Библия » Еврейский НЗ Комментарии Давида Стерна

1 Тимофею 2 1-е письмо Тимофею 2 глава

1 Итак, прежде всего я советую возносить просьбы, молитвы, ходатайства и благодарение за всех людей, 2 в том числе за царей и всех тех, кто наделён властью; чтобы мы могли жить в мире и спокойствии, во всём поступая праведно и справедливо. 3 Это хорошо в глазах Бога, нашего избавителя, и угодно Ему. 4 Он желает, чтобы всё человечество спаслось и познало истину.

«Разве Я хочу смерти нечестивого, — говорит Господь Бог, — а не того, чтобы он обратился от путей своих и жив был?» (Иезекииль 18:23).

Стихи 1−4. Шауль, который не был пассивным и эгоистичным человеком, не просит возносить молитвы ради нас самих, чтобы мы жили в мире и спокойствии, но просит молиться за избавление всех людей (ст. 4), в том числе за правительство и за всех тех, кто наделён властью.

И просите мира для того города, в который Я изгнал вас [Вавилон], и молитесь за него Господу, ибо при его благополучии и вы будете благополучны. (Иеремия 29:7)

Раби Ханина, заместитель когена гадоля, сказал: «Молись о благополучии верховной власти; ведь если бы не страх перед ней, люди бы живьём проглатывали друг друга». (Эдишна, Авот 3:2)

В литургии реформистского иудаизма, используемой в Соединённых Штатах, содержится следующая молитва (вместо традиционной молитвы Сим шалом, о которой см. ком. к Гал. 6:16):

'Даруй нам мир, Твой драгоценнейший дар, о, вечный источник мира, и позволь Израилю стать посланником мира ко всем народам земли. Благослови нашу страну, чтобы навечно она была оплотом мира и защитником его на совете народов. Да будет довольство царствовать в пределах его, здоровье и счастье в домах его. Укрепи узы дружбы и общения между жителями нашей земли. Насади добродетель в каждой душе, и пусть любовь Твоего имени освящает каждый дом и каждое сердце, будь прославлен, о, Господь, дарующий мир. (Union Prayer Book, Central Conference of American Rabbis, 1972, p. 140)

Ср. также Рим. 13:1−7. О выражении «Бога, нашего избавителя» см. ком. к 1:1.

5 Ибо Бог один; и есть лишь один Посредник между Богом и человечеством. Мессия Йешуа, который, сам будучи человеком,

Тема спасения язычников наряду с евреями рассматривается в большинстве писем Шауля. См. ком. к Рим. 3:29−30, где Шауль, как и здесь, беря за основу молитву Шма, учит о том, что язычники и евреи равноправно участвуют в спасении через доверие единому Богу и Его Мессии.

6 отдал себя в качестве выкупа за всех, и, таким образом, в нужное время засвидетельствовал о Божьем замысле.

Стихи 5−6. Есть лишь один Посредник между Богом и человечеством, Мессия Йешуа, который, сам будучи человеком... Эта идея отвергается традиционными евреями, которые настаивают на том, что между Богом и человечеством не нужен никакой посредник-человек. Те, кто придерживаются теории двух заветов, о которой шла речь в ком. к Йн. 14:6 (там, где Йешуа сказал: «Никто не приходит к Отцу не через меня»), могут предложить такую версию: евреи приходят к Богу безо всякого посредника, но для язычников роль посредника играет Иисус. Другие, принимая как должное тот факт, что сама идея посредника в принципе нееврейская, полагают, что Шауль заимствовал её из гностицизма (см. ком. к Деят. 10 и Кол. 1:19), чтобы сделать своё Евангелие более удобоваримым для язычников.

Хотя гностицизм действительно утверждает, что различные существа могут быть посредниками между Богом и человеком, концепция посредника не только является еврейской, но и неотделима от истории Израиля, записанной в Танахе. Несмотря на то, что, согласно еврейской традиции, ангелы играли посредническую роль при даровании Торы на горе Синай (Деят. 7:53 и ком.), прообразом Йешуа, который стал посредником Нового Договора (Мат. 26:28; 1 Кор. 11:25; Евр. 8:6, 9:15, 12:24), был Моисей, который назван посредником Торы не только в Гал. 3:19 и ком., но и в следующем отрывке (Мидраш Рабба, IV в.):

'Раби Йицхак сказал: Наши раввины учили, что если бочка разбивается [до того, как она доставлена покупателю], посредник отвечает за ущерб. Бог сказал Моисею: «Ты был посредником между Мной и Моими детьми; ты разбил Скрижали [Торы, Исход 32:19], потому обязан заменить их новыми». Откуда мы знаем это? Потому что написано: «Высеки себе две скрижали каменные, точно как прежние...»' [Исход 34:1]. (Второзаконие Рабба 3:12)

Мидраш, составленный в IX веке, гласит:

'Прежде чем Израиль согрешил, что Писание говорит о них? «На глазах у всего Израиля слава Господа явилась словно огонь пожирающий на вершине горы» (Исход 24:17). Согласно словам раби Абы бар-Каганы, выражение «огонь пожирающий» означает, что семь сфер огня, казалось, пожирали друг друга на вершине горы. А Израиль смотрел и не чувствовал страха или ужаса. Однако после того, как они согрешили, они не могли даже взглянуть на лицо посредника Бога [что мы узнаем из Книги Исход 34:29−35].' (Песикта Раббати 15:3)

В примечании к своему переводу Песикты Раббати Уильям Брауд связывает слово «посредник» (др.-евр. сарсур) с Книгой Второзакония 5:5, где Моисей говорит о себе: «Я стоял между вами и Адонаем, чтобы пересказывать вам слова Адоная, ибо вы боялись огня и не поднимались на гору». Если это не посредничество, то что же?

Наряду с Моисеем роль посредников исполняли коганим, которые приносили жертвы Богу от имени народа. Пророки были посредниками, которые передавали народу слова Бога. Цари Израиля, правившие народом от лица Бога и являвшиеся представителями народа перед Богом, исполняли посредническую функцию в более ограниченном смысле. Таким образом, посредничество людей между- Богом и Израилем является не только еврейской концепцией, но и нормой в Танахе.

При этом ничто из вышесказанного не делает Бога «недоступным». Очевидно, те, кто возражают против концепции Мессии как посредника между Богом и человечеством и считают её нееврейской, хотят показать, что еврею не нужно «использовать связи» для того, чтобы пробиться к Богу. Согласен! Нет никаких гностических «эонов» или уровней доступа; для того, чтобы приблизиться к Богу, человеку не нужно посредничество святых, священников, церковной иерархии или раввинов. Бог близок ко всякому, кто призывает Его.

Тем не менее, есть лишь один Посредник. К Богу следует обращаться через Йешуа. Только тогда можно быть уверенным в том, что Бог рядом и слышит наши молитвы. Почему именно Йешуа? Потому что, с одной стороны, он сам будучи человеком, «близок» человечеству в целом; при этом, обладая также божественной природой, он особым образом «приближен» к Отцу. «Никто никогда не видел Бога; но единственный и неповторимый Сын (Йешуа), тождественный Богу и находящийся рядом с Отцом — он помог постичь Его» (Йн. 1:18). Он и Отец одно (Йн. 10:31), в нём обитает полнота сущности Бога (Кол. 2:9), прямо сейчас он находится «по правую руку от Бога» и ходатайствует о своём народе (Евр. 7:25 — 8:2).

Существует, по меньшей мере, пять причин, по которым Йешуа может исполнять посредническую функцию от лица всего человечества, как евреев, так и неевреев. Помимо того, что он

1) пророк,

2) священник,

3) царь и

4) посредник нового договора с Израилем, он также

5) предложил себя в качестве выкупа за всех, о чём он говорил сам (Map. 10:45), чтобы убрать то разделение, которое мы, люди, создали между собой и Богом по причине собственных грехов. Это то разделение, о котором говорится в Книге Исайи 59:1−2:

Вот, не коротка рука Адоная, чтобы спасать, и не туго ухо Его, чтобы слышать. Ибо лишь грехи ваши произвели разделение между вами и Богом вашим, и проступки ваши закрыли лицо Его, чтобы не слышать.

Посредники облегчают нам нашу задачу. Поскольку Йешуа безгрешен, так что отрывок из Книги Исайи не имеет к нему такого же отношения, как к нам, он облегчает нам доступ в присутствие Бога. Мы можем приблизиться к Богу, потому что Он принимает нас так, словно мы не согрешили, если только мы доверяем Йешуа, который искупил нас. Все остальные посредники были «прообразами», указывавшими на него.

Засвидетельствовал о Божьем замысле, который заключался в избавлении всего человечества (ст. 4). В нужное время, то есть в наиболее подходящий исторический момент. Ср. Гал. 4:4.

7 По этой причине и я был поставлен вестником и посланником — говорю истину, не лгу! — верным и правдивым учителем гоим.

Церковь со времени Йешуа настолько заместила собой волю Бога, что до настоящего момента я отстаивал идею о том, что евреи наравне с язычниками входят в число всех тех, для которых Мессия стал «посредником» и «отдал себя в качестве выкупа» (ком. к ст. 5−6). Однако цель самого Шауля в то время была противоположной: никто не сомневался, что Мессия Йешуа был посредником для евреев: напротив, некоторые оспаривали право Шауля быть учителем гоим, вестником Доброй Вести о том, что «Божий замысел» (ст. 6) подразумевал и избавление неевреев.

Шауль был поставлен вестником и посланником Йешуа, получив своё назначение свыше (Деят. 9:15, 13:47, 22:21). Ему нередко приходится отстаивать свои полномочия, особенно в Послании к Галатам (см. ком. к Гал. 1:1).

Говорю истину, не лгу! Ср. похожие протесты в Рим. 9:1, 2 Кор. 11:31, Гал. 1:20. Суть замечания в том, что в отличие от тех, кто распространяет мифы и родословные (1:4), он является верным и правдивым учителем язычников.

8 Поэтому я хотел бы, чтобы мужчины, где бы они не молились, воздевали святые руки, не раздражаясь и не пускаясь в споры. 9 Подобно этому, женщины, когда молятся, должны быть одеты скромно, соблюдая приличие, без замысловатых причёсок и золотых украшений, жемчуга или дорогих одежд. 10 Пусть лучше они украшают себя тем, что подобает женщинам, посвящающим себя поклонению Богу, а именно добрыми делами.

Стихи 8−10. Советы по поводу того, как вести себя во время публичной молитвы (ср. 1 Кор. 14:34−35 и ком.), обращённые к мужчинам и женщинам (или «жёнам», см. ком. к 3:11). Также, как и в Еф. 5:22−25 и ком., Шауль избирает проблемные сферы для обоих полов. Мужчинам следует избегать лицемерия (при котором руки их совершают противоположное святым словам) и враждебности (несоответствие между тем, как руки поднимаются в молитве и в гневе, подобно несоответствию между тем, как из одних уст исходят благословения и проклятия, Яак. 3:9−11); молитвы с воздетыми руками можно найти и в Танахе (Псалмы 62:5, 133:2). Женщины смогут молиться лучше, если займут свои мысли добрыми делами, а не тем, как они выглядят (во многом похожее учение можно найти в 1 Кор. 11:3−16 и ком. и в 1 Кеф. 3:1−6 и ком.).

Подобно этому, женщины, когда молятся... Последние три слова являются переводом греческого просевхесфай («молиться»), хотя термин появляется только в ст. 8, а в 9-м не повторяется.

Большинство толкует этот стих так, что Шауль позволяет молиться только мужчинам, а женщинам даёт наставления лишь в связи с одеждой. Однако подобное толкование противоречит учению Шауля в 1 Кор. 11:5. Хотя синагогальная молитва является обязанностью мужчин, а не женщин (ком. к Гал. 3:28, 1 Кор. 14:34−35), молчание, которое предписывается женщине в ст. 11, относится не к молитве, а к особого рода учению.

11 Пусть женщина учится в мире, полностью подчинившись; 12 я же не позволяю женщине учить мужчину или иметь над ним власть; но пусть будет тиха и мирна.

Стихи 11−12. Греческое манфането не означает учиться в современном смысле этого слова, то есть усваивать определённую информацию, но имеет отношение к слову мафетес — ученик, последователь. Таким образом, контекстом здесь является модель ученичества, которая существовала в иудаизме и пример которой мы видим в Йешуа и его тадмидим (о слове см. ком. к Мат. 5:1). Ортодоксальные евреи используют слово «учиться», когда говорят об изучении Торы, которое направлено не только на приобретение знаний, но на приближение к святости. Это примерно тот смысл, который следует вкладывать в слово «учиться» в данном случае.

Тот, кто учит других, несёт ответственность за их духовную жизнь и рост. Женщины не могут нести такого рода ответственность за мужчин. Тем не менее, Тимофей должен проследить, чтобы женщины учились в мире (греческое эсухиа — «молчание», «спокойствие»), чтобы их никто не беспокоил. Смысл не в том, чтобы женщины «молчали», как написано в большинстве переводов, но чтобы они были сдержанны, спокойны; ср. Деят. 22:2 и 2 Фес. 3:12, где это же слово переводится как «успокоиться». С другой стороны, в 1 Кор. 14:34−35 Шауль действительно говорит о том, что женщины не должны разговаривать во время общинных собраний. Хотя женщины могут учиться наравне с мужчинами, Шауль не позволяет женщине учить мужчину (то есть делать его своим учеником, последователем) или иметь над ним власть как учитель. Однако в хорошо организованных общинах (требования к лидерам являются темой следующей главы) женщины могут иметь достаточно большие полномочия и ответственность, в том числе обучать женщин и преподавать определённый материал мужчинам. Сам Шауль приводит множество примеров, среди которых можно остановиться хотя бы на трёх: Лидия, женщина, занимавшаяся торговлей, которая открыла для него двери своего дома (Деят. 16:14, 40), Прискилла, учившая Аполлоса (Деят. 18:26), и Фива, занимавшая руководящий пост (Рим. 16:1, см. также ком. к 3:11 ниже).

13 Ведь сначала был сотворён Адам, а затем Хава. 14 Кроме того, не Адам поддался обману, а женщина, которая, будучи обманутой, оказалась причастна ко греху. 15 Тем не менее, женщина будет спасена рождением детей, при условии, что не утратит доверия и любви и будет вести святую жизнь в скромности.

Стих, смысл которого не совсем ясен. Возможно, Шауль смягчает жёсткость стихов 11−14 (ср. 1 Кор. 11:11−12), смягчая наказание женщины, предусмотренное в Быт. 3:16 за ту роль, которую сыграла в грехопадении Ева. Там Бог сказал ей: «Многократно умножу Я муки твои и беременность твою. В муках будешь рожать своих детей. И влечение твоё будет к мужу, а он будет властвовать над тобой». Стихи 11−14 говорят о том, что муж всё ещё властвует над женщиной. Но теперь она избавлена если не от физических, то хотя бы от эмоциональных мук материнства, связанных с рождением или воспитанием детей, если только не утратит доверия и любви к Богу и будет вести святую жизнь.

Ещё одно возможное значение: замысел Бога для женщины состоит в материнстве; женщина, посвящающая себя материнству, живёт в полном согласии с целями Бога. В любом случае стих, конечно же, не учит тому, что рождение детей — это альтернативный «путь спасения» для женщины, что делало бы ненужной веру в Йешуа!

Стихи 13−15. Здесь приводятся две причины, по которым женщина не может быть учителем мужчины. Первая: Адам был сотворён первым (ср. 1 Кор. 11:8−9), вторая — та легкость, с которой Ева поддалась обману. Шауль не говорит, что Ева согрешила, но отвечает, что она оказалась причастна ко греху (букв, «оказалась в грехе»), из чего я делаю вывод, что она оказалась замешанной в грехе Адама. В Рим. 5:12−21 Шауль учит, что именно Адам согрешил, нарушив прямое повеление Бога, обращенное к нему (Бытие 2:17, 3:1−7), и потому он несёт главную ответственность за «грехопадение», то есть за появление греха в жизни человека. Хотя в апокрифической литературе можно обнаружить следующий стих: «Грех начался с женщины, и из-за неё все мы должны умереть» (Сирах 25:24), Новый Завет предлагает иную картину. Не Ева согрешила, а Адам, так как именно он ослушался повеления Бога. Ева, скорее, быта обманута (2 Кор. 11:3) — когда змей ввёл её в заблуждение, она оказалась причастна ко греху Адама.

Шауль полагает, что различие между теми функциями, которые должны исполнять мужчина и женщина, коренится в замысле Бога. Верующий человек способен принять это различие и не увидеть в нём никакого унижения для женщины. Кроме того, в том, что касается веры, женщина может реализовать себя безо всяких ограничении. Следует признать, что способы аргументации Шауля не совсем понятны современному человеку. Однако Шауль и не писал для современных людей. Мы должны поставить себя на место читателей Шауля и не оценивать его стиль изложения в соответствии с нормами нашего времени. Более подробное обсуждение новозаветного учения о роли обоих полов, учитывающее современные социологические наблюдения и такие идеологические движения, как феминизм, см. в книге Стефана Кларка «Мужчина и женщина во Христе».

Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter

Первое послание к Тимофею апостола Павла, 2 глава. Комментарии Давида Стерна.

Я ХОЧУ ПОМОЧЬ

1 Тимофею 2 глава в переводах:
1 Тимофею 2 глава, комментарии:
  1. Новой Женевской Библии
  2. Толкование Мэтью Генри
  3. Комментарии МакДональда
  4. Толковая Библия Лопухина
  5. Комментарии Баркли
  6. Комментарии Жана Кальвина
  7. Толкования Августина
  8. Толкование Иоанна Златоуста
  9. Толкование Феофилакта Болгарского
  10. Новый Библейский Комментарий
  11. Лингвистический. Роджерс
  12. Комментарии Давида Стерна
  13. Библия говорит сегодня
  14. Комментарии Скоуфилда


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.