лет спустя после завоевания Ханаана. Иудейское предание гласит, что Есром женился в третий раз, когда ему было шестьдесят лет (ст. 21), а потом женился еще раз, потому что у него было сильное желание умножить род Фареса, из которого выйдет Мессия.

3. Здесь говорится о человеке, который умер бездетным (ст. 30), а затем упоминается еще один бездетный (ст. 32) и один, у которого не было сыновей, а только дочери (ст. 34). Поэтому пусть люди, переживающие по поводу бездетности или рождения детей одного пола, не считают, что их ситуация нова или единственна в своем роде. Провидение распоряжается семейными делами, имея на то неоспоримое право: если Господу угодно, Он дает детей, если нет не дает, или же рождаются дети только одного пола. Бог не обязан угождать нам, а вот мы обязаны соглашаться с Его благоволением. Для любящих Господа Он Сам будет лучше десяти сыновей и даст им в доме Своем и в стенах Своих место и имя лучшее, нежели сыновьям и дочерям. Поэтому пусть люди, которым суждено быть бездетными, не завидуют большим и устроенным семьям. Будет ли наш глаз завистлив, оттого что Бог добр?

4. Здесь упоминается человек, у которого была одна дочь, и он выдал ее за своего раба египтянина (ст. 34−35). Если об этом говорится с похвалой, то следует предположить, что египтянин обратился в религию израильтян и славился своей мудростью и достоинствами, в противном случае чистокровному израильтянину не пристало выдавать за него свою дочь, в особенности если дочь единственная. Ведь когда египтяне становятся прозелитами, а рабы поступают достойно, то ни происхождение, ни положение раба не должно стать препятствием к его повышению. Именно таким должен быть египтянин, чтобы вышедшая за него женщина жила с ним так же счастливо, как если бы вышла замуж за кого-либо из начальников своего колена.

5. Некоторые родословия заканчиваются не именем человека, а названием местности, например говорится об отце Кириаф-Иарима (ст. 50), отце Вифлеема (ст. 51), который впоследствии стал Давидовым городом, потому что эти места выпали им по жребию при разделе земли.

6. Здесь также упоминаются семьи книжников (в русск. пер. племена Соферийцев, ст. 55), которые заботились об образовании своих семей, в особенности об изучении Писания, и преподавали народу доброе разумение в служении Господу. Мы рады тому, что нашли среди этих великих родов семьи книжников. О, если бы все в народе Господнем были пророками и все семьи в Израиле были семьями книжников, хорошо наученными Царствию Небесному и способными выносить из сокровищницы своей новое и старое!

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
7  [1] — В Нав 7 назван Аханом.
7  [2] — Или: взял заклятое; букв.: нарушил заклятие; см. примеч. к Нав 6:16.
18  [3] — Так по друг. чтению. Букв.: Халев, сын Хецрона, со своей женой Азувой и с Ериот произвел на свет сыновей
20  [4] — Ср. Исх 31:2.
24  [5] — LXX: и после смерти Хецрона Халев был с Эфратой (и Авия была женой Хецрона), и она родила ему Ашхура, отца Текоа.
34  [6] — Это утверждение противоречит стиху 31, где говорится, что сыном Шешана был Ахлай. Это противоречие объясняется тем, что Ахлай умер еще при жизни отца, не оставив потомства.
42  [7] — Пер. по друг. чтению: сын его вместо букв.: и сыновья Мареши, отца Хеврона.
52  [8] — Или: Хароэ́, половина манахтиян.
53  [9] — Т. е. жители городов Цора и Эштаоль.
54  [10] — Т. е. жители города Нетофата, который находился близ Вифлеема.
55  [11] — Пер. по друг. чтению; масоретский текст: писцов.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.