Малахия 3 глава

Книга пророка Малахии
Под редакцией Кулаковых → Комментарии Скоуфилда

Под редакцией Кулаковых

1 «Вот посылаю Я вестника Моего, чтобы он приготовил путь для Меня. И Владыка, Господь, Которого вы ищете, внезапно придет в Храм Свой. Грядет Вестник Завета, столь вами желанный», — говорит ГОСПОДЬ Воинств.
2 Но кто не убоится1 дня пришествия Его и кто устоит при Его появленье?
Он — будто пламя в плавильне или щелок при стирке!
3 Примется Он за дело, как тот, кто плавит и очищает серебро, плавить будет сынов Левия, очищать их, словно золото или серебро, доколе не станут они приносить ГОСПОДУ жертву в праведности.
4 Угодна будет ГОСПОДУ жертва Иуды и Иерусалима, как было в дни древние, в годы давно минувшие.
5 «Я иду, близок час суда Моего, и Я немедля обличу чародеев и прелюбодеев, тех, кто ложно клянется и угнетает наемных работников, обижает вдову и сироту, странника гонит и не благоговеет предо Мною», — говорит ГОСПОДЬ Воинств.
6 «Я ГОСПОДЬ, и Я вовеки Тот же,2 потому и вы, сыны Иакова, не погибли.3
7 Со времен отцов ваших вы отвратились от установлений Моих и не соблюдали их. Вернитесь ко Мне, и Я вернусь к вам, — говорит ГОСПОДЬ Воинств. — Вы спросите: „Как нам вернуться?“
8 Может ли человек красть у Бога? А вы обкрадываете Меня! Спросите: „Что мы крадем?“ Десятины и приношения.
9 Проклятие лежит на вас, но вы — весь народ — продолжаете обкрадывать Меня!»
10 «Десятину сполна принесите, в хранилище храмовое возвратите ее, чтобы в Доме Моем была пища, и так испытайте Меня, — говорит ГОСПОДЬ Воинств. — Разве не открою для вас окон небесных, не изолью благословение в избытке?»
11 «Не позволю вредителям уничтожать урожаи ваши, и лоза в винограднике вашем не останется без плода», — говорит ГОСПОДЬ Воинств.
12 «Блаженными будут называть вас все народы, страна ваша будет желанной»,4 — говорит ГОСПОДЬ Воинств.
13 «Слова ваши обо Мне дерзости полны! — говорит ГОСПОДЬ. — Спросите: „Что же дерзкое сказали мы о Тебе?“
14 Говорили вы: „Тщетно, бесполезно — Богу служить! Что за выгода нам Его постановления блюсти и с покаянным видом пред ГОСПОДОМ Воинств ходить?
15 Нет, для нас кто надменен безмерно, тот и счастлив, ведь твердо стоят творящие зло, даже Бога искушают и без наказания остаются“».
16 Но совсем иное говорят друг другу боящиеся Бога, ГОСПОДЬ им внимает, Он слышит их, и пишется пред Ним памятная книга о тех, кто благоговеет пред ГОСПОДОМ и чтит имя Его.
17 «Станут они для Меня, — говорит ГОСПОДЬ Воинств, — драгоценным достоянием в тот День, когда Я избавлю их;5 сохраню их и явлю им сочувствие Свое, как отец сыну, который преданно служит ему».
18 И тогда вы снова увидите, в чем различие между праведником и нечестивцем, между служившим Богу и не служившим Ему.

Комментарии Скоуфилда

1 Предсказание ст. 1 цитируется Иоанном Крестителем (Мф 11:10; Мк 1:2; Лк 7:27), но вторая фраза — «Господь, Которого вы ищете...» — не цитируется нигде в Новом 3авете. Очевидно, кроме факта первого пришествия Христа, во всем остальном это пророчество еще ожидает своего исполнения (Авв 2:20). Ст. 2−5 говорят о суде, а не о благодати. Как и другие Ветхозаветные пророки, Малахия видел оба пришествия Мессии происходящими как бы в одно время. Он не видел разделяющего их временного промежутка, описанного в Мф 13 и следующего сразу за отвержением Царя (Мф 13:16−17). Еще менее ясен из этого пророчества период Церкви (Еф 3:3−6; Кол 1:25−27). «Мой посланник» (ст. 1) — Иоанн Креститель; «Ангел завета» — Иисус Христос в оба пришествия, но особенно в пору, которая последует за Его вторым пришествием.

18 Откровения Божества.
1) Бог открывается в В. З. под следующими именами:

ФормаРусский оборотЕврейский эквивалент
ПростаяБог
Господь
Владыка
Эль, Эла, или Элохим (Быт 15:1,прим.)
Иегова (Быт 2:4, примеч.)
Адон, Адонай (Быт 15:2)
Сложная
(с Эль-Бог)
Всемогущий Бог
Всевышний или
Всевышний Бог
Эль-Шаддай (Быт 17:1, примеч.)
Эль-Элион (Быт 14:18, примеч.)
Сложная
(с Иегова — Господь)
Господь Бог
Владыка Бог
Господь сил
Иегова Элохим (Быт 2:4, примеч.)
Адонай Иегова (Быт 15:2, примеч.)
Иегова Саваоф (1Цар 1:3, примеч.)


Троица подразумевается в трижды повторяемых группах из трех имен. Это не произвольное распределение, но присущее Ветхому Завету.

Явление Бога под каким-то именем связано с конкретной нуждой Его народа, и нет такой нужды человека, которая бы не имела своего источника в одной из ипостасей Бога. Даже человеческая несостоятельность и грех открывают нам Бога во все большей полноте Его.

2) Ветхозаветные Писания открывают существование Высшего Существа, Творца вселенной и человека, Источник всего живого и разумного, достойный поклонения и служения людей и ангелов. Это Высшее Существо — Едино, но в В. 3. Его единство во множестве прояснено не полностью. Это видно из имени во множественном числе — Элохим, и из употребления местоимения во множественном числе по отношению к Божеству в Быт 1:26; 3:22; Пс 109:1; Ис 6:8. То, что это множество на самом деле Троица, видно из трех имен Божества и из троекратного восклицания серафимов в Ис 6:3. Взаимосвязь Божества, как Отца и Сына, непосредственно утверждается в Пс 2:7Евр 1:5); Дух также признается в Его Личности и несет все Божественные атрибуты (напр. в Быт 1:2; Чис 11:25; 24:2; Суд 3:10; 6:34; 11:29; 13:25; 14:6, 19; 15:14; 2Цар 23:2; Иов 26:13; 33:4; Пс 105:33; 138:7; Ис 40:7; 59:19; 63:10; см. Мал 2:15, примеч.).

3) Будущее воплощение подразумевается в теофаниях, или явлениях Бога в образе человека (напр., Быт 18:1, 13, 17−22; 32:24−30, и определенно предсказано в обетования, связанных с искуплением (напр., Быт 3:15) и в завете с Давидом (напр., Ис 7:13−14; 9:6−7; Иер 23:5−6). Явление Божества в Н. З. настолько освещает все то, что говорится о Нем в Ветхом Завете, что все содержание Библии от Бытия до Малахии, представляются предзнаменованием грядущего воплощения Бога в Иисусе Христе. В обетования, заветах, прообразах и пророчествах В. 3. предсказывает Его.

4) Все то, что открыто Богом человеку является высшим авторитетом для нас и говорит об искуплении. Он требует от человека праведности, но при этом совершает спасение неправедных посредством жертвы. В Его искупительных отношениях с человеком явно и видимо проявляются все три Божественные Личности со всеми атрибутами. В.З. открывает справедливость Бога параллельно с Его милостью, но никогда не в противовес милости. Потоп, например, был невыразимой милостью по отношению к еще не рожденным поколениям людей. От Бытия до Малахии Он открывается как Бог ищущий, Который вовсе не ищет удовольствия в смерти грешника, но Который непрерывно выставляет перед грешником все новые и новые аргументы, чтобы склонить его к вере и послушанию.

5) Согласно В. 3. мужам веры Бог внушает благоговение, но никогда не рабский страх. Они используют все богатства языка, чтобы выразить свою любовь и восхищение перед лицом Его долготерпения и милости. Эта полная восхищения любовь Его святых является ответом всем тем, кто находит, что В. 3. рисует Бога жестоким и отталкивающим. Образ, создаваемый В. 3., соответствует, но не противоречит Новозаветному откровению Бога во Христе.

6) Те места Писания, в которых говорится о членах тела Бога и Его чувствах (напр., Ис 33:11, 20; Втор 29:20; 2Пар 16:9; Быт 6:6−7; Иер 15:6), имеют метафорический, а не буквальный смысл и означают лишь, что такое непостижимое Существо как Бог обладает тем, что соответствует нашим понятиям о глазах, руках и ногах и т. п. Приписываемые Ему ревность и гнев являются проявлениями совершенной любви к человеку, несмотря на все, что натворил грех.

7) В Ветхозаветном откровении содержится мысль указывающая, что Бог, хотя и не обладает нашими грехами и недостатками, похож на Свое творение — человека (Быт 1:27). Высшее, совершенное откровение Бога, на которое обращает наше внимание В. З., совершается через совершенного Человека.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
2  [1] — Букв.: кто может выдержать.
6  [2] — Букв.: не изменяюсь.
6  [3] — Друг. возм. пер.: но вы, сыны Иакова, не прекратили (изменяться).
12  [4] — Или: благодатной.
17  [5] — Или: будут Моими… в день, когда Я приготовлю Свое достояние.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.