Малахия 3 глава

Книга пророка Малахии
Новый русский перевод → Комментарии Скоуфилда

Новый русский перевод

1 «Вот Я посылаю вестника Моего, и он приготовит путь предо Мной, и внезапно придет в храм Свой Владыка, Которого вы ищете, и Вестник завета, Которого вы желаете. Вот Он идет», — говорит Господь Сил[14].
2 Но кто выдержит день Его прихода? Кто устоит, когда Он явится? Он будет как расплавляющий огонь и как очищающее мыло.
3 Он сядет подобно плавильщику, очищающему серебро, очистит левитов и переплавит их, как золото и серебро. Тогда у Господа будут люди, которые станут приносить дары в праведности,
4 и дары Иуды с Иерусалимом станут угодны Господу, как в прежние дни, как в минувшие годы.
5 «Я приду к вам для суда. Я не замедлю принести свидетельство против чародеев, нарушителей супружеской верности и клятвопреступников, против тех, кто удерживает у батраков заработанное, кто притесняет вдов и сирот, лишает чужеземцев правосудия и не боится Меня», — говорит Господь Сил.
6 «Я, Господь, не изменяюсь. Поэтому и вы, потомки Иакова, не исчезли.
7 Со времен ваших отцов вы отворачивались от Моих установлений и не соблюдали их. Вернитесь ко Мне, и Я вернусь к вам, — говорит Господь Сил. —
Но вы говорите: „Как нам вернуться?“
8 Станет ли человек обкрадывать Бога? А вы обкрадываете Меня.
Вы говорите: „Как мы обкрадываем Тебя?“
Десятинами и приношениями.[15] [16]
9 Прокляты вы — весь ваш народ — за то, что обкрадываете Меня.
10 Принесите десятину в хранилища целиком, чтобы в Моем доме была пища. Испытайте Меня в этом, — говорит Господь Сил, — не отворю ли Я вам окон неба и не изолью ли благословения на вас так щедро, что у вас не хватит места их вместить?
11 Я не дам вредителям пожирать ваш урожай, и с виноградных лоз на ваших полях не опадут плоды, — говорит Господь Сил. —
12 Тогда все народы назовут вас счастливыми, потому что ваша земля будет прекрасной», — говорит Господь Сил.
13 «Вы произносили жестокие слова против Меня, — говорит Господь. —
Но вы говорите: „Что мы сказали против Тебя?“
14 Вы говорили: „Служение Богу тщетно. Что мы выгадали, исполняя Его уставы и ходя со скорбными лицами перед Господом Сил?
15 Теперь мы считаем счастливыми гордецов. Злодеи не только преуспевают, но и остаются невредимыми, даже когда бросают вызов Богу“».
16 В то время боящиеся Господа говорили друг с другом. Господь внимал и слушал, и записывалась перед Ним памятная книга о тех, кто боится Господа и размышляет о Его имени.
17 «Они будут Моими, — говорит Господь Сил, — Моим драгоценным достоянием в тот день, когда Я буду действовать. Я пощажу их, как отец щадит сына, который ему служит».
18 Тогда вы снова увидите разницу между праведником и злодеем, между тем, кто служит Богу, и тем, кто Ему не служит.

Комментарии Скоуфилда

1 Предсказание ст. 1 цитируется Иоанном Крестителем (Мф 11:10; Мк 1:2; Лк 7:27), но вторая фраза — «Господь, Которого вы ищете...» — не цитируется нигде в Новом 3авете. Очевидно, кроме факта первого пришествия Христа, во всем остальном это пророчество еще ожидает своего исполнения (Авв 2:20). Ст. 2−5 говорят о суде, а не о благодати. Как и другие Ветхозаветные пророки, Малахия видел оба пришествия Мессии происходящими как бы в одно время. Он не видел разделяющего их временного промежутка, описанного в Мф 13 и следующего сразу за отвержением Царя (Мф 13:16−17). Еще менее ясен из этого пророчества период Церкви (Еф 3:3−6; Кол 1:25−27). «Мой посланник» (ст. 1) — Иоанн Креститель; «Ангел завета» — Иисус Христос в оба пришествия, но особенно в пору, которая последует за Его вторым пришествием.

18 Откровения Божества.
1) Бог открывается в В. З. под следующими именами:

ФормаРусский оборотЕврейский эквивалент
ПростаяБог
Господь
Владыка
Эль, Эла, или Элохим (Быт 15:1,прим.)
Иегова (Быт 2:4, примеч.)
Адон, Адонай (Быт 15:2)
Сложная
(с Эль-Бог)
Всемогущий Бог
Всевышний или
Всевышний Бог
Эль-Шаддай (Быт 17:1, примеч.)
Эль-Элион (Быт 14:18, примеч.)
Сложная
(с Иегова — Господь)
Господь Бог
Владыка Бог
Господь сил
Иегова Элохим (Быт 2:4, примеч.)
Адонай Иегова (Быт 15:2, примеч.)
Иегова Саваоф (1Цар 1:3, примеч.)


Троица подразумевается в трижды повторяемых группах из трех имен. Это не произвольное распределение, но присущее Ветхому Завету.

Явление Бога под каким-то именем связано с конкретной нуждой Его народа, и нет такой нужды человека, которая бы не имела своего источника в одной из ипостасей Бога. Даже человеческая несостоятельность и грех открывают нам Бога во все большей полноте Его.

2) Ветхозаветные Писания открывают существование Высшего Существа, Творца вселенной и человека, Источник всего живого и разумного, достойный поклонения и служения людей и ангелов. Это Высшее Существо — Едино, но в В. 3. Его единство во множестве прояснено не полностью. Это видно из имени во множественном числе — Элохим, и из употребления местоимения во множественном числе по отношению к Божеству в Быт 1:26; 3:22; Пс 109:1; Ис 6:8. То, что это множество на самом деле Троица, видно из трех имен Божества и из троекратного восклицания серафимов в Ис 6:3. Взаимосвязь Божества, как Отца и Сына, непосредственно утверждается в Пс 2:7Евр 1:5); Дух также признается в Его Личности и несет все Божественные атрибуты (напр. в Быт 1:2; Чис 11:25; 24:2; Суд 3:10; 6:34; 11:29; 13:25; 14:6, 19; 15:14; 2Цар 23:2; Иов 26:13; 33:4; Пс 105:33; 138:7; Ис 40:7; 59:19; 63:10; см. Мал 2:15, примеч.).

3) Будущее воплощение подразумевается в теофаниях, или явлениях Бога в образе человека (напр., Быт 18:1, 13, 17−22; 32:24−30, и определенно предсказано в обетования, связанных с искуплением (напр., Быт 3:15) и в завете с Давидом (напр., Ис 7:13−14; 9:6−7; Иер 23:5−6). Явление Божества в Н. З. настолько освещает все то, что говорится о Нем в Ветхом Завете, что все содержание Библии от Бытия до Малахии, представляются предзнаменованием грядущего воплощения Бога в Иисусе Христе. В обетования, заветах, прообразах и пророчествах В. 3. предсказывает Его.

4) Все то, что открыто Богом человеку является высшим авторитетом для нас и говорит об искуплении. Он требует от человека праведности, но при этом совершает спасение неправедных посредством жертвы. В Его искупительных отношениях с человеком явно и видимо проявляются все три Божественные Личности со всеми атрибутами. В.З. открывает справедливость Бога параллельно с Его милостью, но никогда не в противовес милости. Потоп, например, был невыразимой милостью по отношению к еще не рожденным поколениям людей. От Бытия до Малахии Он открывается как Бог ищущий, Который вовсе не ищет удовольствия в смерти грешника, но Который непрерывно выставляет перед грешником все новые и новые аргументы, чтобы склонить его к вере и послушанию.

5) Согласно В. 3. мужам веры Бог внушает благоговение, но никогда не рабский страх. Они используют все богатства языка, чтобы выразить свою любовь и восхищение перед лицом Его долготерпения и милости. Эта полная восхищения любовь Его святых является ответом всем тем, кто находит, что В. 3. рисует Бога жестоким и отталкивающим. Образ, создаваемый В. 3., соответствует, но не противоречит Новозаветному откровению Бога во Христе.

6) Те места Писания, в которых говорится о членах тела Бога и Его чувствах (напр., Ис 33:11, 20; Втор 29:20; 2Пар 16:9; Быт 6:6−7; Иер 15:6), имеют метафорический, а не буквальный смысл и означают лишь, что такое непостижимое Существо как Бог обладает тем, что соответствует нашим понятиям о глазах, руках и ногах и т. п. Приписываемые Ему ревность и гнев являются проявлениями совершенной любви к человеку, несмотря на все, что натворил грех.

7) В Ветхозаветном откровении содержится мысль указывающая, что Бог, хотя и не обладает нашими грехами и недостатками, похож на Свое творение — человека (Быт 1:27). Высшее, совершенное откровение Бога, на которое обращает наше внимание В. З., совершается через совершенного Человека.

Примечания:

 
Новый русский перевод
1 [14] — Эти слова являются пророчеством об Иисусе Христе. По мнению многих толкователей, первый вестник, о котором здесь идет речь, — это Иоанн Креститель (см. Мф 3; Мф 11:7-15; Лк 7:24-28).
8 [15] — По Закону Богу принадлежала десятая часть от всех доходов израильтян. Десятины шли на поддержку левитов и на расходы по содержанию храма (см. Лев 27:30-33; Чис 18:21-23; Втор 14:22-29).
8 [16] — См. Лев 27:30-33; Чис 18:21-23; Втор 14:22-29.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.