Иисус Навин 5 глава

Книга Иисуса Навина
Библейской Лиги ERV → Комментарии МакДональда

Библейской Лиги ERV

1 Итак, Господь иссушил реку Иордан, пока народ Израиля не закончил переход. Когда аморрейские цари, которые жили на западной стороне Иордана, и ханаанские цари, жившие у Средиземного моря, услышали об этом, их охватил страх, и у них не осталось храбрости сражаться против народа Израиля.
2 В это время Господь сказал Иисусу:
«Сделай ножи из кремня и сделай обрезание мужчинам Израиля».
3 Иисус выточил ножи из кремня и сделал обрезание народу Израиля у места, названного Гивеаф-Аралот.
4 Вот почему Иисус сделал мужчинам обрезание. После того как народ Израиля вышел из Египта, все мужчины, которые были способны воевать, были обрезаны.
5 Но никому из юношей, родившихся в пустыне на пути из Египта, не было сделано обрезание.
6 Когда они были в пустыне, многие из них не слушали Господа, и Господь поклялся, что эти люди не увидят «плодородную землю». Господь обещал нашим предкам дать нам эту землю, но из-за этих людей Бог заставил народ скитаться в пустыне сорок лет, чтобы все, способные воевать, умерли,
7 и сыновья заняли их место.
Поэтому Иисус и сделал им обрезание.
8 Когда весь народ был обрезан, он оставался в лагере на своём месте, пока все мужчины не поправились.
9 В это время Господь сказал Иисусу:
«Вы были в Египте рабами, но сегодня Я очистил вас от этого позора».
Поэтому Иисус и назвал это место Галгалом. Оно и сейчас так называется.
10 Народ Израиля отпраздновал Пасху в лагере Галгал на равнинах Иерихона. Это произошло вечером на четырнадцатый день того месяца.
11 На следующий день после Пасхи люди ели то, что росло на той земле. Они ели пресный хлеб и жареное зерно.
12 На следующее утро манна перестала падать с небес. Это случилось на следующий день после того, как народ начал есть плоды Ханаанской земли. С тех пор народ Израиля не получал манны небесной.
13 Находясь около Иерихона, Иисус увидел человека, стоящего перед ним. Человек держал в руке меч. Иисус подошёл к нему и спросил:
«Ты друг нашему народу или один из врагов?»
14 Он ответил:
«Я не враг, я вождь армии Господа и сейчас пришёл к тебе».
Иисус поклонился ему до земли в знак уважения и сказал:
«Я твой слуга. Что велит мне мой господин?»
15 Предводитель армии Господней ответил:
«Сними обувь со своих ног. Место, на котором ты стоишь, — свято».
Иисус так и сделал.
16 Ворота Иерихона были заперты, так как жители города боялись нападения израильтян, которые находились уже близко; никто не входил в город, и никто не выходил из него.

Комментарии МакДональда

5:1 Языческие обитатели Ханаана были охвачены паникой, услышав о том, как Иудейская армия чудом перешла через Иордан.

Г. Обряды в Галгале (5:2−12)

5:2−9 Эта глава повествует о событиях, произошедших в Галгале, первом месте, где Израиль расположился станом в Ханаане. Там произошло обрезание мужчин (ст. 2−9). Там у них прошла первая на Ханаанской земле Пасха (ст. 10). Там закончилась манна (ст. 11−12), и там Иисус Навин повстречался с Вождем воинства Господня, Иисусом Христом (ст. 13−15).

Под руководством Господа Иисус Навин возобновил обряд обрезания. Все мужчины, вышедшие из Египта были обрезаны, но все воины тем временем вымерли (Втор 2:16). В течение сорока лет обряда обрезания не существовало. За сорок лет странствования выросло новое поколение, и теперь им необходимо было исполнить этот обряд в знак того, что они вновь во всей полноте обрели все обетованные благословения. Пока они странствовали по пустыне, Египтяне постоянно над ними насмехались из-за того, что они никак не могли обрести Землю Обетованную. Но как только они оказались в обетованной земле, посрамление было снято (ст. 9). «Второй раз» (ст. 2) означает второй раз, когда обрезание начало применяться этой нацией.

5:10 Пасху праздновали через четыре дня после перехода через Иордан (в четырнадцатый день месяца). Обратите внимание на веру Иисуса Навина. Несмотря на то, что он находился на территории врага, он был послушен Богу, обрезая воинов и соблюдая Пасху. Эти действия были названы «самыми невоенными».

Через обрезание и Пасху Господь призывал Свой народ к основам их взаимоотношений с Ним. Оба эти обряда в пустыне не соблюдались.

Обрезание являлось символом завета между Богом и Авраамом, и Бог, по своей верности, хранил Свое безусловное обетование, даровав им эту землю (Быт 15:18−21). Также обрезание представляло собой самоосуждение и удаление плотской нечистоты, жизненно необходимые для победы. Пасха напоминала им об искуплении. Иегова искупил их и освободил от Египетского рабства. Соблюдая Пасху, Иудеи следовали слову Господа, данному через Моисея сорока годами ранее во время первой Пасхи (Исх 13:5). Благодать была поводом для того, чтобы Бог призвал и вывел Свой народ из Египта. Верность явилась гарантией того, что Он их приведет в Обетованную Землю.

5:11−12 Манна говорит о Воплощенном Христе, хлебе, пришедшем с небес для того, чтобы позаботиться о наших нуждах в пустыне. Плодородие земли олицетворяет Воскресшего Христа после обретения благословений земли Ханаанской. Мы питаемся и тем и другим. Манна кончилась в то утро, когда они впервые испробовали иссушенные зерна. «Бог — такой замечательный и пунктуальный Кормилец!»

Д. Захват Иерихона (5:13 — 6:27)

5:13−14a Человек в 13-м стихе был Ангелом Иеговы — Господь Иисус в одном из Своих явлений до воплощения. Он представился Вождем воинства Господня. Христос приходит не просто для того, чтобы нам помочь, и, конечно же, не для того, чтобы причинить нам вред; Он приходит для того, чтобы обрести полный контроль.

5:14б−15 Здесь мы видим убедительное доказательство того, что Иисус Навин находился в присутствии Господа и полностью это осознавал. Простые ангелы никогда не принимали поклонение, а здесь Ангел Господень требует поклонения, доказывая этим Свою божественную природу. Иисусу Навину придется испытать на себе то, что Моисей был вынужден узнать в самом начале своего служения (Исх 3) — святость и верховенство Господа.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.