Малахия 3 глава

Книга пророка Малахии
Под редакцией Кулаковых → Новой Женевской Библии

Под редакцией Кулаковых

1 «Вот посылаю Я вестника Моего, чтобы он приготовил путь для Меня. И Владыка, Господь, Которого вы ищете, внезапно придет в Храм Свой. Грядет Вестник Завета, столь вами желанный», — говорит ГОСПОДЬ Воинств.
2 Но кто не убоится1 дня пришествия Его и кто устоит при Его появленье?
Он — будто пламя в плавильне или щелок при стирке!
3 Примется Он за дело, как тот, кто плавит и очищает серебро, плавить будет сынов Левия, очищать их, словно золото или серебро, доколе не станут они приносить ГОСПОДУ жертву в праведности.
4 Угодна будет ГОСПОДУ жертва Иуды и Иерусалима, как было в дни древние, в годы давно минувшие.
5 «Я иду, близок час суда Моего, и Я немедля обличу чародеев и прелюбодеев, тех, кто ложно клянется и угнетает наемных работников, обижает вдову и сироту, странника гонит и не благоговеет предо Мною», — говорит ГОСПОДЬ Воинств.
6 «Я ГОСПОДЬ, и Я вовеки Тот же,2 потому и вы, сыны Иакова, не погибли.3
7 Со времен отцов ваших вы отвратились от установлений Моих и не соблюдали их. Вернитесь ко Мне, и Я вернусь к вам, — говорит ГОСПОДЬ Воинств. — Вы спросите: „Как нам вернуться?“
8 Может ли человек красть у Бога? А вы обкрадываете Меня! Спросите: „Что мы крадем?“ Десятины и приношения.
9 Проклятие лежит на вас, но вы — весь народ — продолжаете обкрадывать Меня!»
10 «Десятину сполна принесите, в хранилище храмовое возвратите ее, чтобы в Доме Моем была пища, и так испытайте Меня, — говорит ГОСПОДЬ Воинств. — Разве не открою для вас окон небесных, не изолью благословение в избытке?»
11 «Не позволю вредителям уничтожать урожаи ваши, и лоза в винограднике вашем не останется без плода», — говорит ГОСПОДЬ Воинств.
12 «Блаженными будут называть вас все народы, страна ваша будет желанной»,4 — говорит ГОСПОДЬ Воинств.
13 «Слова ваши обо Мне дерзости полны! — говорит ГОСПОДЬ. — Спросите: „Что же дерзкое сказали мы о Тебе?“
14 Говорили вы: „Тщетно, бесполезно — Богу служить! Что за выгода нам Его постановления блюсти и с покаянным видом пред ГОСПОДОМ Воинств ходить?
15 Нет, для нас кто надменен безмерно, тот и счастлив, ведь твердо стоят творящие зло, даже Бога искушают и без наказания остаются“».
16 Но совсем иное говорят друг другу боящиеся Бога, ГОСПОДЬ им внимает, Он слышит их, и пишется пред Ним памятная книга о тех, кто благоговеет пред ГОСПОДОМ и чтит имя Его.
17 «Станут они для Меня, — говорит ГОСПОДЬ Воинств, — драгоценным достоянием в тот День, когда Я избавлю их;5 сохраню их и явлю им сочувствие Свое, как отец сыну, который преданно служит ему».
18 И тогда вы снова увидите, в чем различие между праведником и нечестивцем, между служившим Богу и не служившим Ему.

Новой Женевской Библии

3:1 Ангела Моего. Ср. 4:5 и Ис 40:3, где также есть слова «приготовьте путь». По традиции Ближнего Востока: впереди идущего царя заранее посылали гонцов, чтобы предупредить о его приближении и устранить с пути все препятствия. Подразумевается, что упоминаемый здесь ангел является последним и предвещает непосредственное пришествие Господа как «Ангела завета».

внезапно. Ассоциация с несчастьями и бедственными обстоятельствами (напр., Чис 12:4; Ис 47:11; ср. 2Пет 3:10).

Ангел завета. В ответ на заявление, что Бог будто бы не проводит различия между добром и злом (2:17), здесь указывается на исправляющее и очищающее служение Ангела завета. На выпад: «где Бог правосудия?» (2:17), ответ дается в ст. 5. Иудеи ожидали, что Бог будет судить другие народы, но Господь говорит: «приду к вам для суда» (ст. 5). «Ангел завета» означает иное лицо, нежели «ангел Мой», потому что Он исправит и очистит священников, левитов, равно как и все царство. Он изменит укоренившуюся у народа практику жертвоприношений и свершит преобразование самого священства (ст. 2−5). Одним словом, сей «Ангел завета» есть Мессия. Это пророчество исполняется в Иисусе.

Пришествие Христа (Книга пророка Малахии 3:1).

3:3 очистит сынов Левия. Священники увели народ с пути истинного. Работа по очищению должна начаться с них, а затем она распространится на весь народ. Левиты были образцом для народа, которому надлежало стать «царством священников» (Исх 19:6).

жертву Господу в правде. См. 1:11: «чистую жертву». Трудами Ангела завета жертвоприношения вновь станут достойными Бога, когда очистятся и сердца, и жизнь совершающих их (ср. Пс 4:6; Соф 3:9).

3:5 приду к вам для суда. Этот раздел начинается с того, что религиозные циники обвиняют Господа в несправедливости. Заканчивается же он обвинениями, которые Господь предъявляет Своему народу. Те грехи, которые перечисляются в ст. 5, были ясно указаны в Законе Божием. Первопричиной этих грехов явилось отсутствие страха Божия (ст. 5).

3:6−12 Народ не только приносил неполноценные жертвы, но также утаивал десятину, формально по причине скудных урожаев, собираемых с полей. Но утаивание десятины означает кражу у Господа. И Господь по справедливости лишил народ Своего благословения. Народ согрешил также неверием в то, что Господь даст людям все необходимое, если только будут исполняться Его повеления. Итак, Господь призывает народ испытать Его. Если народ поступит по слову Божию, благословения ему будут столь обильны, что все люди, увидев их собственными глазами, провозгласят Израиль блаженным.

3:6 Я — Господь, Я не изменяюсь. Неизменность воли Божией проявляется в Его цели благословить Свой избранный народ. Благодаря этому народ Божий уцелел (Исх 34:6, 7; Иер 30:11).

3:7 обратитесь ко Мне, и Я обращусь к вам. Повеление Божие раскаяться связано с Его обетованиями (ср. Зах 1:3; Иак 4:8). Грех служит преградой между Богом и людьми и причиной того, что Бог отвращается от них (Ис 59:2).

3:8 Десятиною. Т.е. десятой частью (Иез 45:11, 14). См. жизнеописания патриархов Авраама (Быт 14:20) и Иакова (Быт 28:22). Десятина получила свое официальное закрепление в законе (Лев 27:30; Чис 18:28; Втор 12:4−19; Втор 14:22−29; Втор 26:12).

приношениями. Речь идет о частях жертвенных животных, которые предназначались священникам (Исх 29:27−28; Лев 9:22). Это — дары, добровольно приносимые с определенной целью (Исх 25:1−7). См. Неем 13:10.

3:10 дом хранилища. Т.е. помещение внутри храма, предназначенное для хранения приношений (2Пар 31:11; Неем 10:38−39; Неем 12:44; Неем 13:12).

испытайте Меня. Обычно в Библии говорится о том, что Бог испытывает людей (Пс 10:5; Пс 25:2; Пс 65:10; Притч 17:3; Иер 11:20; Иер 12:3; Иер 17:10). В данном же случае смысл этих слов прямо противоположный. Есть очень немного примеров того, что людям предлагается испытать Бога, т.е. подвергнуть проверке Его требования и найти оправдание Его повелениям (Ис 7:11; Суд 6:36−40; 3Цар 18:22−46).

отверстий небесных. См. Быт 7:11.

3:13 — 4:6 Последний раздел возвращает к пророчеству о предтече и грядущем пришествии Бога (3:1−5). Начало его напоминает горестный псалом. Но сетования, содержащиеся в нем, приобретают оскорбительный для Господа смысл. Люди по-разному переживают тяготы и невзгоды: одни богохульствуют в своих речах и навлекают на себя гнев Божий, другие пребывают в страхе Божием — их Господь записал в «памятную книгу». Он обещал им, что они будут Его достоянием.

Упоминанием о «дне» (ст. 17) вновь затрагивается тема последнего дня суда Божия, который станет днем гибели для нечестивых и спасения для праведных. В заключительных стихах еще раз повторяется обетование предтечи. Народ призывается к соблюдению закона Моисеева. В последние времена, предшествующие «дню Господню, великому и страшному», люди разделятся на праведников и нечестивых. Если же народ не отзовется на пришествие нового Илии, Господь поразит всю землю проклятием.

3:14 тщетно. Т.е. попусту.

пользы. Желание получить от своего служения личную выгоду полностью противоречит стремлению к правде Божией (Пс 118:36).

3:16 Но. Речи и поведение богобоязненных людей являются их ответом на роптание сомневающихся и составляют им полную противоположность.

боящиеся Бога. См. 1:6−14.

памятная книга. Это выражение встречается только здесь, но указания на особую книгу можно найти и в других местах Ветхого Завета (ср. Исх 32:32; Пс 68:29; Пс 138:16; Ис 4:3; Ис 65:6).

3:17 они будут Моими. Те, кто сохранил верность Господу.

собственностью. Т.е. народ Израиля — «удел», «собственный народ» Господа (Исх 19:5; Втор 7:6; Втор 14:2; Втор 26:18).

3:18 увидите различие между. Те, кто составляет «собственность» Господа, наделены шестью отличительными чертами: 1) чтут и боятся Бога (1:6, 14; 2:2, 5; 3:16); 2) хранят завет (2:8; 3:14); 3) следуют завету в своих брачных отношениях (2:11−15); 4) способны различать добро и зло (3:5); 5) почитают Бога приношением десятины (3:9−12); 6) служат Богу (3:18).

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
2  [1] — Букв.: кто может выдержать.
6  [2] — Букв.: не изменяюсь.
6  [3] — Друг. возм. пер.: но вы, сыны Иакова, не прекратили (изменяться).
12  [4] — Или: благодатной.
17  [5] — Или: будут Моими… в день, когда Я приготовлю Свое достояние.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.