1 Паралипоменон 3 глава

Первая книга Паралипоменон
Новый русский перевод → Толкование Мэтью Генри

Новый русский перевод

1 Вот сыновья Давида, которые родились у него в Хевроне:
первенец Амнон от изреельтянки Ахиноамь;
второй сын — Даниил[28] от кармилитянки Авигайль;
2 третий — Авессалом, сын Маахи, дочери гешурского царя Талмая;
четвертый — Адония, сын Аггифы;
3 пятый — Шефатия от Авиталы;
шестой — Итреам от его жены Эглы.
4 Шестеро сыновей родилось у Давида в Хевроне, где он правил семь лет и шесть месяцев.
В Иерусалиме он правил тридцать три года,
5 и вот дети, которые родились у него в Иерусалиме:
Шима, Шовав, Нафан и Соломон — четверо от Вирсавии[29], дочери Аммиила.
6 Затем Ивхар, Элишама, Элифелет,
7 Ногах, Нефег, Иафия,
8 Элишама, Элиада и Элифелет — девять сыновей.
9 Всё это — сыновья Давида, не считая сыновей от наложниц. А сестрой их была Фамарь.
10 Потомки Соломона: Ровоам, Авия, его сын, Аса, его сын, Иосафат, его сын,
11 Иорам, его сын, Охозия, его сын, Иоаш, его сын,
12 Амасия, его сын, Азария[30], его сын, Иотам, его сын,
13 Ахаз, его сын, Езекия, его сын, Манассия, его сын,
14 Амон, его сын, Иосия, его сын.
15 Сыновья Иосии:
первенец Иоханан,
второй сын — Иоаким,
третий — Цедекия,
четвертый — Шаллум[31].
16 Потомки Иоакима: Иехония, его сын, Цедекия, его сын.
17 Потомки Иехонии, который был пленником: Асир, Шеалтиил, его сын,
18 Малкирам, Педая, Шенацар, Иекамия, Гошама, Недавия.
19 Сыновья Педаи: Зоровавель, Шимей.
Сыновья Зоровавеля: Мешуллам и Ханания; сестрой их была Шеломит;
20 Хашшува, Огел, Берехия, Хасадия, Иушав-Хесед — ещё пятеро.
21 Потомки Ханании: Пелатия и Иешаия, сыном[32] Иешаи был Рефая, сыном Рефаи был Арнан, сыном Арнана был Авдий, сыном Авдия был Шекания.
22 Сын Шекании: Шемая.
Сыновья Шемаи: Хаттуш, Игал, Бариах, Неария, Шафат — шестеро.
23 Сыновья Неарии: Элиоэнай, Езекия, Азрикам — трое.
24 Сыновья Элиоэная: Годавия, Элиашив, Фелаия, Аккув, Иоханан, Делая и Анани — семеро.

Толкование Мэтью Генри

Ни один из родов Израилевых не был столь выдающимся, как Давидов. Он упоминается в предшествующей главе (1Пар 2:15). А здесь приводится полный отчет о нем.

I. Сыновья Давида (ст. 1−9).

II. Наследники его престола, пока существовало царство (ст. 10−16).

III. Представители рода, жившие во время и после пленения (ст. 17−24). Итак, что касается этого рода, то «от них Христос по плоти».

Стихи 1−9. О сыновьях Давида говорилось и раньше (2Цар 3:2 и далее; 5:14 и далее).

1. У него было много сыновей, и, вне всякого сомнения, он писал то, что думает: блажен человек, который наполнил колчан свой этими стрелами! (Пс 126:5).

2. Некоторые из них принесли Давиду скорбь, например Амнон, Авессалом и Адония; и мы не находим упоминаний о том, чтобы кто-то из сыновей подражал Давиду в любви и преданности Богу, кроме Соломона, да и он сильно уступал в этом своему отцу.

3. Одного из сыновей, рожденных Вирсавией, назвали Нафан, вероятно, в честь пророка Нафана, который обличил Давида в грехе и оказал на него сильное влияние, побудив царя к покаянию. По-видимому, Давид любил его за это до конца своей жизни. Мы проявляем мудрость, когда ценим и считаем лучшими друзьями тех, кто честно говорит нам правду. И, как становится очевидным, родословие нашего Господа Иисуса идет именно от этого сына Давидова (Лк 3:31).

4. Здесь упомянуты два Елишамы и два Елифелета (ст. 6, 8). Вероятно, родившиеся раньше и названные этими именами сыновья умерли, и поэтому Давид дал такие же имена двум другим, чего он никогда бы не сделал, если бы в этом крылось зловещее предзнаменование, как думают некоторые.

5. У Давида было много наложниц, но имена их сыновей, как недостойных такой чести, не названы (ст. 9), тем более что наложницы поступили с Давидом вероломно, поддержав Авессалома.

6. Из всех своих сыновей Давид выбрал Соломона, чтобы тот стал наследником престола, наверно, не за какие-то личные заслуги (Соломонова мудрость была Божьим даром), но: ей, Отче! Ибо таково было Твое благоволение.

Стихи 10−24. Казалось бы, из девятнадцати сыновей Давида многие могли стать родоначальниками знатных семей Израиля, но о них история умалчивает. А Писание приводит отчет о потомстве Соломона в этой главе и Нафана в Евангелии (Лк 3). Остальные имели честь приходиться сыновьями Давиду; и лишь эти удостоились чести иметь отношение к Мессии. Сыновья Нафана являлись праотцами Христа как человека, а сыновья Соломона Его предшественниками как царя. Здесь мы узнаем:

(1) Великие и известные имена продолжателей рода Давида вплоть до пленения имена царей Иуды, которые наследовали престол по прямой линии; исторические сведения о них мы находим в основном в Третьей и Четвертой Книге Царств и встретим их снова во Второй Книге Паралипоменон. Описанная в Библии ситуация, когда корона переходила непосредственно от отца к сыну на протяжении семнадцати поколений, является достаточно редкой. Таким образом была вознаграждена любовь Давида к Богу. Ближе ко времени пленения наследование по прямой линии было прервано, и корона переходила от брата к брату и от племянника к дяде, и это предвещало закат былой славы Давидова дома.

(2) Менее известные имена (обладатели большинства из них ничем не прославились) потомков Давидова дома, переживших пленение. Единственным знаменитым человеком из этого дома, о деятельности которого по возвращении из плена мы узнаем, был Зоровавель, в другом месте названный сыном Салафиилевым, который, как очевидно отсюда, был его внуком (ст. 17−19); но это обычный прием в Писании. Так, Валтасар назван сыном Навуходоносора, хотя приходился ему внуком. О Салафииле сказано, что он сын Иехонии, потому что тот его усыновил и потому что, существует мнение, он унаследовал его высокое положение, которое вернул Иехонии Евилмеродах. В противном случае Иехония был обречен на бездетность: он сравнивается с перстнем, который Бог сорвал со Своей правой руки (Иер 22:24), и вместо него был поставлен Зоровавель, которому Бог сказал: Я буду держать тебя как печать (Агг 2:23). Потомки Зоровавеля носят здесь не те имена, которые указаны в родословиях из Евангелий (Мф 1 гл. или Лк 3 гл.), но, вне всякого сомнения, они были взяты из официальных источников того времени, из государственных реестров, которые составляли священники, ведя учет всем семьям Иуды, в особенности роду Давидову. Последним в этой главе приведено имя Анани, в отношении которого, по словам епископа Патрика, в Таргуме добавлены такие слова: Он есть царь Мессия, Которому предстоит открыться; и некоторые из иудейских богословов приводят этому основание, ссылаясь на слова пророка: с облаками небесными (гним гнанани) шел как бы Сын человеческий (Дан 7:13). В действительности же основание весьма странное и надуманное; но этот ученый муж считает, что его можно рассматривать как свидетельство, что иудейские богословы непрестанно и много думали о Мессии и надеялись, что определенное Богом время Его пришествия наступит вскоре после дней Зоровавеля.

Примечания:

 
Новый русский перевод
1 [28] — См. 2Цар 3:3: «Килеаб».
5 [29]От Вирсавии. Или: от Бат-Шуа.
12 [30] — Другое имя царя Уззии (см. 2Пар 26).
15 [31] — Другое имя царя Иохаза (см. 4Цар 23:30).
21 [32] — Так в одном из древн. переводов; в евр. тексте: сыновья Рефаи… Арнана… Авдия… Шекании.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.