1 Паралипоменон 5 глава

Первая книга Паралипоменон
Новый русский перевод → Толкование Мэтью Генри

Новый русский перевод

1 Сыновья Рувима, первенца Израиля. (Он был первенцем, но когда он осквернил брачное ложе своего отца,[41] права его первородства были отданы сыновьям Иосифа, сына Израиля; поэтому он и не упоминается в родословии по своему первородству,
2 и хотя Иуда был сильнейшим среди своих братьев и от него произошел правитель, права первородства отошли к Иосифу.)
3 Сыновья Рувима, первенца Израиля: Енох, Фаллу, Хецрон и Хармий.
4 Сыновья Иоиля: его сын Шемая, сыном Шемаи был Гог, сыном Гога был Шимей,
5 сыном Шимея был Миха, сыном Михи был Реая, сыном Реаи был Баал,
6 сыном Баала был Беэра, которого увел в плен Тиглатпаласар[42], царь Ассирии. Беэра был вождем рувимитов.
7 Его родичи по кланам, исчисленные по их родословиям: Иеил был главным, затем Захария,
8 Бела, сын Азаза, внук Шемы, правнук Иоиля.
Они населяли земли от Ароера до Нево и Баал-Меона.
9 К востоку же они занимали земли до самого края пустыни, которая тянется к реке Евфрат, потому что их стада умножились в Галааде.
10 Во время правления Саула они вели войну с агарянами, которые пали от их рук. Они поселились в жилищах агарян по всем восточным землям Галаада.
11 Гадиты жили рядом с ними в Башане до самой Салхи:
12 Иоиль был вождем, Шафам — вторым после него, потом Иаанай и Шафат — в Башане.
13 Их родичей по семьям было семеро: Михаил, Мешуллам, Шева, Иорай, Иаакан, Зия и Евер.
14 Это сыновья Авихаила, сына Хурия, сына Иароаха, сына Галаада, сына Михаила, сына Иешишая, сына Иахдо, сына Буза.
15 Ахи, сын Авдиила, внук Гуни, был главой своего семейства.
16 Гадиты жили в Галааде, в Башане и в его городах и на всех пастбищах Шарона, до самых их пределов.
17 Все они были внесены в родословные записи во время правления Иотама, царя Иудеи, и Иеровоама, царя Израиля.
18 У родов Рувима, Гада и половины рода Манассии было 44 760 мужчин, пригодных к военной службе, — крепких мужчин, которые умели обращаться с щитом и мечом, натягивать лук и сражаться.
19 Они вели войну с агарянами, Иетуром, Нафишем и Нодавом.
20 Бог помог им в их сражении и отдал агарян и всех их союзников в их руки, потому что они взывали к Нему во время битвы. Он ответил на их молитвы, потому что они верили Ему.
21 Они захватили скот агарян — 50 000 верблюдов, 250 000 овец и 2 000 ослов. В плен они взяли 100 000 человек,
22 и ещё множество пало убитыми, потому что та война была по воле Божьей. Гадиты жили в их землях до плена.
23 Народ половины рода Манассии был многочислен. Они населяли страну от Башана до Баал-Хермона, Сенира и горы Хермон.
24 Вот главы их семейств: Ефер, Иший, Элиэл, Азриил, Иеремия, Годавия и Иахдиил — доблестные воины, прославленные мужи, главы своих семейств.
25 Но они нарушили верность Богу их отцов и предались блуду с богами народов страны, которых Бог истребил перед ними.
26 И Бог Израиля побудил Пула (он же Тиглатпаласар), царя Ассирии,[43] и тот взял роды Рувима, Гада и половину рода Манассии в плен. Он увел их в Халах, Хавор, Ару и на реку Гозан, где они находятся и по сегодняшний день.

Толкование Мэтью Генри

В этой главе приводится отчет о двух с половиной коленах, поселившихся на другом берегу Иордана.

I. О колене Рувима (ст. 1−10).

II. О колене Гада (ст. 11−17).

III. О половине колена Манассии (ст. 23−24).

IV. О событиях, касающихся всех троих, сказано:

(1) Как они совместными усилиями победили агарян (ст. 18−22).

(2) Как и сами в конечном счете были побеждены и стали пленниками ассирийского царя, потому что оставили Бога (ст. 25−26).

Стихи 1−17. Здесь приводятся отдельные части генеалогий:

I. Колена Рувимова; и мы узнаем:

1. По какой причине о нем говорится далеко не в первую очередь. Рувим признан первенцем Израиля, и на этом основании он мог бы претендовать на главенствующее место. Но он лишился привилегии первенства, ибо осквернил наложницу своего отца, и за это ему вынесен приговор, что не будет преимуществовать (Быт 49:4). Грех умаляет достоинство человека, толкает его вниз, лишая превосходства. В особенности это касается нарушения седьмой заповеди, которое оставляет несмываемое пятно на репутации людей и их семей и бесчестье, не забывающееся с течением времени. Потомки Рувима до самого конца будут нести позор греха своего праотца. Но, несмотря на то что это колено утратило первенство, его не отвергли и не лишили наследства. Для израильтянина запятнанная честь не равнозначна утрате счастья. Рувим лишился привилегий первенства, однако они не перешли к следующему за ним по старшинству Симеону. Ибо данное обстоятельство служило прообразом, и главенствующим стал выбор благодати, а не естественный порядок вещей. Преимущества первородства сводились к владычеству и двойному уделу. Рувим лишился и того и другого, причем обе привилегии не достались кому-то одному (это было бы слишком много), но их разделили.

(1) И двойной удел получил Иосиф, ибо от него произошли два колена Ефрем и Манассия, каждому из которых полагался удел сына (ибо именно так Иаков благословил их по вере, Евр 11:21; Быт 48:15−22), и оба эти колена стали такими же значительными и важными, как каждое из двенадцати, за исключением Иуды.

(2) А Иуда получил владычество; именно ему умирающий патриарх вручил скипетр (Быт 49:10). От него произошел главный вождь: сначала Давид, а в полноту времен Владыка Мессия (Мих 5:2). Такая честь была припасена для Иуды, хотя первенство получил Иосиф; и, обретя владычество, он не должен завидовать двойному уделу Иосифа.

2. О родословии князей этого колена и о его главных семействах (информация о многих была, несомненно, опущена) до Бееры, который возглавлял клан, когда ассирийский царь увел рувимлян в плен (ст. 4−6). Возможно, тот факт, что он был их князем именно тогда, упоминается специально, чтобы показать, как плохо Беера справился со своим делом и не предотвратил пленение.

3. О расширении владений этого колена. Число рувимлян возросло и поголовье их скота увеличилось, поэтому они вытеснили своих соседей агарян и продолжали завоевывать территории, если не до реки Евфрат, то до пустыни, примыкающей к этой реке (ст. 9−10). Так Бог давал Своему народу обещанное: Он постепенно прогонял от них врагов и обеспечивал их землей по мере надобности (Исх 23:30).

II. Колена Гадова. Здесь перечислены несколько великих семей этого колена (ст. 7); родоначальниками семи из них стали сыновья Авихаила, генеалогии которых прослежены по восходящей от сына к отцу (ст. 14−15), тогда как родословия в ст. 4−5 представлены по нисходящей от отца к сыну. Генеалогии были приведены в порядок в дни иудейского царя Иоафама, а начали их составлять немного раньше в правление израильского царя Иеровоама II. До конца не ясно, по какой конкретной причине составлением родословий занялись именно в то время, но происходило это накануне ассирийского пленения (как явствует из 4Цар 15:29, 31). Когда на евреев за их вопиющую дегенерацию и отступничество были готовы обрушиться Божьи суды, тогда они стали хвалиться своими родословиями и тем, что являются сынами завета. Подобным же образом и во времена нашего Спасителя созревшие к погибели иудеи хвастались: отец у нас Авраам. Возможно, в этом следует видеть вмешательство провидения и благоприятный подтекст: хотя евреи в данное время и подверглись изгнанию, Бог не оставил их навеки. Если мы планируем ссылаться на что-то в будущем, то нам нужно вести тому учет.

Стихи 18−26. Здесь названы по именам родоначальники полуколена Манассиина, поселившегося по другую сторону Иордана (ст. 23−24). Сначала их уделом был только Васан, но впоследствии их сила и богатство так возросли, что они расширили свои владения дальше на север, вплоть до Ермона. В этих стихах говорится только о двух обстоятельствах, которые касаются всех колен, поселившихся на другом берегу Иордана. Итак, они разделили:

I. Славную победу над агарянами, как теперь называли измаильтян, чтобы напомнить им, что они сыны рабы, подлежавшие изгнанию. Здесь не говорится, как именно одержали победу, и не ясно, идет ли речь об упоминаемой в описании рувимлян и имевшей место во дни Саула (ст. 10), или же успех одного колена вдохновил на ратные подвиги два других, и они присоединились к нему в следующей военной кампании. По-видимому, хотя в царствование Саула защита интересов царства общими усилиями была незначительной, некоторые колена объединялись самостоятельно и могли за себя постоять. Здесь говорится:

1. Какое доблестное войско вывели на поле битвы против агарян эти приграничные колена: свыше 44000 мужчин сильных, смелых и искусных в ратном деле, которые умели обращаться с оружием (ст. 18). Если бы все колена объединились и действовали слаженно еще во времена судей, то каким бы мощным был Израиль!

2. Что они предприняли, чтобы заручиться поддержкой Бога: воззвали к Богу, и... уповали на Него (ст. 20). Они поступили как истинные израильтяне.

(1) Как потомки верующего Авраама, они уповали на Бога. Несмотря на то что у них было сильное войско, они полагались не на него, а на Божью силу. Они знали, что у них есть поручение от Бога вести по возможности войну не только с заклятыми народами, но и со своими соседями для расширения собственных территорий, даже если те находятся весьма далеко (см. Втор 20:15). В своем успехе они полагались на Божье провидение.

(2) Как потомки молящегося Иакова, они воззвали к Богу, в особенности во время сражения, когда, наверно, над ними впервые нависла угроза поражения (подобный пример мы находим в 2Пар 13:14). Бог ожидает, что в беде мы будем взывать к Нему: Он облагает нас такой данью, такой «арендной платой». В своих духовных конфликтах мы должны искать помощи у неба; именно молитва с верою будет молитвой побеждающей.

3. Об успехе, который они имели: и Бог услышал их, хотя обратиться к Нему их заставила нужда. Господь готов слышать и отвечать на молитвы. Они получили помощь в борьбе с врагом, ибо Бог никогда еще не подводил уповавших на Него. И тогда они уничтожили армию врага, намного превосходившую их войско по численности, убили многих (ст. 22) и взяли 100000 пленных, обогатив себя трофеями и поселившись в стране врага (ст. 21−22); и все благодаря тому, что от Бога было сражение сие, и предпринимали его в страхе Божьем, а вели, полагаясь на Него. Если битва от Господа, то есть основание надеяться на победу. Мы вправе рассчитывать на успех какого-либо предприятия лишь в том случае, если с нами Бог.

II. Бесславное пленение в конечном счете. Если бы они хранили верность Богу и своему долгу, то в их распоряжении остались бы и земли, выпавшие по жребию, и новые завоевания, но они согрешили против Бога отцов своих (ст. 25). Они жили на границе и общались преимущественно с соседними народами, поэтому научились языческим обрядам и заразили этим другие колена; за это Бог стал судиться с ними. Он был им мужем, и не удивительно, что Его ревность разгорелась как огонь, когда они стали блудно ходить вслед богов народов той земли. Прелюбодеев ждет развод на законном основании. Бог возбудил против них дух... царей Ассирийских, сначала одного, потом второго, чтобы эти честолюбивые монархи послужили достижению Его собственных целей, и задействовал их сначала в наказании отступников, а затем (поскольку они не смирились) в полном выселении таковых (ст. 26). Эти колена были первыми, поселившимися на обетованной земле, и первыми, выселенными оттуда. Они желали обрести наилучшие земли, не учитывая того, что окажутся в самом уязвимом положении. Но кто в своем выборе руководствуется преимущественно чувствами, а не разумом или верой, тот вправе ожидать справедливого возмездия.

Примечания:

 
Новый русский перевод
1 [41] — См. Быт 35:22; Быт 49:3-4.
6 [42] — Евр. вариант этого имени — Тилга́т Пилне́сер; то же в ст. 26.
26 [43] — Пул правил в 745-727 гг. до н. э.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.