Выслоўяў 25 глава

Кніга Выслоўяў Саламонавых
Пераклад Чарняўскага 2017 → Комментарии МакДональда

Пераклад Чарняўскага 2017

1 Гэта таксама прыслоўі Саламона, якія перапісалі людзі Эзэкіі — цара Юдэі.
2 Слава Божая — таіць слова, а слава цароў — даследаваць размову.
3 Як неба ў вышыні і зямля ў глыбіні — так сэрца цароў невызнана.
4 Аддзялі шлакі ад срэбра, і выйдзе ў срэбраніка посуд.
5 Выведзі ад вачэй цара бязбожніка — і справядлівасць умацуе пасад яго.
6 Не паказвайся фанабэрыстым перад царом і не стой на месцы вялікіх.
7 Лепш, калі табе скажуць: «Узніміся сюды», чым каб зняважылі цябе перад кіраўніком.
8 Што вочы твае бачылі, не адкрывай гэта хутка ў судзе, бо што зробіш потым, калі абняславіць цябе сябар твой?
9 Справу сваю вырашай з сябрам тваім і не выяўляй сакрэт чужога чалавека,
10 каб ён часам не пакпіў з цябе, калі пачуе, і ганьба твая не зможа быць адклікана.
11 Залатыя яблыкі на срэбраным посудзе — слова, сказанае ў свой час.
12 Залаты пярсцёнак з лепшага золата — мудры, які гаворыць на вуха таму, хто слухае.
13 Як холад снегу ў дзень жніва, так пасланец верны таму, хто паслаў яго; ён ацверажае яго душу.
14 Хмары і вецер без дажджу — гэтак вядомы чалавек фанабэрысты і які не выконвае абяцанняў.
15 Цярплівасць кіраўніка зробіць падатлівым, а мяккі язык зломіць косці.
16 Ты знайшоў мёд? З’еш, колькі табе трэба, каб часам, наеўшыся, не вырыгнуць яго.
17 Утрымай нагу тваю ад дому блізкага твайго, каб, усім задаволены, ён не ўзненавідзеў цябе.
18 Молат, і меч, і вострая страла — гэта чалавек, які гаворыць ілжывае сведчанне супраць блізкага свайго.
19 Гнілы зуб і хісткая нага — гэта той, хто ў дзень бяды спадзяецца на ненадзейнага.
20 Як плашч здымаць у халодны дзень, як выліваць воцат у соду — так спяваць песні сумнаму сэрцу.
21 Калі непрыяцель твой галодны, накармі яго; калі смагне — напаі яго:
22 бо вуголле пякучае збярэш ты на галаву яго, а Госпад адплаціць табе.
23 Паўночны вецер спараджае дажджы, а язык, што паклёпнічае, — сумны твар.
24 Лепш сядзець у кутку на гарышчы, чым з жонкай сварлівай у агульным доме.
25 Як халодная вада для душы, што смагне, так добры вястун — з далёкай краіны.
26 Крыніца, патурбаваная нагою, і ручай сапсаваны — гэта справядлівы, што падае перад бязбожнікам.
27 Нядобра есці занадта мёду, і здабыццё славы не ёсць слава.
28 Горад разбураны і без муроў — гэта чалавек, які не можа валодаць духам сваім.

Комментарии МакДональда

V. Притчи Соломона, собранные мужами Езекии (25:1 — 29:27)

25:1 Притчи, содержащиеся в главах с 25 по 29, были составлены Соломоном, но собраны, или переписаны, много лет спустя слугами Езекии, царя Иудейского. Всего в этих главах содержится 140 притч, согласно численному значению букв в еврейской форме имени Езекия.

25:2 Слава Божия — облекать тайною дело. Задумайтесь обо всех секретах, скрытых в Его природном творении, в Его записанном Слове и Его делах провидения! «Он не был бы Богом, — сказал Томас Картрайт, — если бы Его помыслы и дела не превосходили бы человеческое понимание».

Слава царей — исследовать дело. В данном контексте это, вероятно, означает, что мудрый царь будет всегда находиться в курсе самых новейших открытий, способных повлиять на жизнь его царства, и проведет полное расследование для того, чтобы вынести справедливое суждение и сформулировать здравую политику правления.

Для нас применение этой притчи заключается в том, что мы должны быть усердны в исследовании духовных сокровищ, содержащихся в Библии.

25:3 Высота небес кажется безграничной, и глубины земли кажутся неисследимыми. Точно так же есть что-то непостижимое в сердце благородных царей, — никто не знает точно, что у них на уме.

25:4−5 Когда серебро расплавляется в плавильне, примеси или нечистоты поднимаются на поверхность в виде шлаковой накипи. Когда эта накипь удаляется, серебренник получает жидкий металл, пригодный для изготовления драгоценных изделий. Примесь здесь символизирует неправедных советников при царском дворе. Когда они будут удалены, царство утвердится на праведном основании.

Первое, что сделает Христос, когда вернется, чтобы установить Свое правление, — Он очистит Его царство от непокорности, беззакония, и всего, что неугодно Богу.

25:6, 7 Весьма мудро поступает тот, кто не пытается протолкнуться в первые ряды царского двора, и не стремится занять место среди именитых людей. Намного лучше быть приглашенным на почетное место, чем занять его самому, а потом быть публично униженным в присутствии царя.

Этот совет напоминает слова книги пророка Иеремии 45:5 — «А ты просишь себе великого: не проси». А также слова Господа Иисуса в Евангелии от Луки 14:8−10.

Окончание стиха «которого видели глаза твои» может также относиться к следующему стиху, который в Исправленном Стандартном Переводе (ИСВ) звучит как «То, что видели глаза твои, не торопись выносить перед судом...»

25:8−10 Библия осуждает склонность к судебным разбирательствам и желание скорее начать судебную тяжбу по любому вопросу. Человек может рассказать все, что он видел, и, тем не менее, оказаться посрамленным, когда его соперник произнесет свое свидетельство.

Спорные вопросы лучше решать частным образом (см. Мф 18:15), и не рассказывать о них всем окружающим, как советует неизвестный автор:

«Небольшое разногласие возникает между вами и вашим другом, и вам не хватает смелости пойти и обсудить это с ним лично, наедине. Вместо этого, вы рассказываете о том, что произошло, кому-то другому. Принцип, преподанный нам в Божьем Слове, забывается, полагая основание большей проблеме. Обсуждение подобных вещей с другими не приводит ни к чему хорошему, и, в конечном итоге, лишь увеличивает размолвку. Если бы мы только приняли этот стих как руководство к действию, и всегда сопоставляли с ним свои действия, мы могли бы отложить в сторону многие тривиальные «тяжбы» и ссоры, и избавить себя от многих волнений». Стих 10 рассматривает тот случай, когда третий человек упрекает вас за то, что вы не обратились непосредственно к вашему обидчику, и вы получаете репутацию сплетника — или и того хуже!

25:11 Уместное, подобающее слово — как золотые яблоки в серебряных прозрачных сосудах. Правильное слово также прекрасно с моральной точки зрения и подходяще для ситуации, как сочетание драгоценных и красивых металлов.

25:12 Золотая серьга и украшение из чистого золота усиливают физическую привлекательность. Так же и мудрый обличитель добавляет нравственную красоту тому, кто желает выслушать и научиться.

25:13 Обычно снег во время жатвы был бы великим бедствием. Однако здесь подразумевается снег, добавленный в воду, подаваемую жнецу на поле.

Так же, как охлажденный льдом напиток освежает человека в жаркий день, так и верный посол доставляет освежение тем, кто посылает его.

25:14 Человек, обещающий подарок, но не держащий своего обещания, подобен тучам и ветру, которые заставляют людей надеяться на приближение дождя, но проходят мимо, не принеся его.

Хотя эта притча не говорит о духовных дарах, тем не менее, она имеет важное применение для нас. Человек может выдавать себя за одаренного учителя или проповедника, но лишь разочаровывает своих слушателей, когда оказывается, что он не может оправдать их ожиданий. У индейцев существовало особое определение для такого рода людей: «нагоняет сильный ветер, но не приносит дождя».

25:15 Кротость и терпение часто оказываются более убедительными для вельможи, чем если человек начинает раздражаться и сердиться. Точно также, мягкий, добрый язык может переломить кость, то есть, может совершить больше, чем укус сильных зубов и челюстей.

26:16 Мед полезен, когда употребляется в умеренном количестве, но слишком большая доза даже чего-то очень полезного может привести к плачевным результатам. Мы должны есть, чтобы жить, а не жить, чтобы есть. Лэрри Кристенсон приводит пример этого: «В семье наших друзей растет восемь детей, все из которых очень любят мороженое. Однажды жарким летним днем одна из младших дочерей заявила, что ей бы очень хотелось, чтобы они могли всю жизнь питаться только мороженым! Остальные дети дружно поддержали ее слова, и, к их удивлению, отец сказал: «Хорошо. Завтра вы получите столько мороженого, сколько захотите, и ничего больше, — только мороженое!» Дети громко закричали от восторга и с трудом дождались наступления следующего дня. К завтраку они сбежались шумной гурьбой, с криком требуя своего любимого вида мороженого — шоколадного, клубничного, ванильного — по полной глубокой тарелке! В качестве перекуса они снова ели мороженое. И на обед тоже, только в немного меньшем количестве. Когда же они снова собрались дома на полдник, их мама как раз доставала из духовки свежеиспеченные кексы, аромат которых разносился по всему дому. «Здорово!» — сказал маленький Тедди. «Свежие кексы! Обожаю!» Он, было, направился к шкафу за вареньем, но мать остановила его. «Разве ты не помнишь? Сегодня день мороженого — только мороженого, и ничего больше».

«Ах да.»

«Хочешь тарелочку мороженого?» «Нет, спасибо. Просто положи мне немного в вафельную трубочку». К ужину энтузиазм по поводу мороженого заметно угас. Когда все собрались вокруг стола, молча уставившись на тарелки, полные мороженого, Мэри, — чьи слова положили начало всему произошедшему, — взглянула на отца и сказала: «А нельзя ли нам поменять это мороженое на корочку хлеба?»

25:17 Умеренность применима не только к меду, но и к посещению друзей. Очень важно знать, когда нужно уйти. Вы можете исчерпать гостеприимство хозяев.

«Насколько лучше Божья дружба, чем дружба человека», — говорит Картрайт. «Чем чаще мы приходим к Богу, тем с большей радостью Он принимает нас».

25:18 Вот три уместных сравнения для человека, произносящего ложное свидетельство против своего ближнего: Молот — калечащий и разбивающий на мелкие кусочки. Меч — остро заточенный с двух сторон.

Острая стрела — пронзающая и ранящая.

25:19 Если вы сильно кусаете что-то сломанным зубом, то потом сильно об этом пожалеете. Если вы поместите весь свой вес на вывихнутую ногу, она подведет вас. Так же неразумно полагаться на ненадежного человека во время нужды — это принесет лишь боль и разочарование.

25:20 Пение песен печальному сердцу вызывает у слушающего раздражение, досаду и неприятие. Это также неуместно, как забирать у человека одежду в холодный день, и вызовет такую же боль и раздражение, как и уксус, пролитый на рану.

Кит Уэстон рассказывал о служителе, который впервые посещал человека в больнице. «Он обнаружил бедного пациента с обеими ногами на растяжках, обеими руками в гипсе, и с капельницей в одной из них. Вытаскивая свою большую евангелическую Библию, он сказал с огромной евангелической улыбкой на лице: «Брат мой, радуешься ли ты?»» Уэстон заметил: «Служитель так и не сказал мне, что ответил ему больной, но это было не очень вежливо».

25:21−22 Апостол Павел цитирует эти стихи в послании к Римлянам 12:20. Мы можем преодолевать зло добром, вознаграждая всякую обиду или оскорбление добротой.

Раздраженная соседка позвонила новообращенной верующей и разразилась гневной тирадой по поводу пятилетней дочки этой женщины, потоптанных ею цветов, разбитого окна и других проступков. Когда же та остановилась, чтобы набрать воздух, христианка попросила соседку зайти к ней, чтобы обсудить эту проблему.

Когда та пришла, в комнате уже был накрыт стол с кофе и сладкими булочками. «Простите, я не знала, что вы ждете гостей». «Нет, — ответила верующая, — я подумала, что мы могли бы поговорить о моей дочери за чашкой кофе». Она поблагодарила Бога за еду и попросила Его дать им мудрости, чтобы решить проблему. Когда она открыла глаза, то увидела, что ее гостья плачет. «Дело совсем не в вашей дочери, а в моей», — выпалила соседка. «Я даже не знаю, почему я так сорвалась на вас. Я просто больше не могу справляться со своими детьми, своим мужем, и своим домом!»

Как только у соседки вырвалось это признание, новообращенная христианка начала свидетельствовать ей о Боге. В течение последующих шести недель соседка и вся ее семья обрели рождение свыше.

25:23 Северный ветер производит дождь; так же язык, тайно злословящий окружающих, производит недовольные лица. Недовольство, несомненно, исходит от жертвы сплетен, и также должно исходить от всякого, кто слышит их. Если бы люди упрекали сплетника за его сплетни, ему вскоре пришлось бы прекратить делать это.

25:24 Данный стих практически идентичен 21:9, и повторяется для того, чтобы подчеркнуть то, насколько неприятно жить с придирчивой женой.

25:25 Евангелие есть Божья добрая весть из дальней страны — с небес. Как холодная вода для жаждущей души, Евангелие приносит освежение и утоляет жажду.

25:26 Когда хороший человек склоняется перед нечестивым, когда праведник идет на компромисс, поддается давлению или перестает отстаивать правду, — это подобно источнику с возмущенной, замутненной водой, или загрязненному роднику. Люди ищут в нем чистоты, но находят лишь разочарование.

25:27 Нехорошо слишком пресыщаться медом. «За пределами Божественного «достаточно» лежит тошнота, — пишет Киднер, — а не экстаз».

Точное толкование еврейского оригинала второй строки неясно. Оно может означать, как говорится об этом в Новом Переводе Короля Иакова (НКИ), «домогаться собственной славы не есть слава», или «исследовать весомые вопросы есть бремя» (ДжНД), или «исследовать весомые вопросы есть слава» (ДжНД, заметки на полях). Любой из этих вариантов достаточно разумен.

25:28 Человек, который не научился владеть собой, подобен незащищенному городу: открыт для всякого нападения, подвержен любому искушению.



2007–2024. Зроблена з любоўю для тых, што любяць і шукаюць Бога. Калі ў вас ёсць пытанні ці пажаданні, то пішыце нам: bible-man@mail.ru.