1 Паралипоменон 3 глава

Первая книга Паралипоменон
Под редакцией Кулаковых → Толкование Мэтью Генри

Под редакцией Кулаковых

1 Вот сыновья Давида, родившиеся у него в Хевроне; первенец — Амнон, от изреэлитянки Ахиноами; второй — Даниэль, от кармилитянки Авигаиль;
2 третий — Авессалом, сын Маахи, дочери гешурского царя Талмая; четвертый — Адония, сын Хаггит;
3 пятый — Шефатья, от Авитали; шестой — Итреам, от жены Давида Эглы.
4 Шестеро сыновей родилось у Давида в Хевроне. Там он царствовал семь лет и шесть месяцев, а в Иерусалиме Давид царствовал тридцать три года.
5 Вот сыновья Давида, родившиеся у него в Иерусалиме: Шима, Шовав, Натан и Соломон (эти четверо от Бат-Шуа,1 дочери Аммиэля),
6 Ивхар, Элишама, Элифалет,
7 Ногах, Непег, Яфиа,
8 Элишама, Эльяда и Элифелет — еще девять сыновей.
9 Это всё сыновья Давида, не считая сыновей от наложниц. (А еще у него была дочь, их сестра Фамарь.)
10 Потомки Соломона:2 Ровоам, его сын Авия, сын Авии Аса, сын Асы Иосафат,
11 сын Иосафата Иорам, сын Иорама Охозия, его сын Иоас,
12 сын Иоаса Амасия, сын Амасии Азария, сын Азарии Иофам,
13 сын Иофама Ахаз, сын Ахаза Езекия, сын Езекии Манассия,
14 сын Манассии Амон, сын Амона Иосия.
15 Сыновья Иосии: первенец Иоханан, второй сын — Иоаким, третий — Седекия, четвертый — Шаллум.
16 Сыновья Иоакима: Иехония и Седекия.
17 Сыновья Иехонии, пленника: первенец Шеалтиэль,3
18 а также Малкирам, Педая, Шенаццар, Екамья, Хошама и Недавья.
19 Сыновья Педаи: Зоровавель и Шими. Сыновья Зоровавеля: Мешуллам, Хананья, была у них сестра Шеломит.
20 Еще пятеро сыновей Зоровавеля: Хашува, Охел, Берехья, Хасадья и Юшав-Хесед.
21 Потомки Хананьи: Пелатья и Исайя, сын Исайи Рефая, сын Рефаи Арнан, сын Арнана Авдий, сын Авдия Шеханья,
22 сын Шеханьи Шемая. Сыновья Шемаи: Хаттуш, Игаль, Вариах, Неарья и Шафат — шестеро потомков.
23 Сыновья Неарьи: Эльоэнай, Езекия и Азрикам — трое сыновей.
24 Сыновья Эльоэная: Ходавьягу, Эльяшив, Пелая, Аккув, Иоханан, Делая и Анани — семеро сыновей.

Толкование Мэтью Генри

Ни один из родов Израилевых не был столь выдающимся, как Давидов. Он упоминается в предшествующей главе (1Пар 2:15). А здесь приводится полный отчет о нем.

I. Сыновья Давида (ст. 1−9).

II. Наследники его престола, пока существовало царство (ст. 10−16).

III. Представители рода, жившие во время и после пленения (ст. 17−24). Итак, что касается этого рода, то «от них Христос по плоти».

Стихи 1−9. О сыновьях Давида говорилось и раньше (2Цар 3:2 и далее; 5:14 и далее).

1. У него было много сыновей, и, вне всякого сомнения, он писал то, что думает: блажен человек, который наполнил колчан свой этими стрелами! (Пс 126:5).

2. Некоторые из них принесли Давиду скорбь, например Амнон, Авессалом и Адония; и мы не находим упоминаний о том, чтобы кто-то из сыновей подражал Давиду в любви и преданности Богу, кроме Соломона, да и он сильно уступал в этом своему отцу.

3. Одного из сыновей, рожденных Вирсавией, назвали Нафан, вероятно, в честь пророка Нафана, который обличил Давида в грехе и оказал на него сильное влияние, побудив царя к покаянию. По-видимому, Давид любил его за это до конца своей жизни. Мы проявляем мудрость, когда ценим и считаем лучшими друзьями тех, кто честно говорит нам правду. И, как становится очевидным, родословие нашего Господа Иисуса идет именно от этого сына Давидова (Лк 3:31).

4. Здесь упомянуты два Елишамы и два Елифелета (ст. 6, 8). Вероятно, родившиеся раньше и названные этими именами сыновья умерли, и поэтому Давид дал такие же имена двум другим, чего он никогда бы не сделал, если бы в этом крылось зловещее предзнаменование, как думают некоторые.

5. У Давида было много наложниц, но имена их сыновей, как недостойных такой чести, не названы (ст. 9), тем более что наложницы поступили с Давидом вероломно, поддержав Авессалома.

6. Из всех своих сыновей Давид выбрал Соломона, чтобы тот стал наследником престола, наверно, не за какие-то личные заслуги (Соломонова мудрость была Божьим даром), но: ей, Отче! Ибо таково было Твое благоволение.

Стихи 10−24. Казалось бы, из девятнадцати сыновей Давида многие могли стать родоначальниками знатных семей Израиля, но о них история умалчивает. А Писание приводит отчет о потомстве Соломона в этой главе и Нафана в Евангелии (Лк 3). Остальные имели честь приходиться сыновьями Давиду; и лишь эти удостоились чести иметь отношение к Мессии. Сыновья Нафана являлись праотцами Христа как человека, а сыновья Соломона Его предшественниками как царя. Здесь мы узнаем:

(1) Великие и известные имена продолжателей рода Давида вплоть до пленения имена царей Иуды, которые наследовали престол по прямой линии; исторические сведения о них мы находим в основном в Третьей и Четвертой Книге Царств и встретим их снова во Второй Книге Паралипоменон. Описанная в Библии ситуация, когда корона переходила непосредственно от отца к сыну на протяжении семнадцати поколений, является достаточно редкой. Таким образом была вознаграждена любовь Давида к Богу. Ближе ко времени пленения наследование по прямой линии было прервано, и корона переходила от брата к брату и от племянника к дяде, и это предвещало закат былой славы Давидова дома.

(2) Менее известные имена (обладатели большинства из них ничем не прославились) потомков Давидова дома, переживших пленение. Единственным знаменитым человеком из этого дома, о деятельности которого по возвращении из плена мы узнаем, был Зоровавель, в другом месте названный сыном Салафиилевым, который, как очевидно отсюда, был его внуком (ст. 17−19); но это обычный прием в Писании. Так, Валтасар назван сыном Навуходоносора, хотя приходился ему внуком. О Салафииле сказано, что он сын Иехонии, потому что тот его усыновил и потому что, существует мнение, он унаследовал его высокое положение, которое вернул Иехонии Евилмеродах. В противном случае Иехония был обречен на бездетность: он сравнивается с перстнем, который Бог сорвал со Своей правой руки (Иер 22:24), и вместо него был поставлен Зоровавель, которому Бог сказал: Я буду держать тебя как печать (Агг 2:23). Потомки Зоровавеля носят здесь не те имена, которые указаны в родословиях из Евангелий (Мф 1 гл. или Лк 3 гл.), но, вне всякого сомнения, они были взяты из официальных источников того времени, из государственных реестров, которые составляли священники, ведя учет всем семьям Иуды, в особенности роду Давидову. Последним в этой главе приведено имя Анани, в отношении которого, по словам епископа Патрика, в Таргуме добавлены такие слова: Он есть царь Мессия, Которому предстоит открыться; и некоторые из иудейских богословов приводят этому основание, ссылаясь на слова пророка: с облаками небесными (гним гнанани) шел как бы Сын человеческий (Дан 7:13). В действительности же основание весьма странное и надуманное; но этот ученый муж считает, что его можно рассматривать как свидетельство, что иудейские богословы непрестанно и много думали о Мессии и надеялись, что определенное Богом время Его пришествия наступит вскоре после дней Зоровавеля.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
5  [1] — В LXX и в одной евр. рукописи: от Вирсавии, ср. 2Цар 12:24,25.
10  [2] — Далее перечисляются потомки Соломона, цари Иудеи.
17  [3] — Пер. по друг. чтению; масоретский текст: сыновья Иехо́нии: Асси́р, Шеалтиэ́ль
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.