Библия » Еврейский НЗ Комментарии Давида Стерна

1 Тимофею 3 1-е письмо Тимофею 3 глава

1 Вот слова, которым ты можешь доверять: всякий человек, стремящийся быть руководителем собрания, ищет труда, достойного уважения.

Руководителем собрания, греч. епископос, буквально «надсмотрщик», «надзиратель». Обычно транслитерируется как «епископ». См. ком. к 1 Фес. 1:1. Стремление к руководству здесь не осуждается, а поощряется.

2 Руководитель собрания не должен подавать повода к упрёкам, он должен быть верным своей жене, сдержанным, умеренным во всём, добропорядочным, гостеприимным и способным учить других.

Верным своей жене, буквально «мужем одной жены», поэтому дискуссии по поводу этой фразы в основном касаются не супружеской верности, а цифр — максимум одной, по меньшей мере одной или ровно одной? Или же максимум одной в определённый промежуток времени?

1) По меньшей мере одной. Никто не относится серьёзно к подобному варианту. Если не рассматривать здесь случаи Иакова, Давида и Соломона, полигамия противоречит учению самого Шауля в 1 Кор. 7:2 и учению Йешуа в Мат. 19:3−9, где он говорит об изначальном замысле Бога: «И соединится с женой своей» (не с женами), «и станут двое» (не трое или больше) «одной плотью» (Бытие 2:24).

2) Одной. То есть руководитель должен быть женат. Это согласуется с еврейской поговоркой о том, что мужчина без жены — только наполовину мужчина (ещё одно применение Быт. 2:24).

Раби Танхум сказал во имя раби Ханилая: «Неженатый мужчина живёт без радости, без благословения и без добра». (Иевамот 626)

Нельзя сравнить человека с корзиной, полной хлеба, с тем, у кого корзина пуста. (Йома)

И прямое повеление: Не говори: «Я не женюсь». Женись! (Авот диРаби Натан)

Традиционное отношение иудаизма к женитьбе рискует оказаться слишком бесчувственным по отношению к тем людям, которые по каким-то причинам остались одинокими; ср. замечания Йешуа в Мат. 19:10−12 и учение Шауля в 1 Кор. 7.

3) Максимум одна в конкретный промежуток времени. Это возможно; вопрос тогда заключается в том, могут ли руководители жениться вновь после развода или смерти супруги. В свете того, что в Новом Завете указаны две конкретные причины, по которым разрешено разводиться (супружеская измена, Мат. 19:9, и нежелание неверующего супруга оставаться в браке, 1 Кор. 7:15), можно только спорить о том, подразумевается ли в таких случаях возможность повторного брака. Но тогда, если те же нормы, которым должен следовать обычный верующий, относятся и к руководителю собрания, зачем вообще было упоминать об этом?

4) Максимум одна. Это можно понять как запрет вступать в повторный брак по какой бы то ни было причине. Важно отметить также, что этот принцип позволяет пасторам и шамашим оставаться неженатыми. Это не налагает на них обязанности не вступать в брак, как делает это римско-католическая церковь (см. 4:3 и ком.), но позволяет им не жениться, если таково их желание. Моя собственная точка зрения состоит в том, что фраза «мужем одной жены» означает, что пастор может быть женатым и неженатым, а также может вступать в повторный брак после смерти супруги или развода по двум чётко обозначенным причинам. Однако я перевёл фразу как «верным своей жене», так как полагаю, что суть замечания Шауля здесь не в том, должен ли руководитель жениться (и сколько раз), а в том, чтобы показать, насколько важна его верность в браке. Немногое может разрушить служение столь же быстро и безвозвратно, как сексуальная безнравственность руководителей. В те времена, когда сексуальная распущенность достигала ещё большего размаха, чем в наше время, Шауль подчёркивал значение супружеской верности (как и в ст. 12 и 5:9). Тело Мессии бесславят (ст. 7, ср. 1 Кор. 6:15−20) не только многие хорошо разрекламированные случаи нарушения этого принципа, но и тот факт, что на подобные нарушения часто смотрят сквозь пальцы.

3 Он не должен иметь пристрастие к выпивке и ввязываться в драки, но должен быть доброжелателен, мягок, не сребролюбив.

Он не должен иметь пристрастие к выпивке. Требование заключается не в том, что руководитель должен полностью воздерживаться от спиртного. Однако он не должен иметь привычку напиваться. Вино играет определённую роль в еврейской религии, которую Новый Завет также признаёт (Мат. 26:27−29 и ком., Лук. 22:17−20 и ком.). См. также ниже, 5:23 и ком.

4 Кроме того, он должен хорошо управляться с собственным домом, чтобы его дети повиновались ему и относились с должным уважением; 5 ведь если человек не в состоянии справиться с собственным домом, как он сможет заботиться о Божьей Мессианской общине?

Стихи 4−5. Чтобы его дети повиновались ему (здесь требование выражено в более мягкой форме, чем в Тит. 1:6 и ком.). Как и в ст. 2, возникает вопрос: означает ли это, что руководитель обязательно должен иметь детей? Или же, если у него есть дети, должны ли они быть послушными, чтобы его собственный дом мог послужить примером для всей общины? Последнее толкование является общепринятым, из чего можно сделать вполне обоснованный вывод о том, что семья важнее служения.

Если человек не в состоянии справиться с собственным домом, как он сможет заботиться о Божьей Мессианской общине? Можно выразить эту же мысль при помощи утвердительного предложения: руководитель собрания, воспитывая своих детей, получает неоценимый опыт для своего труда в служении.

6 Он не должен быть из новообращённых, чтобы не возгордиться и не попасть под то же осуждение, что и Противник.

Противник (Сатан; см. ком. к Мат. 4:1) попал под осуждение Бога именно из-за гордости; см. Ис. 14:13−14, Иез. 28:1−19, Мат. 4:1−10.

7 Далее, о нём должны хорошо отзываться посторонние, чтобы он не навлёк на себя нарекание и не угодил в сети Противника.

Руководитель общины находится в несколько ином положении, чем менеджер или тот, кто занимает официальную должность. Противник не беспокоится в том случае, когда кто-либо богатеет или приобретает власть, но он всеми своими силами пытается воспрепятствовать распространению Доброй Вести и приближению Царства. Для этой цели у него всегда расставлены сети, чтобы навлечь нарекание на тех, кто посвятил себя исполнению Божьей работы.

Стихи 2−7. Судить руководителей собрания в соответствии с этими критериями имеют право как верующие, так и неверующие.

8 Подобно этому и шамашим также должны быть людьми с добрым нравом, слову которых можно доверять. Они не должны предаваться пьянству и быть корыстолюбивыми.

Шамашим, «работники», дьяконы. См. ком. к Фил. 1:1.

9 Они с чистой совестью должны хранить веру, истина которой ранее была сокрыта.

Истина которой ранее была сокрыта. См. Рим. 11:25, ком. к Еф. 1:9. См. также в ст. 16.

10 Необходимо, чтобы сначала они прошли проверку; затем, если не вызовут нарекания, можно назначить их на служение шамашим. 11 Кроме того, и жёны их должны иметь добрый нрав, не сплетничать, но быть сдержанными и верными во всём.

Греческое гюнайкас может означать либо «жёны», либо «женщины». Если верно первое, Шауль принимает как должное, что только мужчины могут быть шамашим, и ставит в зависимость успешность их служения от хорошего поведения их жён. Если же здесь имеются в виду «женщины», он допускает, что должность шамаша может занимать как мужчина, так и женщина.

В Рим. 16:1 Шауль называет Фиву шамашем; тот факт, что он использует при этом форму мужского рода греческого слова диаконос, подразумевает, что он говорит именно о должности, а не просто описывает её как работника. Против такого понимания выступает ст. 12, в котором говорится, что шамаш должен быть верен своей жене (см. ком. к ст. 2), но ничего не говорится о том, что женщина-шамаш должна быть верна своему мужу (ср. 5:9). Тем не менее, это можно объяснить лаконичностью изложения или посчитать правилом, касающимся наиболее частых случаев.

12 Пусть каждый из шамашим будет верен своей жене и хорошо управляется с детьми и домом. 13 Так как люди, которые хорошо несут служение шамашим, приобретают для себя хорошее положение и смелость в вере, приходящей благодаря Мессии Йешуа. 14 Я надеюсь, что вскоре приду к тебе, но пишу всё это для того, 15 чтобы, если я задержусь, ты знал, как следует себя вести в доме Божьем, которым является Мессианская община живого Бога, столп и опора истины. 16 Истина же, сокрытая ранее, источник нашей веры, не подлежит никакому сомнению: Он был явлен физически И подтвердил свою праведность духовно,

Видим ангелами

И провозглашён среди народов,

Приобрёл доверие во всём мире.

Вознесён во славе на небеса.

Истина, сокрытая ранее. См. ком. к ст. 9. Поэтическая форма данного стиха в греческом варианте позволяет предположить, что Шауль цитирует древний мессианский гимн.

Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter

Первое послание к Тимофею апостола Павла, 3 глава. Комментарии Давида Стерна.

ПОДДЕРЖАТЬ СЛУЖЕНИЕ

1 Тимофею 3 глава в переводах:
1 Тимофею 3 глава, комментарии:
  1. Новой Женевской Библии
  2. Толкование Мэтью Генри
  3. Комментарии МакДональда
  4. Толковая Библия Лопухина
  5. Комментарии Баркли
  6. Комментарии Жана Кальвина
  7. Толкования Августина
  8. Толкование Иоанна Златоуста
  9. Толкование Феофилакта Болгарского
  10. Новый Библейский Комментарий
  11. Лингвистический. Роджерс
  12. Комментарии Давида Стерна
  13. Библия говорит сегодня
  14. Комментарии Скоуфилда


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.