1 Паралипоменон 14 глава

Первая книга Паралипоменон
Под редакцией Кулаковых → Толкование Мэтью Генри

Под редакцией Кулаковых

1 Хирам, царь Тира, отправил к Давиду послов, а с ними — кедровые бревна, плотников и каменотесов для строительства дворца Давида.
2 И тогда Давид осознал, что ГОСПОДЬ прочно утвердил его царем над Израилем и возвысил его царство ради народа Своего, Израиля.
3 Взял Давид себе еще жен в Иерусалиме, и родились у него еще сыновья и дочери.
4 Вот имена детей, которые родились у него в Иерусалиме: Шаммуа, Шовав, Натан, Соломон,
5 Ивхар, Элишуа, Эльфалет,
6 Ногах, Непег, Яфиа,
7 Элишама, Беэльяда и Элифалет.
8 Когда филистимляне услышали, что Давид помазан в цари над всем Израилем, то все они отправились, чтобы взять его в плен.1 Давид, узнав об этом, решил сам выступить против них.
9 Филистимляне же, придя, вторглись в долину2 рефаимов.
10 А Давид вопросил Бога: «Идти ли мне на филистимлян, предашь ли Ты их в мои руки?» И ГОСПОДЬ ответил Давиду: «Иди, и Я предам их в твои руки».
11 Израильтяне отправились в Баал-Перацим, и там Давид нанес поражение филистимлянам и сказал: «Прорвал Бог ряды врагов моих моими руками, как вода прорывает запруду ». Потому и называется это место Баал-Перацим.3
12 Филистимляне побросали там изваяния своих богов, и Давид приказал их сжечь.
13 Но спустя время филистимляне снова пришли и вторглись в долину.
14 И Давид вновь вопросил Бога, и Бог ответил ему: «Не наступай на них прямо, но обойди их и напади с тыла, с той стороны, где тутовые деревья.4
15 Когда услышишь, как будто кто-то ступает по верхушкам деревьев, действуй, потому что это Бог выступил перед тобой, чтобы разбить войско филистимлян».
16 И Давид поступил, как велел ему Бог, и уничтожил войска филистимлян от Гивона до Гезера.
17 По всем странам стало известно имя Давида, и ГОСПОДЬ поверг в ужас перед ним5 все народы.

Толкование Мэтью Генри

В этой главе мы узнаем:

(I) Об утверждении царства Давида (ст. 1−2).

(II) Об увеличении его семьи (ст. 3−7).

(III) О поражении его врагов филистимлян в двух военных кампаниях (ст. 8−17). Здесь повторяются сведения, которые приводились раньше (2Цар 5:11 и далее).

Стихи 1−7. Стоит принять во внимание, что:

(1) нет ни одного человека, который был бы настолько самодостаточен, что не нуждался бы в помощи соседей, и мы имеем все основания благодарить за нее; у Давида было весьма большое царство, а у Хирама крохотное; тем не менее Давид не смог бы построить себе дом по душе, если бы Хирам не снабдил его работниками и материалами (ст. 1). Поэтому не нужно никого презирать, а лучше по возможности быть любезными со всеми.

(2) Когда мудрый устраивает свое жилище, это приносит ему огромное удовлетворение, а благочестивый радуется, если видит в этом устройстве особое провидение Бога. Народ поставил Давида царем, но он не мог успокоиться и чувствовать себя счастливым, пока не убедился, что утвердил его Господь царем над Израилем (ст. 2). «Кто свергнет меня, если Сам Господь укрепил мое положение?»

(3) На любое свое продвижение вверх надлежит смотреть как на Божий замысел, состоящий в том, чтобы мы приносили пользу. Давидово царство было вознесено высоко не ради самого Давида, дабы он выглядел великим, а ради народа его Израиля, чтобы Давид был им проводником и защитником. Мы благословляемся, чтобы быть в благословение (см. Быт 12:2). Мы рождаемся и живем не для себя.

(4) Преуспевание, как правило, ведет к появлению беспечности и потаканию плоти. Давид проявил слабость в том, что взял еще жен (ст. 3), когда утвердился на престоле; впрочем, к своей чести и силе он добавил многочисленное потомство. Вот наследие от Господа: дети. Сведения о детях Давида мы находим не только в Книгах Царств, но и в этой книге (1Пар 3:1), и еще раз в данной главе; ибо для них это была большая честь иметь такого отца.

Стихи 8−17. Повествование о победе Давида над филистимлянами во многом совпадает с приведенным ранее (2Цар 5:17 и далее).

1. Нападение филистимлян на Давида должно предостеречь нас от проявления беспечности после хорошего устройства и повышения; нужно быть готовыми к тому, что нас в этом мире не оставят в покое. Когда мы испытываем наибольший комфорт, то можем подвергнуться тем или иным угрозам или притеснению. Подобные потрясения, в особенности после успехов, причиняет царству Христа семя змея.

2. Давид еще и еще раз вопрошает Бога в связи с нападением филистимлян; и это должно послужить нам примером, чтобы и мы во всех своих путях признавали Господа: прибегали к Нему в беде, взывали к Нему, когда с нами обошлись несправедливо, а когда не знаем, как поступить, то спрашивали бы совета у Его Слова, подчинялись Его руководству и умоляли указать нам верный путь.

3. Пусть пример Давида вдохновит нас на сопротивление нашим духовным врагам путем соблюдения Божьих установлений и упования на Его силу. Противостаньте дьяволу, и убежит от вас, как эти филистимляне от Давида.

4. Пусть знамение шума шагов на вершинах тутовых деревьев научит нас обращать внимание на Божьи действия в разных событиях Его провидения и на подсказки Его Духа. Ощутив, что Бог идет впереди нас, давайте препояшем свои чресла; облачимся в броню и последуем за Ним.

5. Давид сжег идолов филистимлян, когда они попали к нему в руки, давайте научимся на его примере святому негодованию на идолопоклонство и все пережитки такового.

6. Давид с благодарностью признал Божью руку в своей победе пусть это послужит нам указанием приносить жертву хвалы на алтарь Божий: не нам, Господи, не нам, но имени Твоему дай славу.

7. Репутация, которую Давид заслужил не только в своем царстве, но и у соседей, служит прообразом превознесенной славы Сына Давидова: и пронеслось имя Давидово по всем землям (ст. 17); о Давиде говорили и им восхищались все народы, и Господь сделал его страшным для всех народов. Все считали Давида грозным врагом и желанным союзником. Так же высоко превознес Бог и нашего Искупителя и дал Ему имя выше всякого имени.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
8  [1] — Букв.: вышли искать.
9  [2] — Или: совершили набег (на жителей) долины; то же в ст. 13.
11  [3] — Т. е. Властитель прорывов.
14  [4] — Перевод названия дерева предположителен. LXX: грушевые деревья.
17  [5] — Или: перед Ним — в тексте намеренная двусмысленность.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.