1 Царств 8 глава

Первая книга Царств
Под редакцией Кулаковых → Толковая Библия Лопухина

Под редакцией Кулаковых

1 Когда Самуил состарился, он своих сыновей поставил судьями1 в Израиле.
2 Старшего звали Йоэль, младшего — Авия, были они судьями в Беэр-Шеве.
3 Но не пошли они по стопам отца, а погнались за наживой, стали брать подношения и извращать правосудие.
4 Все старейшины Израиля собрались и пришли к Самуилу в Раму.
5 Они сказали ему: «Ты уже стар, а твои сыновья не идут по твоим стопам. Поставь над нами царя, чтобы он нами правил, как это есть у других народов».
6 Но слова старейшин: «Поставь над нами царя, чтобы он нами правил» — не понравились Самуилу,2 и он стал молиться ГОСПОДУ.
7 ГОСПОДЬ сказал Самуилу: «Прислушайся к голосу народа, ко всему, что они тебе говорят. Ведь не тебя они отвергли, а Меня — чтобы Мне над ними не царствовать.
8 Так они поступали всегда: и когда Я выводил их из Египта, и когда они, отвернувшись от Меня, служили чужим богам, — так поступают и с тобой.
9 Поэтому прислушайся к их просьбе, только сразу объяви им, как именно царь станет править ими».
10 Самуил пересказал все слова ГОСПОДНИ народу, просившему у него царя.
11 Он сказал: «Вот как царь станет править вами: заберет ваших сыновей, одних поставит на свои колесницы, других назначит в конницу, третьих пустит бежать перед колесницами;
12 поставит начальников над тысячами воинов и над полусотнями. Будут ваши сыновья пахать на него и убирать его урожай, делать военное оружие и упряжь для его колесниц.
13 А дочерей ваших он заберет готовить снадобья, варить пищу и печь хлеб.
14 Лучшие ваши поля, виноградники и оливковые рощи заберет он у вас и раздаст своим слугам;
15 от вашего зерна и винограда будет брать десятую часть и отдавать своим царедворцам3 и слугам.
16 Ваших лучших слуг и служанок и даже ослов он заберет себе на службу.
17 Вы будете отдавать ему десятую часть своих стад и сами станете его слугами!
18 Но в тот день, когда вы поднимете плач из-за царя, которого для себя избрали, не ответит вам ГОСПОДЬ».
19 Народ не стал слушать Самуила и сказал: «Нет, пусть над нами будет царь!
20 Мы будем жить, как другие народы: царь станет править нами, поведет нас в военные походы, первым пойдет за нас в бой!»
21 Самуил выслушал речи народа и пересказал их ГОСПОДУ.
22 ГОСПОДЬ ответил Самуилу: «Прислушайся к их словам, поставь им царя». Тогда Самуил сказал израильтянам: «Идите каждый в свой город».

Толковая Библия Лопухина

Установление царской власти в еврейском народе.

1Цар 8:1. Когда же состарился Самуил, то поставил сыновей своих судьями над Израилем.

«Сыновей своих»: обет назорейства (см. примеч. к 1Цар 1:11) не соединялся с обязательным безбрачием давшего этот обет.

1Цар 8:3. Но сыновья его не ходили путями его, а уклонились в корысть и брали подарки, и судили превратно.

Вирсавия — город вблизи южных границ Ханаана. Удаленность Вирсавии от главного местопребывания Самуила Рамы (см. примеч. к 1Цар 1:1) в значительной степени объясняет ту свободу поступков, которую позволяли себе сыновья Самуила (ст.3).

1Цар 8:5. и сказали ему: вот, ты состарился, а сыновья твои не ходят путями твоими; итак поставь над нами царя, чтобы он судил нас, как у прочих народов.

Народ верил, что крепкая рука державного царя послужит достаточной гарантией против различного рода злоупотреблений со стороны второстепенных властей.

1Цар 8:6. И не понравилось слово сие Самуилу, когда они сказали: дай нам царя, чтобы он судил нас. И молился Самуил Господу.

«И не понравилось слово сие Самуилу». Установившаяся к этому времени форма еврейского народоправления носила характер теократии, т. е. Богоправления, в узком смысле этого слова. Будучи равно Богом и небесным царем всех вообще народов (теократия в широком смысле слова), Господь был в отношении своего избранного народа в то же время и Царем земным. От Него исходили законы, постановления, распоряжения не только чисто религиозного, но и семейного, общественного, государственного характера. Как Царь, Он был в то же время и Главным Вождем военных сил своего народа. Скиния, будучи местом особого присутствия Господа Бога, была вместе с тем и резиденцией Государя еврейского народа: здесь открывалась народу воля его небесного и земного Царя во всех важнейших случаях его религиозной, семейной, общественной и государственной жизни. Пророки, первосвященники, вожди, судьи были лишь послушными исполнителями и проводниками воли Небесного Владыки народа.

Отсюда становится понятным, почему ревностному стражу Иеговы Самуилу не понравилось желание народа: в этом желании он усмотрел измену евреев своему исконному Царю (1Цар 8:7−8). К тому же, прося себе царя, евреи выразились: «как у прочих (т. е. языческих) народов».

Из дальнейшего, однако, мы видим, что Господь позволил Самуилу удовлетворить народное желание, находя, что исполнение этого желания может и не противоречить установившейся среди евреев форме Богоправления, так как земной царь теократического государства евреев есть и должен быть не более как только ревностным исполнителем и проводником во вверенном ему народе законов Царя Небесного (Втор 17:14−20).

1Цар 8:9. итак послушай голоса их; только представь им и объяви им права царя, который будет царствовать над ними.

1Цар 8:10. И пересказал Самуил все слова Господа народу, просящему у него царя,

1Цар 8:11. и сказал: вот какие будут права царя, который будет царствовать над вами: сыновей ваших он возьмет и приставит их к колесницам своим и сделает всадниками своими, и будут они бегать пред колесницами его;

1Цар 8:12. и поставит их у себя тысяченачальниками и пятидесятниками, и чтобы они возделывали поля его, и жали хлеб его, и делали ему воинское оружие и колесничный прибор его;

1Цар 8:13. и дочерей ваших возьмет, чтоб они составляли масти, варили кушанье и пекли хлебы;

1Цар 8:14. и поля ваши и виноградные и масличные сады ваши лучшие возьмет, и отдаст слугам своим;

1Цар 8:15. и от посевов ваших и из виноградных садов ваших возьмет десятую часть и отдаст евнухам своим и слугам своим;

1Цар 8:16. и рабов ваших и рабынь ваших, и юношей ваших лучших, и ослов ваших возьмет и употребит на свои дела;

1Цар 8:17. от мелкого скота вашего возьмет десятую часть, и сами вы будете ему рабами;

1Цар 8:18. и восстенаете тогда от царя вашего, которого вы избрали себе; и не будет Господь отвечать вам тогда.

Самуил начертал не статус власти еврейского царя, а картину обычного на востоке того времени поведения царя. Жесткие тоны этой картины должны были внушать евреям большую осторожность в задуманном ими предприятии.

1Цар 8:20. и мы будем как прочие народы: будет судить нас царь наш, и ходить пред нами, и вести войны наши.

Наряду с прочими соображениями в высказанном желании народа имело себе место и побуждение, так сказать, национального самолюбия: «и мы будем как прочие народы».

1Цар 8:22. И сказал Господь Самуилу: послушай голоса их и поставь им царя. И сказал Самуил Израильтянам: пойдите каждый в свой город.

Первые два царя — Саул и Давид — были наглядным и осязательным для народа изображением того, каким не должен быть царь евреев (Саул), а каким должен быть царь евреев (Давид).

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
1  [1] — Или: правителями.
6  [2] — Букв.: были злом в глазах Самуила.
15  [3] — Или: евнухам.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.