Библия » Августин Толкования Августина

4 Царств 23 4-я Царств 23 глава

Стих 4

Ибо как же еще служат Господу цари в страхе Божьем, если не запрещая и не бичуя со всей требуемой религией суровостью любые деяния против заповедей Господних? Иначе служит Богу царь как просто человек, иначе — как монарх. Как человек, он служит Господу, ведя жизнь человека праведного; а как правоверный монарх он служит Господу тем, что с должным рвением способствует утверждению законов справедливых и упразднению противных благочестию. Сообразно второму роду служения Господу поступал Езекия, когда он отменил высоты, разбил статуи идолов, срубил дубраву, которые были созданы и насажены вопреки заповедям Господним (См. 4 он отменил высоты, разбил статуи, срубил дубраву и истребил медного змея, которого сделал Моисей, потому что до самых тех дней сыны Израилевы кадили ему и называли его Нехуштан. 4Цар 18:4). И так послужил Господу Иосия, когда сам поступал таким же образом. Так послужил царь ниневитян, обратившийся с призывом ко всему городу для умилостивления Господа. Так послужил Дарий, предоставив во власть Даниила разрушить идолов и отдав врагов его львам на растерзание. Так послужил и Навуходоносор, о котором мы уже сказали, когда суровым законом всем в царстве его запретил богохульствовать. В том именно и тогда служат цари Господу по-царски, когда совершают в услужение Ему то, что никто кроме царей не в силах свершить.

Послания. Сl. 0262, 185.57.5.17.18.

Стих 17

Из любви сердца человеческого, по причине которой никто никогда не имел ненависти к своей плоти (29 Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее, как и Господь Церковь, Еф 5:29), если люди узнают, что после их смерти будет отсутствовать что-то из частей их единого тела, требуемого торжественным обрядом погребения по обычаям их родины или народа, то опечалятся. Ведь люди перед смертью опасаются за свои тела, в том числе и в отношении того, что после их смерти уже не имеет на них никакого воздействия.

В соответствие сказанному мы найдем в Книге Царств упоминание о том, как Господь через одного пророка угрожает другому пророку, который не повиновался устам Господа, тем, что тело его не войдет в гробницу отцов его. Писание сообщает нам об этом следующими словами: Так говорит Господь: за то, что ты не повиновался устам Господа и не соблюл повеления, которое заповедал тебе Господь Бог твой, но воротился, ел хлеб и пил воду в том месте, о котором Он сказал тебе: «не ешь хлеба и не пей воды», тело твое не войдет в гробницу отцов твоих (21 И произнес он к человеку Божию, пришедшему из Иудеи, и сказал: так говорит Господь: за то, что ты не повиновался устам Господа и не соблюл повеления, которое заповедал тебе Господь Бог твой, 22 но воротился, ел хлеб и пил воду в том месте, о котором Он сказал тебе: "не ешь хлеба и не пей воды", тело твое не войдет в гробницу отцов твоих. 23 После того, как тот поел хлеба и напился, он оседлал осла для пророка, которого он воротил. 24 И отправился тот. И встретил его на дороге лев и умертвил его. И лежало тело его, брошенное на дороге; осел же стоял подле него, и лев стоял подле тела. 25 И вот, проходившие мимо люди увидели тело, брошенное на дороге, и льва, стоящего подле тела, и пошли и рассказали в городе, в котором жил пророк-старец. 26 Пророк, воротивший его с дороги, услышав это, сказал: это тот человек Божий, который не повиновался устам Господа; Господь предал его льву, который изломал его и умертвил его, по слову Господа, которое Он изрек ему. 27 И сказал сыновьям своим: оседлайте мне осла. И оседлали они. 28 Он отправился и нашел тело его, брошенное на дороге; осел же и лев стояли подле тела; лев не съел тела и не изломал осла. 29 И поднял пророк тело человека Божия, и положил его на осла, и повез его обратно. И пошел пророк-старец в город свой, чтобы оплакать и похоронить его. 30 И положил тело его в своей гробнице и плакал по нем: увы, брат мой! 31 После погребения его он сказал сыновьям своим: когда я умру, похороните меня в гробнице, в которой погребен человек Божий; подле костей его положите кости мои; 32 ибо сбудется слово, которое он по повелению Господню произнес о жертвеннике в Вефиле и о всех капищах на высотах, в городах Самарийских. 3Цар 13:21−32) .

Если мы задумаемся о тяжести этого наказания в свете слов евангельских, из которых явствует, что после смерти тела нет оснований опасаться страдания безжизненных его членов, то нам даже нет необходимости называть это наказанием. Но если мы примем во внимание благоговейное отношение человека к своей плоти, то поймем, насколько живой человек мог быть напуган и опечален такой участью, хотя бы мертвые члены его и не чувствовали. Ибо именно в такой мере хотел Господь наказать раба Своего, коль скоро не по своей строптивости тот пренебрег исполнением предостережения Господня, но по причине обмана со стороны другого человека ошибочно полагал себя послушным голосу Господа, в то время как сам Его ослушался.

Не следует находить, что человека Божьего загрыз дикий зверь с тем, чтобы в наказание душа его была похищена тартаром, когда тот же самый лев, который был причиной его смерти, охранял его тело. И ведь даже вьючное животное, которое было с хозяином, бесстрашно продолжало стоять невредимым подле его мертвого тела в присутствии погубившего его ужасного хищного зверя.

Этот удивительный образ из Писания открывает нам, что человек Божий скорее подвергся временному наказанию до своей смерти хотя бы и ценой его жизни, нежели чем наказанию после смерти. Не по этому ли поводу апостол Павел после упоминания об определенных немощах и болезнях и смертях многих говорит: Ибо если бы мы судили сами себя, то не были бы судимы. Будучи же судимы, наказываемся от Господа, чтобы не быть осужденными с миром (31 Ибо если бы мы судили сами себя, то не были бы судимы. 32 Будучи же судимы, наказываемся от Господа, чтобы не быть осужденными с миром. 1Кор 11:31−32).

Предусмотрительно позаботился обманщик человека Божия захоронить его с почестями в своей усыпальнице. Он же распорядился и себя похоронить подле костей человека Божия в надежде уберечь свои собственные кости в то время, по пророчеству человека Божия, когда Иосия, царь иудейский, раскопает кости многих из мертвых и осквернит кощунственные алтари, возведенные перед статуями идолов. Он пощадил эту могилу, в которой лежал пророк, предсказавший более трёхсот лет тому назад описываемые события. И только ради него не было разорено место захоронения того человека, который его обманул. Из чувства благоговения перед собственным телом он позаботился о своих останках, убив душу свою обманом. Отсюда следует, что ему послужило истинным наказанием узнать о том, что он не будет захоронен в могиле своих отцов, ибо каждый питает естественную привязанность к своей плоти. Поэтому он позаботился о том, чтобы его кости сохранились благодаря захоронению их подле того, чью могилу никто не потревожит.

О надлежащей заботе об умерших. Сl. 0307, 7.9.634.9.

Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии Аврелия Августина Блаженного на четвертую книгу Царств, 23 глава. Толкования Августина.


Public Domain

Public Domain.
Общественное достояние.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.