1 Паралипоменон 24 глава

Первая книга Паралипоменон
Под редакцией Кулаковых → Толкование Мэтью Генри

Под редакцией Кулаковых

1 Вот череды служения потомков Аарона. Сыновья Аарона: Надав, Авиуд, Элеазар и Итамар.
2 Надав и Авиуд умерли раньше своего отца. И из-за того, что у них не было сыновей, священниками стали Элеазар и Итамар.
3 Вместе с Цадоком из рода Элеазара и Ахимелехом из рода Итамара Давид распределил потомков Аарона1 в соответствии с возложенными на них обязанностями.
4 Среди потомков Элеазара оказалось больше глав родов, чем среди потомков Итамара, и потому они были соответственно разделены: шестнадцать глав семей из потомков Элеазара и восемь глав семей из потомков Итамара.
5 Разделены они были беспристрастно, по жребию, потому что и среди потомков Элеазара, и среди потомков Итамара были достойные нести высокое служение в Святилище и высокое служение пред Богом.2
6 И Шемая, сын Нетанэля, писец из левитов, записывал их в присутствии царя, вождей, священника Цадока и Ахимелеха, сына Авьятара, а также в присутствии глав родов священнических и левитских. При жеребьёвке брали один род из потомков Элеазара и один род брали из потомков Итамара.
7 В первый раз жребий выпал Ехояриву, второй жребий — Едае,
8 третий — Хариму, четвертый — Сеориму,
9 пятый — Малкие, шестой — Миямину,
10 седьмой — Хаккоцу, восьмой — Авие,
11 девятый — Иисусу, десятый — Шехании,
12 одиннадцатый — Эльяшиву, двенадцатый — Якиму,
13 тринадцатый — Хуппе, четырнадцатый — Ешеваву,
14 пятнадцатый — Вилге, шестнадцатый — Иммеру,
15 семнадцатый — Хезиру, восемнадцатый — Хаппиццецу,
16 девятнадцатый — Петахии, двадцатый — Иезекиилю,
17 двадцать первый — Яхину, двадцать второй — Гамулу,
18 двадцать третий — Делае, двадцать четвертый — Маазии.
19 Такова череда их служения при входе в Храм ГОСПОДЕНЬ, согласно правилу, установленному Аароном, отцом их, как заповедал ему Сам ГОСПОДЬ, Бог Израиля.
20 Что до остальных потомков Левия, из сыновей Амрама — Шуваэль; из сыновей Шуваэля — Ехдея.
21 О Рехавье. Сыновья Рехавьи: первенец его Ишшия.
22 У Ицхара: Шеломот. Сыновья Шеломота: Яхат.
23 [Сыновья Хеврона]:3 Ерия, Амарья — второй, Яхазиэль — третий, Екамам — четвертый.
24 Сыновья Уззиэля: Миха; сыновья Михи: Шамир.
25 Брат Михи: Ишшия; сыновья Ишшии: Захария.
26 Сыновья Мерари: Махли и Муши; сыновья Яазии: Бено.
27 Потомки Мерари: сыновья Яазии: Бено, Шохам, Заккур и Иври.
28 У Махли — сын Элеазар, у Элеазара сыновей не было.
29 О Кише. Сыновья Киша: Ерахмеэль.
30 Сыновья Муши: Махли, Эдер, Еримот. Это левиты по их родам.
31 И они тоже бросали жребий, старшие роды наравне с младшими, как и собратья их, потомки Аарона, в присутствии царя Давида, Цадока и Ахимелеха, а также глав родов священнических и левитских.

Толкование Мэтью Генри

В данной главе приводится более подробный отчет о распределении священников и левитов по группам в соответствии с принадлежностью к тому или иному семейству для упорядочения обязанностей в служении.

I. Священники (ст. 1−19).

II. Левиты (ст. 20−31).

Стихи 1−19. Подробное описание устройства служения в наше время не имеет такого практического значения, как во времена опубликовавшего его Ездры, когда, после возвращения из пленения, церковь нуждалась в упорядочении своих дел и возвращении их в прежнее русло. Это описание имеет заголовок: И вот распределения сыновей Аароновых (ст. 1), причем речь идет не об отделении друг от друга и не о противопоставлении (жаль, если подобные разделения возникали между сынами Израилевыми, особенно сыновьями Аарона), а о распределении обязанностей между ними. Так определил Сам Бог и сделал это для Себя.

1. Это распределение было введено для более четкого отправления своих обязанностей священниками и левитами. Бог был и до сих пор есть не Бог неустройства, но Бог порядка, особенно в вопросах поклонения. Множество, не подчиненное порядку, приводит к затруднениям и народным волнениям. Но когда каждый имеет, знает и соблюдает свое место и обязанности, тогда чем больше тем лучше. В таинственном теле каждый член полезен на благо целому (Рим 12:4−5; 1Кор 12:12).

2. Распределение происходило по жребию, чтобы решение было от Господа ради предотвращения любых споров и разногласий и чтобы никого не обвиняли в лицеприятии и никто не говорил, что его обидели. Ведь Господь не только Бог порядка, но и Бог мира. И Соломон говорит, что жребий прекращает споры.

3. Жребий бросали публично в торжественной обстановке, в присутствии царя, князей и священников, чтобы не дать места мошенничеству или подозрениям в таковом. Жребий это воззвание к Богу, и бросать его нужно с подобающим благоговением и искренностью. Так и Матфия избрали апостолом с молитвой и бросанием жребия (Деян 1:24, 26); и я не знаю, почему бы к этому не прибегать с верой и теперь в аналогичных случаях, коль скоро бросание жребия является установлением свыше. Здесь названо имя «государственного нотариуса», который тянул жребий и вел соответствующие записи: Шемаия... писец из левитов (ст. 6).

4. Священники были избраны, чтобы возглавлять дела в святилище в соответствии со своей чередой (ст. 5). И бросанием жребия надлежало определить не иерархию служителей (ибо все избранные были главными), а только очередность: кому приступать первыми, кому следующими, чтобы каждый знал свою череду и отправлял обязанности в свое время. Из двадцати четырех главных священников шестнадцать были из дома Елеазарова и восемь из дома Ифамарова; ибо можно предположить, что род Ифамара сократился после приговора, вынесенного семейству Илия, принадлежавшего к этому дому. Процедура подразумевала, что жребий бросали по очереди: один за представителя дома Елеазара, один за Ифамара (ст. 6). Например, шестнадцать имен главных из рода Елеазарова записали и поместили в одну урну, а восемь из рода Ифамарова в другую, и вытягивали по очереди, пока не закончились лоты с именами Ифамара, а потом имели дело лишь с именами рода Елеазарова; или же тянупи по два лота с именами дома Елеазарова, и один Ифамарова на протяжении всей процедуры.

5. Восьмой из двадцати четырех упомянута череда Авии (ст. 10), или чреда Авиева, из которой был Захария отец Иоанна Крестителя (Лк 1:5); и отсюда очевидно, что преемственность в установленных Давидом чередах сохранилась (хотя, наверно, подчас прерывалась в царствование нечестивых правителей и прервалась надолго во время пленения) вплоть до разрушения второго храма римлянами. И каждая череда носила имя священника, с которым связано ее образование, по аналогии с тем, что первосвященник назван здесь Аароном (ст. 19), ибо наследовал его достоинство и власть, хотя мы не находим, чтобы в то время были первосвященники с таким именем. Кто бы ни был первосвященником, подчиненные священники должны относиться к нему с должным почтением как к своему отцу как к своему отцу Аарону. А Христос первосвященник над домом Божьим, Которому должны подчиняться все верующие, так как стали священством.

Стихи 20−31. Имена большинства упомянутых здесь левитов нам встречались раньше (1Пар 23:16 и далее). Речь идет о тех, кому надлежало быть при священниках для служения дому Господню. Но здесь они названы как главы двадцати четырех черед левитов (примерно такое же число имен мы и находим), служивших при двадцати четырех чередах священников, и поэтому сказано: бросали и они жребий, наравне с братьями своими (заметьте, что священники их братья, а не господа), сыновьями Ароновыми, которые не должны господствовать над наследием Божьим (или духовенством, согласно значению слова в подлиннике, 1Пет 5:3). И чтобы решение было от Господа, главы семейств бросали жребий наравне с меньшими братьями своими; то есть представители домов старших имели равные возможности с представителями домов младших и занимали место не по старшинству, а по определению Божьего жребия. Следует заметить: во Христе нет различия между рабом и свободным, старшим и младшим. Младшие братья, если они верны и искренни, столь же угодны Христу, как и главы семейств.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
3  [1] — Букв.: их.
5  [2] — Или: главные (служители) Святилища и главные (служители) Божьи.
23  [3] — Так в некот. евр. рукописях. Масоретский текст: Веная́.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.