Захарыі 1 глава

Кніга прарока Захарыі
Пераклад Антонія Бокуна → Толкования Августина

Пераклад Антонія Бокуна

1 У восьмым месяцы, у другім годзе Дарыя было слова ГОСПАДА да Захарыі, сына Бэрэхіі, сына Іддо, прарока, кажучы:
2 «Загневаўся гневам ГОСПАД на бацькоў вашых.
3 І ты скажы ім: “Гэта кажа ГОСПАД Магуцьцяў. Павярніцеся да Мяне, кажа ГОСПАД Магуцьцяў, і Я павярнуся да вас, кажа ГОСПАД Магуцьцяў.
4 Ня будзьце як бацькі вашыя, да якіх клікалі прарокі, кажучы: “Гэта кажа ГОСПАД Магуцьцяў. Адвярніцеся, прашу, ад шляхоў сваіх злых і ад учынкаў сваіх злых; але яны ня слухалі і не зважалі на Мяне, кажа ГОСПАД”.
5 Бацькі вашыя, дзе яны? І прарокі ці жывуць вечна?
6 Толькі словы Мае і пастановы Мае, якія Я загадаў слугам Маім прарокам, ці не дасягалі бацькоў вашых? І яны навярнуліся, і сказалі: “Як ГОСПАД Магуцьцяў думаў зрабіць нам паводле шляхоў нашых і паводле ўчынкаў нашых, так і зрабіў нам”».
7 У дваццаць чацьвёрты дзень адзінаццатага месяца, гэта месяц Шэват, у другім годзе Дарыя было слова ГОСПАДА да Захарыі, сына Бэрэхіі, сына Іддо, прарока, кажучы:
8 «Я бачыў у гэтую ноч; і вось, муж едзе на кані чырвоным, ён стаіць паміж міртаў, якія ў нізіне, а за ім коні чырвоныя, рудыя і белыя.
9 І я сказаў: “Што гэта, Госпадзе мой?” І сказаў мне анёл, які гаварыў са мною: “Я пакажу табе, што гэта”.
10 І адказаў муж, які стаяў паміж міртаў, і сказаў: “Гэта тыя, якіх паслаў ГОСПАД абыйсьці зямлю”.
11 І адказалі яны анёлу ГОСПАДА, які стаяў паміж міртаў, і сказалі: “Мы абыйшлі зямлю, і вось, уся зямля заселеная і ў супакоі”.
12 І адказаў анёл ГОСПАДА, і сказаў: “ГОСПАДЗЕ Магуцьцяў, калі Ты зьлітуешся над Ерусалімам і над гарадамі Юды, на якія Ты гневаешся ўжо семдзясят гадоў?”
13 І адказаў ГОСПАД анёлу, які гаварыў са мною, словы добрыя, словы пацяшальныя.
14 І сказаў мне анёл, які гаварыў са мною: “Клікай, кажучы: "Гэта кажа ГОСПАД Магуцьцяў. Я раўную пра Ерусалім і пра Сыён рэўнасьцю вялікай.
15 І гневам вялікім Я гневаюся на народы, якія ў супакоі, бо Я загневаўся крыху, а яны дапамагалі [рабіць] зло"”.
16 Дзеля гэтага кажа ГОСПАД: “Я зьвярнуся да Ерусаліму з літасьцю. Дом Мой будзе адбудаваны ў ім, кажа ГОСПАД Магуцьцяў, і меральны шнур будзе расьцягнуты над Ерусалімам”.
17 І зноў клікай, кажучы: “Гэта кажа ГОСПАД Магуцьцяў. Зноўку напоўняцца гарады Мае дабром, і зноў пацешыць ГОСПАД Сыён, і выбярэ ізноў Ерусалім”.
18 І ўзьняў я вочы мае, і ўбачыў, і вось, чатыры рогі.
19 І я сказаў анёлу, які гаварыў са мною: “Што гэта?” І ён сказаў мне: “Гэта рогі, якія раскідалі Юду, Ізраіля і Ерусалім”.
20 І паказаў мне ГОСПАД чатырох рамесьнікаў.
21 І я сказаў: “Што яны прыходзяць рабіць?” І Ён сказаў, кажучы: “Гэта рогі, якія раскідалі Юду, так што ніхто не падняў галавы сваёй. А яны прыйшлі, каб стрывожыць іх, каб скрышыць рогі народаў, якія паднялі рог супраць зямлі Юды, каб раскідаць яе”.

Толкования Августина

Стих 3

Представляется, что когда говорит Бог: обратитесь ко Мне, и Я обращусь к вам (3 и ты скажи им: так говорит Господь Саваоф: обратитесь ко Мне, говорит Господь Саваоф, и Я обращусь к вам, говорит Господь Саваоф. Зах 1:3), — то одно из двух (то есть чтобы мы к Нему обратились) принадлежит к нашей воле, другое же (чтобы и Он тоже к нам обратился) — к Его благодати. И могут думать пелагиане, что тут возобладало собственное их мнение, каковым руководствуясь, говорят они, будто благодать Божия по заслугам нашим дается. Хотя сам Пелагий это не дерзнул утверждать, когда на Востоке, то есть в провинции Палестинской, где град Иерусалим, внимали ему епископы. Ведь среди прочего, что было выставлено против него, было и то, что говорил он, будто благодать Божия по заслугам нашим подается. Это кафолическому учению столь чуждо и благодати Христа столь враждебно, что если не предал он анафеме это выставленное против него, то сам должен быть анафеме преданным. Но что анафематствовал он лицемерно, на то указывают позднейшие его книги, в каковых всячески защищает он то именно, что, дескать, Божия благодать по заслугам нашим дается. Посему выбирают они из Писания подобное приведенному мною чуть раньше: Обратитесь ко Мне, и Я обращусь к вам, — чтобы выходило, будто за заслугу обращения нашего к Богу подается Его благодать, в каковой Он к нам и Сам обращается.

И не верящим в то, что, если бы само наше к Богу обращение не было бы тоже даром Божиим, скажем, что иначе не говорилось бы к Нему: Боже сия! восстанови нас (8 Боже сил! восстанови нас; да воссияет лице Твое, и спасемся! Пс 79:8), и неужели снова не оживишь нас? (7 Неужели снова не оживишь нас, чтобы народ Твой возрадовался о Тебе? Пс 84:7), и прочее в том же роде, что припоминать слишком долго. Ведь и прийти ко Христу — не есть ли это то же самое, что с верою к Нему обратиться? И однако, Он рек: Никто не может придти ко Мне, если то не дано будет ему от Отца Моего (65 И сказал: для того-то и говорил Я вам, что никто не может придти ко Мне, если то не дано будет ему от Отца Моего. Ин 6:65).

О благодати и свободе воли 10. С1. 0352, 887.43.

Стих 8

Кто может объяснить, с какими телами ангелы являлись людям, так что были не только видимы, но и осязаемы? С другой стороны, ангелы показывают некоторые видения не в подлинной телесности — но духовной силой, и не телесным очам — но духовным, или умным. Или говорят что-нибудь не извне в ухо — но внутри, в душе x человека, находясь и сами там же. Как написано в книге пророков: и сказал мне Ангел, говоривший во мне (LXX; 9 и сказал я: кто они, господин мой? И сказал мне Ангел, говоривший со мною: я покажу тебе, кто они. Зах 1:9); не сказал: говоривший со мною, но — во мне. Или они являются во сне и разговаривают так, как в сновидениях. В Евангелии мы читаем: се, ангел Господень явился ему во сне и сказал (20 Но когда он помыслил это, — се, Ангел Господень явился ему во сне и сказал: Иосиф, сын Давидов! не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святаго; Мф 1:20).

Этими способами явления ангелов как бы показывают, что они не имеют осязаемых тел и поднимают весьма трудный вопрос: каким образом патриархи могли омывать их ноги? или каким образом Иаков боролся с ангелом, так тесно прикасаясь к нему1 ? Когда это делается предметом исследования и когда кто-нибудь строит догадки, то это не будет бесполезным упражнением умственных способностей, коль скоро рассуждение ведется осторожно и думающие не приписывают себе тех знаний, каковых у них нет. Нужно, чтобы это и тому подобное утверждалось или отрицалось, или определялось доказательно, так как без доказательства оно не познается.

Энхиридион 15. С1. 0295, 15.66.

Примечания

  • 1 — Cр. 2 Он возвел очи свои и взглянул, и вот, три мужа стоят против него. Увидев, он побежал навстречу им от входа в шатер [свой] и поклонился до земли, Быт 18:2, 2 и сказал: государи мои! зайдите в дом раба вашего и ночуйте, и умойте ноги ваши, и встаньте поутру и пойдете в путь свой. Но они сказали: нет, мы ночуем на улице. Быт 19:2, 24 И остался Иаков один. И боролся Некто с ним до появления зари; Быт 32:24.



2007–2024. Зроблена з любоўю для тых, што любяць і шукаюць Бога. Калі ў вас ёсць пытанні ці пажаданні, то пішыце нам: bible-man@mail.ru.