Послание к Филиппийцам 2 глава » Филиппийцам 2:7 — толкование отцов церкви.

Толкование на Филиппийцам 2:7

Сравнение переводов, параллельные ссылки, текст с номерами Стронга.
Толкование отцов церкви.

ПОДДЕРЖАТЬ СЛУЖЕНИЕ

сравнение ссылки стронг комментарии

Толкование на Филиппийцам 2:7 / Флп 2:7

Послание к Филиппийцам 2 стих 7 — синодальный текст:
но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек;

Иоанн Златоуст (~347−407)

но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек

См. Толкование на Флп 2:6


Родился от жены и произошел от Девы, девять месяцев был носим во чреве, повит пеленами, почитал отцем своим Иосифа-обрученника Марии, возрастал мало-помалу, был обрезан и принес жертву, алкал, жаждал и утомлялся, а наконец претерпел и смерть, смерть не обыкновенную, но почитавшуюся самою позорною, то есть смерть крестную; и все это для нас и нашего спасения потерпел Творец всяческих, неизменяемый, все приведший из небытия в бытие, «призираяй на землю, и творяй ю трястися» (Пс 103:32), блеск славы Которого не могут зреть и херувимы — эти бесплотные силы, но, отвращая лица свои и закрывая их крыльями, свидетельствуют нам о чуде, — Которого непрестанно хвалят ангелы, архангелы, и тмы тем (духов). Он ради нас и нашего спасения благоволил соделаться человеком, и открыл нам путь доброй жизни и преподал достаточное наставление тем, что Сам прошел (этим путем), восприяв одинаковое с нами естество. Какое же останется нам оправдание, если мы, после того, как столько уже совершено для нашего спасения, сами сделаем все это бесполезным для нас, и своим нерадением о том лишимся спасения?

Источник: Беседы на книгу Бытия. Беседа 23.

Григорий Нисский (331/5−~394)

но уничижил Себя Самого

Слово уничижил ясно показывает, что Сын Божий не всегда был таким, как нам явился, но в полноте Божества Он равен Богу, недостижим и неприступен, и тем более невместим ничтожной человеческой малостью. Сделался же Он вместимым смертным естеством плоти только тогда, когда, как говорит апостол, уничижил неизреченную славу собственного Божества и умалил Себя до нашей малости, так что то, чем Он был, было велико, и совершенно, и необъятно, а то, что Он воспринял, соразмерно было с мерою нашего естества.

сделавшись подобным человекам и по виду став как человек

Павел говорит, что Он сделался подобным человекам и по виду стал как человек — как не имеющий в Себе от начала подобия такому естеству и не облеченный ни в какой телесный образ. Ибо как на бестелесном может запечатлеться чувственный образ? Но оно тогда является в образе, когда на себя этот образ возлагает. Образ же этот есть естество тела.

Источник: Опровержение Апполинария.

Василий Великий (329/30−379)

но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек

Из этого видно, что Господь принял на Себя естественные страдания в подтверждение истинного, а не мечтательного вочеловечения; а сколько ни есть страданий, производимых пороками и оскверняющих чистоту жизни нашей, те отверг Он как недостойные пречистого Божества.

Источник: Письма.

Кирилл Александрийский (376−444)

но уничижил Себя Самого

Что есть это уничижение? Быть облеченным плотью — и в образе раба; быть нам уподоблением — не имея с нами той же природы, но превосходя все творение. Таким образом Он смирил Себя, по домостроительству спасения заключив Себя в человеческие размеры.

Источник: О том, что один Христос


cделавшись подобным человекам и по виду став как человек

Как можем мы говорить, что Он был по образу Божию и равным Отцу… если считать Его просто и только человеком, рожденным от женщины? Какой полнотой обладал бы Он в таком случае, чтобы имело смысл говорить об «опустошении» [Его Божества]? На какой высоте должен бы Он быть прежде, чтобы можно было сказать, что Он смирил Себя? Как стал бы Он подобным человекам, если считать, что прежде Он уже был человеком по природе?

Источник: Слово о воплощении Единородного.

См. также Толкование на Флп 2:5

Климент Александрийский (~150−~215)

но уничижил Себя Самого

Все сотворил Отец. Потому и говорится, что [Сын] принял образ раба: не только видимую плоть, но и сущность раба. Принял же Он рабскую сущность для того, чтобы пострадать и подчиниться наивысшей производящей Причине.

Источник: Фрагменты из Феодота.

Иларий Пиктавийский (~315−367)

но уничижил Себя Самого

Чтобы принять образ раба, Он истощил Себя послушанием. Истощил Себя из образа Бога, то есть в том, в чем Он был равен Богу.

сделавшись подобным человекам и по виду став как человек

По промышлению приняв плоть и по послушанию лишив Себя формы Бога, Христос родился как человек и принял на Себя новую природу — не лишаясь силы Своей природы, но через изменение состояния… Он сохранял силу Своей Божественной природы, но в бытие Свое человеком Он на время отказался от этой силы. Результат этого промышления был таков, что Сын в Своей полноте, то есть как человек и Бог, теперь по великодушию воли Отца был в единстве с природой Отца, сохранив не только силу природы, но и ее саму.

Источник: О Троице.

Лев Великий (440−461)

но уничижил Себя Самого

Он принял образ раба, не имея на Себе греха, увеличивая человеческое и не уменьшая Божественное. Уничижение это, в котором Невидимый сделался видимым, а Творец и Господь всех и всего возжелал быть одним из смертных, было делом милосердия, но власть при этом не исчезла.

Источник: Послание Флавиану.

Феофан Затворник (1815−1894)

но Себе умалил (истощил), зрак раба приим, в подобии человечестем быв, и образом обретеся якоже человек

Но себе умалил, εκενωσεν, — истощил. Слово это употреблено по противоположности: не восхищением непщева. Сознавая Себя равным Богу, Он не восхитил чуждого: но, пребывая таким нечуждо восхитителем, Сам Себя добровольно обхитил, — опустошил, Свое с Себя сложил, совлекшись видимой славы и величия, свойственных Божеству и Ему, яко Богу, принадлежащих. В сем отношении некоторые умалил разумеют: сокрыл славу Своего Божества. «Бог по естеству, имея равенство со Отцом, сокрыв достоинство, избрал крайнее смирение» (блаженный Феодорит).

Следующие слова объясняют, как Он Себя умалил. — Зрак раба приим, — то есть приняв на Себя естество тварное. Какое же именно? Человеческое: в подобии человечестем быв. Не получило ли от сего естество человеческое какого-либо отличия? Нет. Как все люди, таков и Он был: образом обретеся якоже человек.

Зрак раба принял. Кто? Тот, Кто есть во образе Божий сый, — Бог по естеству. Если Он принял, яко Бог, то и по принятии пребыл Бог, приявший зрак раба. Зрак раба — не признак, а норму раба. Слово: раба — употреблено в противоположность Божеству в словах: во образе Божии сый. Там образ Бога означает норму Божеского естества, Творческое Божество; здесь зрак раба означает норму раба — естества, работного Богу, тварного. Зрак раба приим — приняв тварное естество, которое, на какой бы степени ни стояло, всегда есть работно Богу. Из сего что следовало? То, что безначальный — начинается; вездесущий — определяется местом, вечный — проживает дни, месяцы и годы; всесовершенный — возрастает возрастом и разумом; всесодержащий и всеоживляющий — питается и содержится Другими; всеведущий — не ведает; всемогущий — связывается; источающий жизнь — умирает. И все сие проходит Он, естеством Бог сый, принятым Им на Себя естеством тварным.

Какое тварное естество принял Бог? Человеческое. Не от Ангел приемлет, но от Семене Авраамова. Стал в зраке раба, в подобии человечестем быв. Святой Златоуст говорит: «маркиониты, привязываясь к словам, говорят: Он не был человек, а только в подобии человеческом.— Как же можно быть в подобии человеческом? Облекшись тению? Но это призрак, а не подобие человека. Сходное с сим выражение есть у святого Павла и еще. Он говорит: в подобии плоти греха (Рим 8:3) (то есть плоть у Него такая же, как у всякого, только та плоть грешная, а у Него безгрешная. Она во всем подобна плоти грешной, кроме греха) Что же значат слова: в подобии человечестем быв? То, что Он имел много нашего, а иного не имел. Например, — Он родился не естественным образом рождения, греха не сотворил. Вот, что имел Он, чего из людей никто не имеет. Он был не тем только, чем являлся, но и Богом Он являлся человеком, но во многом не был подобен (нам), хотя по плоти и был подобен. Следовательно, Он не был простым человеком. Поэтому и сказано: в подобии человечестем. Мы — душа и тело: Он же — Бог, душа и тело. Поэтому и сказано: в подобии. И дабы ты, услышавши, что Он Себе умалил, не представил изменения, превращения и какого-либо уничтожения, то Писание говорит, что Он, пребывая тем, чем был, принял то, чем не был, и, сделавшись плотию, пребыл истинным Богом Словом».

Словами: в подобии человечестем быв — определяется, что Он принял человеческое естество; а словами: и образом обретеся якоже человек — означается, что Он подчинился и всему быту человеческому, являлся живущим, как все люди, так что по этой видимости, — Он во всем был как человек. Святой Златоуст говорит: «так как в сем отношении Он подобен человеку, то Апостол и говорит: и образом, — чем выражает не то, будто природа изменилась или произошло какое смешение, но что Он по образу стал человеком. — Хорошо сказал Апостол: якоже человек. Ибо Он не был один из многих, но как бы один из многих. Поелику Бог Слово не превратился в человека и существо Его не изменилось, но Он явился как человек, не призрак нам представляя, но поучая смирению.— Замечай: говоря о Божестве, Апостол выражается: во образе Божии сый, — не восхищением непщева быти равен Богу, — не употребляет слов: стал, принял. Но, говоря о человечестве, употребляет слова: принял, стал: зрак раба приим, образом обретеся. — Сим стал, сие принял, тем был. Итак, не будем ни смешивать, ни разделять (Божества и человечества). Един Бог, Един Христос — Сын Божий. А когда я говорю: один, то выражаю соединение, а не смешение; так как одно естество не превратилось в другое, но только соединилось с ним».

Источник: Послание святого Апостола Павла к Филиппийцам, истолкованное святителем Феофаном.

Ефрем Сирин (~306−373)

но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек

Но Себя Самого уничижил, скрыв Свою собственную славу и облекшись в образ раба, так что Сын Давида царя, как раб, добровольно приял удар по ланите (Ин 18:22 ср. Мф 26:67, Мк 14:65 и Ин 19:3), — в то время, когда Он стал в подобие человеков, от Девы, а не от семени мужа, — и в виде (внешнем образе) людей оказался, то есть во всех страданиях плоти, кроме греха.

Источник: Толкование на священное Писание. Послание к Филиппийцам

Августин (354−430)

но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек

О Нем говорится, что Он уничижил Себя, а именно тем, что принял форму раба, не утратив формы Бога. Ведь та природа, в которой Он равен Отцу формой Бога, остается неизменной, когда Он принимает нашу изменчивую природу, через которую родился от Девы.

Источник: Против Фавста-манихея.


Он уничижил Себя не потому, что изменилась Премудрость, Которая вообще неизменна, но потому, что, уничижившись, Он мог стать известен людям.

Источник: О вере и символе веры.


Итак, Он через то посредник, через что — человек; ниже Отца, потому что ближе к нам; выше нас, потому что ближе к Отцу. Потому и сказано: подчинился Отцу, потому что принял образ раба; но выше нас, потому что нет на Нем греха.

Источник: О благодати Христа и первородном грехе.


Господь Иисус Христос пришел во плоти и принял образ раба, быв послушен даже до смерти крестной не по другой какой причине, как только чтобы даровать жизнь тем, кто как бы стали членами Его тела по раздаянию Его милостивейшей благодати. Он — их глава в приобретении Царства Небесного. Он оживил, спас, освободил, искупил, просветил тех, кто находились прежде в смерти греха, бездействии, рабстве, пленении, мраке, под властью дьявола — князя греха.

Источник: О том, чего заслуживают грешники, отпущении грехов и крещении детей.


Это состояние не является таким, при котором Он, будучи в природе человека, изменил природу Бога; не является и таким, при котором человек изменил Бога и Он его изменил; не является и таким, при котором, став человеком, Он ни Бога не изменил, ни Богом не был изменен… Это состояние апостол точно обозначил, сказав: Сделавшись подобным человекам и по виду став как человек. То есть Он не преобразился в человека, но стал им по виду, облачился в человека, объединился с ним, приобщая его к бессмертию и вечности.

Источник: О различных вопросах.

Феодорит Кирский (386/93−~457)

но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек

Посмотри на согласие проповедников. Евангелист сказал: Слово стало плотью (Ин 1:14), а апостол: [Он уничижил Себя], сделавшись подобным человекам (Флп 2:7). Евангелист сказал: и обитало с нами (Ин 1:14); а апостол — приняв образ раба (Флп 2:7). Евангелист опять говорит: мы видели славу Его, славу как Единородного от Отца (Ин 1:14), а апостол: Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу (Флп 2:6). Оба учат тому же: будучи Богом и Сыном Божиим, и облеченным в славу Отца, и ту же имея природу и силу, что и Его Родитель, Сущий от начала, Пребывающий с Богом, и Бог, и творение Произведший — принял образ раба.

Источник: Эранист.


Сделавшись подобным человекам и по виду став как человек. Говорит это апостол о Боге Слове; а именно, что в Нем, сущем Боге, когда Он облекся в естество человеческое, Божество не было видимо. Ибо Богу Слову приличествует сказанное: как человек. Потому что воспринятое естество действительно было человеческое. А Сам Он не был им, но восприял оное.

Источник: Толкования на послания святого Павла.

Феофилакт Болгарский (~1078−~1107)

но уничижил Себя Самого, приняв образ раба

Где те, которые говорят, что Он сошел не добровольно, а исполняя повеление? Пусть знают те, что Он уничижил Себя, как Господь, как Самовластный. Говоря: образ раба, этим самым апостол пристыжает Аполлинария; потому что принимающий образ — μορφ — или, иначе, природу раба, имеет и душу вполне разумную.

сделавшись подобным человекам

Основываясь на этом, маркиониты говорят, что Сын Божий воплотился призрачно; потому что, говорят они, видишь ли, как Павел говорит, что Он принял подобие человека и облекся в человеческий образ, а не по существу сделался человеком? Но что же это значит? Это значит, что Господь не все имел наше, но чего-то и не имел, именно: не родился по естественному порядку и не грешил. Но Он не был только тем, чем казался, но и Богом: не был Он обычным человеком. Поэтому апостол и говорит: подобным человекам, потому что мы душа и тело, а Он душа и тело и Бог. На этом основании, когда апостол говорит: в подобии плоти греховной (Рим 8:3), то не то говорит, что Он не имел плоти, но что плоть эта не грешила, а была подобна греховной плоти по природе, а не по злу. Таким образом, как там подобие не в смысле всецелого равенства, так и здесь он говорит о подобии в том смысле, что Он не был рожден по естественному порядку, был безгрешным и не был простым человеком.

и по виду став как человек

Так как апостол сказал, что уничижил Себя Самого, то, чтобы ты не счел это дело изменением и превращением, он говорит: оставаясь тем, чем был. Он принял то, чем не был; природа Его не изменилась, но Он явился во внешнем виде, то есть во плоти, потому что плоти свойственно иметь вид. Ибо, когда он сказал: приняв образ раба, то после этого осмелился сказать и это, как бы этим заграждая уста кому. Прекрасно он сказал: как человек, так как Он не был один из многих, но — как один из многих. Потому что Бог-Слово не превратился в человека, но явился как человек, и, будучи невидимым, явился имея вид. Некоторые же толковали это место так: «и образом», как уже истинно человек, как и Иоанн говорит в Евангелии: славу как единородного от Отца (Ин 1:14), вместо того чтобы сказать: славу, какую прилично иметь единородному; потому что как — ως — означает и колебание, и утверждение.

Источник: Толкование на послание к Филиппийцам святого апостола Павла.

Тертуллиан (155/60−220/40)

но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек

Ясно, что маркиониты о субстанции Христа думают (да и ссылаются на апостола), что в Нем была видимость плоти (они имеют в виду слова апостола: Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба): то есть Он не был истинным человеком, но подобием человека; не человеком, но образом; не субстанцией, то есть не плотию. Будто бы образ и подобие не подходят к субстанции. Заметим, что и в другом месте апостол называет Христа образом Бога невидимого (Кол 1:15). Неужели и здесь, где он называет Его образом Бога, Он не является истинным Христом Божиим, как не был и истинным человеком в образе человека? Выходит, что истину следует исключать, когда образ и подобие приравниваются к призраку.

Но как в образе [Бога], в котором Он — Сын Божий, истинный Бог, Он был проповедан, так в образе человека, в котором Он — Сын человеческий, истинный человек, Он обнаружил Себя. Апостол не без причины сказал: и по виду став [как человек] — то есть вернейшим человеком; ибо что обнаружено, то должно верно существовать. Если Бог обнаруживается в силе, то человек — в плоти, ибо апостол не сказал бы о послушании даже до смерти, если бы не было у Него смертной плоти. Еще важнее, что он добавил: и смерти крестной. Ведь он не стал бы выделять жестокость, вознося силу агонии, если бы знал, что это — видимость, что Христос не претерпевает крест, а смеется над ним, что нет страдания, а есть только видимость его.

Источник: Против Маркиона

Марий Викторин (281/291−382/386)

Мы понимаем Его самоуничижение не как некую утрату или ограничение Своей силы, но как то, что Он смирил Себя до позорного состояния, снизойдя до нижайшего положения. Исполнив это, Он опустошил Себя от Своей силы. Ибо, восприняв плоть и форму человека и подобие, Он как человек все претерпел, совершил и исполнил.

Источник: Комментарий на Послание к Филиппийцам

Амвросиаст (IV в.)

но уничижил Себя Самого

Здесь не сказано, что Он принял форму Бога, но что Он был по форме Бога (Флп 2:6). Воспринял же Он форму раба, когда был унижен, словно грешник. Рабами становятся через грех, как Хам, сын Ноя, получивший первым имя раба за дела свои.

Почему говорится, что Он сделался подобным человеком и по виду стал как человек? Потому что Он был и Богом. И прежде чем Он позволил уничижить Себя, Его видели только в образе Бога; позже, сделавшись слабым, Он по виду стал человеком. Ведь и на горе Он явился как Бог; и, когда шел ногами по морю, было видно и понятно, что Он не только человек, но и Бог. И что тогда говорили бывшие на корабле? Истинно Он — Сын Божий (Мф 14:33). Потому и сказано: по виду, что Он был и Богом.

Источник: На Послание к Филиппийцам

Евсевий Кесарийский (258/65−339/40)

но уничижил Себя Самого

Как одному болящему члену сострадают все члены, так ради многих страдающих и грешащих членов Слово Бога, приняв образ раба, благоволило подчиниться общей с ними участи, принять на Себя страдания болящих членов и разделить наши болезни. И Он страдает и скорбит за всех нас согласно закону человеколюбия.

Источник: Доказательство в пользу Евангелия.

Лопухин А.П. (1852−1904)

но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек

Но уничижил Себя — точнее: опустошил (ekenwsen), лишил Сам Себя добровольно той божественной славы и власти, на какую имел полное право и в состоянии воплощения. — Приняв образ раба. Само по себе неопределенное понятие «уничижил Себя Самого» получает через это прибавление достаточную определенность. Свою божественную форму существования Господь Иисус Христос рассматривает не как сокровище, которое Он только что нашел и за которое Ему нужно крепко держаться, но освобождает Себя от него, принимая вместо прежней формы существования новую форму — существования раба. Чей раб стал Христос — этого не сказано. Важно только, что Он стал раб, что из состояния полнейшей свободы и самостоятельности Он вступил в положение подчиненности (ср. 2Кор 8:9). — Здесь выражение образ раба обозначает именно только форму существования рабскую, потому что природы рабской не существует: существует только рабское состояние или положение. Ясно, что Апостол здесь имел в виду сказать не о воплощении Сына Божия (тогда он просто бы сказал «принял образ человека»), а о Его самоуничижении, однако о самоуничижении действительном, а не кажущемся. Он только после воскресения Своего явился в «другом образе», соответствовавшем Его прославлению, до воскресения же жил как раб, а не как Господь (ср. Мк 10:38 и Мф 28:18). Апостол указывает, таким образом, читателям, что путь к прославлению, какого они ожидали, лежит через самоуничижение и что они не только не должны присваивать себе не принадлежащего им величия, но еще отказываться, для совершения своего спасения, и от того, что им принадлежит. Так именно поступил Христос, Который отказался от проявления на земле той славы, какая Ему принадлежала как Богу. Он, таким образом, исправил проступок Адама, который хотел быть богом (Быт 3:5) [Однако в этом выражении несомненно содержится мысль о том, что Христос воплотившийся остался Богом. Ведь Апостол здесь говорит все о Том же, Кто от вечности существовал в образе Божием, Кто имел, значит, божескую природу. Он, этот вечный Логос, не изменил Своей природы, а только принял еще природу человеческую. Преосв. Феофан говорит: «Зрак раба приим — приняв парное естество, которое, на какой бы степени ни стояло, всегда работно есть Богу. Из сего что следовало? — То, что безначальный начинается, вездесущий — определяется местом, вечный — проживает дни, месяцы и годы, всесовершенный — возрастает возрастом и разумом. И все сие проходит Он, естеством Бог сый, принятым Им на Себя естеством тварным»]. — Сделавшись подобным человекам. Апостол сказал о Христе, что Он стал рабом. Но рабами в Св. Писании представляются и ангелы Божии (Евр 1:14). Апостол хочет поэтому определенно сказать, какой вид рабства принял Христос, и говорит, что Он воспринял естество не ангела, а человека. Употребляя при этом выражение «в подобии человека» (en omoiwmati anqr. ), Апостол этим самым дает понять, что Христос был только подобен людям, но в действительности не тожественен с ними, так как у Него не было наследственного греха, и в тоже время Он и во плоти оставался Сыном Божиим (ср. Рим 1:3; Гал 4:4). — И по виду став как человек. Здесь Апостол имеет в виду внешнее явление (schma) Христа — Его привычки, жесты, речь, действия и даже одежду. На взгляд всех, с ним встречавшихся, Он был обыкновенным человеком — смиренным раввином…

Источник: Толковая Библия.

См. также Толкование на Флп 2:1

Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.