Иисус Навин 5 глава

Книга Иисуса Навина
Под редакцией Кулаковых → Комментарии МакДональда

Под редакцией Кулаковых

1 Услышали цари аморейские, чьи владения к западу от Иордана, и все цари ханаанские, что жили у Средиземного моря, что ГОСПОДЬ иссушил Иордан перед израильтянами, чтобы дать им переправиться через реку. И впали они в глубокое отчаяние, и лишились всякого мужества1 перед израильтянами.
2 В то время повелел ГОСПОДЬ Иисусу: «Сделай кремнёвые ножи и соверши обрезание израильтян, как это некогда было».2
3 Иисус сделал кремнёвые ножи и совершил обрезание израильтян у холма Аралот.3
4 Иисус должен был совершить обрезание по той причине, что все мужчины, вышедшие из Египта в зрелом возрасте, способные к войне, умерли в пустыне во время скитаний.
5 Те, что вышли из Египта, были обрезаны, а те, кто родился после исхода из Египта, во время скитания в пустыне, обрезаны не были.
6 Сорок лет скитались израильтяне по пустыне — и не осталось в живых никого из всего народа, способных к войне мужчин, вышедших из Египта и не послушавших ГОСПОДА. Поклялся ГОСПОДЬ, что не увидят они земли, источающей молоко и мед, той земли, которую Он клятвенно обещал их праотцам отдать в наследство потомкам.
7 Вместо умерших Господь взрастил сыновей их, которым и сделал обрезание Иисус: в пути оно не делалось, потому они и были еще не обрезаны.
8 Когда совершено было обрезание всего народа, все оставались на месте, в стане, пока не выздоровели те, кто был обрезан.
9 И сказал ГОСПОДЬ Иисусу: «Сегодня Я снял4 с вас позор Египта».5 Потому и поныне называется это место Гилгал.
10 Израильтяне разбили стан в Гилгале, а вечером четырнадцатого дня того же месяца праздновали Пасху6 на Иерихонской равнине.
11 На следующий день после Пасхи они уже собирали зерно, выросшее в Ханаане,7 ели его поджаренным или пекли из него пресные лепешки.
12 Манна8 же исчезла на следующий день после того, как стали они есть пищу из выросшего в той земле зерна. И не было больше с тех пор манны у израильтян — в тот год они ели то, что выросло на ханаанской земле.
13 Однажды, находясь близ Иерихона, Иисус вдруг увидел, что перед ним стоит Некто9 с обнаженным мечом в руке. Иисус подошел к Нему и спросил: «Ты — один из нас или из врагов наших?»
14 Тот отвечал: «Нет, Я Вождь воинства ГОСПОДНЕГО и теперь пришел сюда». Тогда пал Иисус ниц, поклонившись Ему, и спросил: «Что повелит Владыка мой слуге Своему?»
15 «Сними обувь свою, — отвечал ему Вождь воинства ГОСПОДНЕГО, — ибо место, на котором ты стоишь, свято». Иисус повиновался Ему.
16 Жители Иерихона закрыли городские ворота и заперли их, чтобы не допустить израильтян.10 Никто не мог ни войти в город, ни выйти из него.

Комментарии МакДональда

5:1 Языческие обитатели Ханаана были охвачены паникой, услышав о том, как Иудейская армия чудом перешла через Иордан.

Г. Обряды в Галгале (5:2−12)

5:2−9 Эта глава повествует о событиях, произошедших в Галгале, первом месте, где Израиль расположился станом в Ханаане. Там произошло обрезание мужчин (ст. 2−9). Там у них прошла первая на Ханаанской земле Пасха (ст. 10). Там закончилась манна (ст. 11−12), и там Иисус Навин повстречался с Вождем воинства Господня, Иисусом Христом (ст. 13−15).

Под руководством Господа Иисус Навин возобновил обряд обрезания. Все мужчины, вышедшие из Египта были обрезаны, но все воины тем временем вымерли (Втор 2:16). В течение сорока лет обряда обрезания не существовало. За сорок лет странствования выросло новое поколение, и теперь им необходимо было исполнить этот обряд в знак того, что они вновь во всей полноте обрели все обетованные благословения. Пока они странствовали по пустыне, Египтяне постоянно над ними насмехались из-за того, что они никак не могли обрести Землю Обетованную. Но как только они оказались в обетованной земле, посрамление было снято (ст. 9). «Второй раз» (ст. 2) означает второй раз, когда обрезание начало применяться этой нацией.

5:10 Пасху праздновали через четыре дня после перехода через Иордан (в четырнадцатый день месяца). Обратите внимание на веру Иисуса Навина. Несмотря на то, что он находился на территории врага, он был послушен Богу, обрезая воинов и соблюдая Пасху. Эти действия были названы «самыми невоенными».

Через обрезание и Пасху Господь призывал Свой народ к основам их взаимоотношений с Ним. Оба эти обряда в пустыне не соблюдались.

Обрезание являлось символом завета между Богом и Авраамом, и Бог, по своей верности, хранил Свое безусловное обетование, даровав им эту землю (Быт 15:18−21). Также обрезание представляло собой самоосуждение и удаление плотской нечистоты, жизненно необходимые для победы. Пасха напоминала им об искуплении. Иегова искупил их и освободил от Египетского рабства. Соблюдая Пасху, Иудеи следовали слову Господа, данному через Моисея сорока годами ранее во время первой Пасхи (Исх 13:5). Благодать была поводом для того, чтобы Бог призвал и вывел Свой народ из Египта. Верность явилась гарантией того, что Он их приведет в Обетованную Землю.

5:11−12 Манна говорит о Воплощенном Христе, хлебе, пришедшем с небес для того, чтобы позаботиться о наших нуждах в пустыне. Плодородие земли олицетворяет Воскресшего Христа после обретения благословений земли Ханаанской. Мы питаемся и тем и другим. Манна кончилась в то утро, когда они впервые испробовали иссушенные зерна. «Бог — такой замечательный и пунктуальный Кормилец!»

Д. Захват Иерихона (5:13 — 6:27)

5:13−14a Человек в 13-м стихе был Ангелом Иеговы — Господь Иисус в одном из Своих явлений до воплощения. Он представился Вождем воинства Господня. Христос приходит не просто для того, чтобы нам помочь, и, конечно же, не для того, чтобы причинить нам вред; Он приходит для того, чтобы обрести полный контроль.

5:14б−15 Здесь мы видим убедительное доказательство того, что Иисус Навин находился в присутствии Господа и полностью это осознавал. Простые ангелы никогда не принимали поклонение, а здесь Ангел Господень требует поклонения, доказывая этим Свою божественную природу. Иисусу Навину придется испытать на себе то, что Моисей был вынужден узнать в самом начале своего служения (Исх 3) — святость и верховенство Господа.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
1  [1] — Букв.: растаяло в них сердце, и дыхания в них не стало.
2  [2] — Букв.: вновь обрежь сынов Израилевых, во второй раз.
3  [3] — Евр. аралот — мн. ч. от слова орла — крайняя плоть.
9  [4] — Букв.: откатил; евр. глагол галал созвучен с названием местности Гилгал (круг).
9  [5] — Возможно, имеется в виду как позор египетского рабства, так и жизнь без обрезания, — поколение, обновившее Завет, Союз с Господом в Гилгале, с этого дня освобождается от позора своих рабов-родителей, а также от поношения за несоблюдение требования об обрезании.
10  [6] — Букв.: совершили Пасху. О Пасхе см. Исх 12:1−20.
11  [7] — Букв.: произведения земли той.
12  [8] — См. Исх 16 и примеч. к Исх 16:15.
13  [9] — Букв.: человек / муж — Иисус видит Незнакомца, Который довольно скоро объясняет, Кто Он такой (ст. 14, 15), и ободряет Иисуса: теперь он может вести свое земное войско на приступ города.
16  [10] — Букв.: перед сынами Израиля.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.