Послание к Римлянам 3 глава » Римлянам 3:4 — толкование отцов церкви.

Толкование на Римлянам 3:4

Сравнение переводов, параллельные ссылки, текст с номерами Стронга.
Толкование отцов церкви.

ПОДДЕРЖАТЬ СЛУЖЕНИЕ

сравнение ссылки стронг комментарии

Толкование на Римлянам 3:4 / Рим 3:4

Послание к Римлянам 3 стих 4 — синодальный текст:
Никак. Бог верен, а всякий человек лжив, как написано: Ты праведен в словах Твоих и победишь в суде Твоем.

Амвросий Медиоланский (~339−397)

Никак. Бог верен, а всякий человек лжив, как написано: Ты праведен в словах Твоих и победишь в суде Твоем

Неужели обманывает Бог? Не обманывает, ибо невозможно, чтобы Бог говорил ложь. Является ли эта невозможность какой-либо слабостью? Вовсе нет, ибо если Он может все, то как может быть, чтобы Он чего-либо не мог? Что же невозможно Ему? Нет ничего, что не в Его силах, однако есть то, что противно Его природе. Невозможно, говорится, чтобы Он говорил ложь (см. Чис 23:19; Тит 1:2). Невозможность эта — не свидетельство слабости, но силы и величия, ибо истина не приемлет лжи и сила Божия не приемлет ошибок.

Источник: Послания.

Феофан Затворник (1815−1894)

Да не будет: да будет же Бог истинен, всяк же человек ложь, якоже есть писано: яко да оправдишися во словесех Твоих и победиши, внегда судити Ти

Да не будет — желательная форма речи, которая, однако ж, есть решительно утвердительная. Быть этому нельзя. Против этого восстают все религиозные чувства и помышление то подавляют в самом его возникновении. Не буди кому-либо так подумать о Боге и делах Божиих.

Да будет же. Да содержит же всякий в уме своем и в сердце своем, никакого не допуская в сем колебания, что Бог истинен всегда и во всем, — как обетовал, так и делает; и ничто в мире не может помешать Ему исполнить Свои преднамерения. — Всяк же человек ложь, — то есть да будет же, — да будет он таким признаваем. Ложь, ψεύστης, — лжив. Бог всегда истинен и неложен в словесах Своих; а человек бывает лжив, заблуждается и упорствует в своем заблуждении, себя обманывая и других вводя в обман, нередко и с намерением. Потому если уже видеть ложь, то полагай ее не на Божией стороне, а на людской. В том, что видишь ты совершившимся пред очами твоими, понуждаешься ты видеть исполнение Божиих обетовании. Стань на сию сторону и признай то истинным, поколику Бога, явно свидетельствующего истину сию, исповедуешь истинным. А этих нецыих признай лживыми, претворяющими в себе истину Божию во лжу. То, что они, как видишь, берут будто верх, незначительно. Это только на время. И здесь еще Бог посрамит их, прежде чем пред всем миром обличит на суде Своем. Истина Божия восторжествует: ибо Бог всепобедителен. — Амвросиаст пишет: «оба положения, что: Бог истинен — и что: всяк человек ложь, — взяты из книги Псалмов (см.: Пс 85:15; 115, 2). Лживым называет он человека, поколику он не верит тому, что обетовал Бог; ибо, отрицая, что Бог даст то, что обетовал, он лжет. Будучи сам лжив, он по разным поводам и Бога представляет лживым, когда не верит обетованиям Его. Апостол называет лживым всякого человека, не верующего обетованиям Божиим. Но больше это наименование прилично иудеям, о которых здесь рассуждает он, в том отношении, что они, видя Христа, отвергли, что Он есть Тот, Которого обетовал Бог. За это справедливо признать их лживыми. Бог же истинен, ибо Он послал Христа, как обетовал».

В подтверждение высказанной истины Апостол приводит слова пророка Давида из покаянного псалма: яко да оправдишися во словесех Твоих и победиши, внегда судити Ти (Пс 50:6). Ты всегда оправдываешься, или Ты всегда прав во словесех Твоих, и остаешься победителем, внегда судити Ти, — когда произносить станешь суд над кем; то есть когда станешь судить кого, то сей судимый сам сознается и исповедует, что Ты прав. Применительно к течению речи Апостола будет: неверие иудеев не опровергает истинности Божией. Бог всегда истинен в обетованиях Своих, всегда исполняет, что обетовал. Кто говорит иначе, тот лжив. Это подтверждает и пророческое слово, по коему Бог всегда прав бывает в словах Своих и победителем оказывается на суде. Святой Златоуст говорит: «если рассудить и сравнить, что Бог давал иудеям и как иудеи вели себя пред Богом; то победа на стороне Божией, Бог прав во всем. Бог сделал все с Своей стороны; но иудеи не стали от того лучшими». — Блаженный Феодорит приводит следующие примеры, как Бог оправдывается на суде. «Так и Израилю сказал: людие Мои, что сотворих вам? Или чин оскорбих вас? Или чим стужих вам? Отвещайте Ми (ср.: Мих 6:3); потом (чтоб заградить уста им) подробно напоминает о благодеяниях. Так и устами Иеремии взывает: кое обретоша отцы ваши во Мне погрешение? яко удалишася от Мене, и ходиша в след суетных и осуетишася (ср.: Иер 2:5) — и также прилагает перечисление благодеяний». Так Бог всегда оправдывается на суде обилием благодеяний, — тем, что всегда верно исполняет обетования Свои. «Побеждает Он, внегда судити, тем, что исполняет то, в исполнение чего не верят: ибо когда Ему не верят, значит, почитают слово Его лживым. А Он, исполняя то, о чем думают, что Он не исполнит того, побеждает, показывая, что Он истинен, а не верующий словам Его лжив» (Амвросиаст).

Можно несколько и расширить пределы сего слова так: пусть некоторые не уверовали; Бог же, несмотря на то, исполнил Свое обетование, — послал Сына Своего Избавителем миру, — и тем, что многие уверовали, показал, что точно словеса, вверенные иудеям, содержали предречения о Нем и все ветхозаветное учреждение служило приготовлением к принятию Его. Идет проповедь, Евангелие распространяется, — и дело входит в меру предречения о Нем. Но пусть иные останутся неверными: это только здесь. Настанет суд, и истина Божия восторжествует. «Узрят Сына Божия во славе, которой не хотели воздать Ему, и сознаются, что их неверие обетованиям побеждено истиною события» (Амвросиаст).

Так рассеявает Апостол недоумение, навеваемое неверием нецыих, и восставляет убеждение в победоносности истины Божией. В уме печатлеется славное течение вещей по предначертанию Божию и возвеличивается Бог во славе Своей, а иудей видится за неверие свое тем паче оскудевающим и обездоливающим себя. «Говоря о величии обетовании в словесах Божиих, Апостол по-видимому защищает иудеев; но при всем том выставляет на вид новое обвинение, доказывая, что они не уверовали словесам Божиим, которые служили к их чести» (блаженный Феофилакт). Но этим они не только не повредили славе Божией, а напротив, еще более возвысили ее.

Такое течение мыслей привело Апостола к новому возражению, которое, может быть, приходилось ему слышать и в самом деле, в своих рассуждениях с иудеями, особенно коринфскими, привыкшими, среди греков, к утонченностям.

Источник: Толкование послания апостола Павла к Римлянам

Киприан Карфагенский (~200−258)

Никак. Бог верен, а всякий человек лжив, как написано: Ты праведен в словах Твоих и победишь в суде Твоем

Если всякий человек лжив и лишь Бог верен, то что должны прежде всего делать мы, слуги и священнослужители Божии, как не оставить человеческие заблуждения и ложь и, соблюдая заповеди Господни, пребывать в Боге?

Источник: Послания.

Ефрем Сирин (~306−373)

Ст. 4−5 Никак. Бог верен, а всякий человек лжив, как написано: Ты праведен в словах Твоих и победишь в суде Твоем. Если же наша неправда открывает правду Божию, то что скажем? не будет ли Бог несправедлив, когда изъявляет гнев? Говорю по человеческому рассуждению

Есть, говорит, Бог истинен в правосудии, то есть справедлив в истине, и без закона не оставил и самих язычников; всякий же человек лжив, говорит, по законам Моисеевым, ибо ни у кого не было силы исполнить их. Если же законы не были даны, то каким образом удостоверяется то, что говорит: да оправдаешься в словах твоих и победишь когда судят Тебя (Пс 50:9), то есть, когда с Тобою спорят? Адам осужден после нарушения закона; сыны его также знали, что без нарушения они не будут осуждены; как и чрез Нафана осудил Давида и победил, ибо написал: не прелюбодействуй, не убивай (Исх 20:13−14). Итак, справедлив Бог в суде Своем, коим полагает наказания на преступающих законы сердца, правосудно данные Богом. Бесстыдные и упорные (грешники) совершали зло и говорили: неправда наша Божию правду совершает и наша ложь — Его истину. Если же лживостью моею истинность Его возвеличивается, то зачем еще осуждать меня, как бы я виновен был пред Ним, говоря это? Поелику, хотя и сказал: победишь в суде твоем, но не для нашего осуждения, а для победы правды написал законы в сердцах наших. Если же это так, то неправда наша правду Его утверждает.

Источник: Толкование на послания божественного Павла. К Римлянам

Августин (354−430)

Никак. Бог верен, а всякий человек лжив, как написано: Ты праведен в словах Твоих и победишь в суде Твоем

Итак, Бог верен в Себе; ты верен в Боге, но лжив в себе.

Источник: Трактат на Первое послание Иоанна.

Иероним Стридонский (~347−419/20)

Никак. Бог верен, а всякий человек лжив, как написано: Ты праведен в словах Твоих и победишь в суде Твоем

Апостол говорит это, следуя словам псалма: Ты погубишь говорящих ложь (Пс 5:7). На основании этого мы можем заключить, что он говорит о еретиках. Ведь тот, кто совершает нечестие, губит только свою душу; еретик же, говорящий ложь, убивает обманутых им людей.

Источник: Трактат на Псалмы.

Феодорит Кирский (386/93−~457)

Никак. Бог верен, а всякий человек лжив, как написано: Ты праведен в словах Твоих и победишь в суде Твоем

Люди обладают свободой воли: одни из них предпочитают угождение Богу, в то время как другие идут противоположным путем и находят соответствующий этому пути конец.

Источник: Толкования на послания святого Павла.

Феофилакт Болгарский (~1078−~1107)

Никак. Бог верен, а всякий человек лжив, как написано: Ты праведен в словах Твоих и победишь в суде Твоем

Выше сказал, что не уверовали некоторые. Между тем оказываются неверными не некоторые, но все. Поэтому, чтобы не огорчить иудеев, премудро ведет речь и оказавшееся на опыте излагает в виде предположения. Положим, говорит, что все были неверны. Что же из этого? И в этом случае Бог оправдывается. То есть: если рассудить и сравнить, что даровал Бог иудеям и как они вели себя пред Ним, то праведность остается на стороне Бога, как и Давид говорит (Пс 50:6).

Источник: Толкования на послание к Римлянам

Ориген (~185−~254)

Никак. Бог верен, а всякий человек лжив, как написано: Ты праведен в словах Твоих и победишь в суде Твоем

Если даже некто и праведен, то он по необходимости в чем-то отходит от правды, так как сохранить правду в целости человеческая природа не в силах. А поскольку всякий человек лжив, то и некоторые из иудеев, будучи лживыми людьми, не верны. И если всякий человек лжив, то в тот день, когда Господь придет судиться с людьми, только Он один найдет оправдание в словах Своих: Его слова во всем правдивы, так как они суть слова истины…

Следует знать и то, что данное высказывание: Всякий человек лжив, — взято из Псалма 115, где говорится: Я сказал в опрометчивости моей: всякий человек ложь (Пс 115:2)… Нам могут возразить: если всякий человек лжив, то и Павел, поскольку он — человек, окажется лжив. И сам Давид, который сказал это, поскольку был человек, тоже будет лжецом, коль скоро всякий человек лжив, а значит, лживо и сказанное им, что всякий человек лжив… Таким образом, речь обращается в силлогизм, который носит имя апории, то есть в неправильный силлогизм, иначе называемый ложным.

Источник: Комментарии на Послание к Римлянам

Евсевий Эмесский

Никак. Бог верен, а всякий человек лжив, как написано: Ты праведен в словах Твоих и победишь в суде Твоем

Хотя люди повсеместно любят ложь более истины, Бог тем не менее остается истинным и праведным, обещая то, что подобает Богу, и исполняя все сказанное, когда подобает.

Источник: Фрагменты.

Амвросиаст (IV в.)

Никак. Бог верен, а всякий человек лжив, как написано: Ты праведен в словах Твоих и победишь в суде Твоем

В качестве примера апостол приводит слова пророка из пятидесятого псалма (Пс 50:6), свидетельствуя тем самым как о праведности слова Божия, так и о лживости человека по причине неверия. В книге Псалмов читаем также и то, что Бог справедлив и верен, в то время как любой человек лжив(ср. Пс 85:15, 61:10, 115:2). Человек лжив, когда не верит Божиему обещанию: отрицающий, что Он даст обещанное, — лжец, и поскольку сам лжец, то и по многим причинам объявляет Бога неверным, не веря Его обещаниям (ср. Мф 3:6)… Более всего это относится к иудеям, о которых в этом месте и говорит апостол: видя Христа, они отвергли, что Он есть Тот, Кого обещал Бог; по этой причине они и объявлены лжецами (ср. Ин 8:44). С другой стороны, Бог, Который послал Христа, Которого и обещал, — верен. Вот так Он и победит в суде Своем, исполнив обещание, в котором те усомнились; не верящий же Ему осудится как лжец. Он победит, показывая Себя и верному и лживому, который не верит в Слово Его. Ибо неверующий увидит пришедшего в славе (ср. Мф 24:30; Мк 13:26; Лк 21:27) Сына Божия, Которого он отрицал; увидит также воскресение плоти; узнает, что вероломство побеждено Божиим обещанием и праведностью (Пс 51:4).

Источник: Комментарий на Послание к Римлянам

Констанций

Никак. Бог верен, а всякий человек лжив, как написано: Ты праведен в словах Твоих и победишь в суде Твоем

Бог верен, потому что того, что было обещано святым, Он не дает грешникам

Источник: Комментарий на Послание к Римлянам

Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.