Иисус Навин 5 глава

Книга Иисуса Навина
Библейской Лиги ERV → Новой Женевской Библии

Библейской Лиги ERV

1 Итак, Господь иссушил реку Иордан, пока народ Израиля не закончил переход. Когда аморрейские цари, которые жили на западной стороне Иордана, и ханаанские цари, жившие у Средиземного моря, услышали об этом, их охватил страх, и у них не осталось храбрости сражаться против народа Израиля.
2 В это время Господь сказал Иисусу:
«Сделай ножи из кремня и сделай обрезание мужчинам Израиля».
3 Иисус выточил ножи из кремня и сделал обрезание народу Израиля у места, названного Гивеаф-Аралот.
4 Вот почему Иисус сделал мужчинам обрезание. После того как народ Израиля вышел из Египта, все мужчины, которые были способны воевать, были обрезаны.
5 Но никому из юношей, родившихся в пустыне на пути из Египта, не было сделано обрезание.
6 Когда они были в пустыне, многие из них не слушали Господа, и Господь поклялся, что эти люди не увидят «плодородную землю». Господь обещал нашим предкам дать нам эту землю, но из-за этих людей Бог заставил народ скитаться в пустыне сорок лет, чтобы все, способные воевать, умерли,
7 и сыновья заняли их место.
Поэтому Иисус и сделал им обрезание.
8 Когда весь народ был обрезан, он оставался в лагере на своём месте, пока все мужчины не поправились.
9 В это время Господь сказал Иисусу:
«Вы были в Египте рабами, но сегодня Я очистил вас от этого позора».
Поэтому Иисус и назвал это место Галгалом. Оно и сейчас так называется.
10 Народ Израиля отпраздновал Пасху в лагере Галгал на равнинах Иерихона. Это произошло вечером на четырнадцатый день того месяца.
11 На следующий день после Пасхи люди ели то, что росло на той земле. Они ели пресный хлеб и жареное зерно.
12 На следующее утро манна перестала падать с небес. Это случилось на следующий день после того, как народ начал есть плоды Ханаанской земли. С тех пор народ Израиля не получал манны небесной.
13 Находясь около Иерихона, Иисус увидел человека, стоящего перед ним. Человек держал в руке меч. Иисус подошёл к нему и спросил:
«Ты друг нашему народу или один из врагов?»
14 Он ответил:
«Я не враг, я вождь армии Господа и сейчас пришёл к тебе».
Иисус поклонился ему до земли в знак уважения и сказал:
«Я твой слуга. Что велит мне мой господин?»
15 Предводитель армии Господней ответил:
«Сними обувь со своих ног. Место, на котором ты стоишь, — свято».
Иисус так и сделал.
16 Ворота Иерихона были заперты, так как жители города боялись нападения израильтян, которые находились уже близко; никто не входил в город, и никто не выходил из него.

Новой Женевской Библии

5:1−12 Этот в высшей степени важный для израильтян момент (ст. 9), когда позади остались долгие годы скитаний по пустыне, а впереди — новая жизнь в земле обетованной (ст. 11:12), отмечен двумя символическими актами — обрезанием (ст. 2−8) и Пасхой (ст. 10; Исх 12:48). Обрезание было неотъемлемой особенностью народа, получившего обетование, а Пасха знаменовала избавление этого народа о египетского рабства. Как обетование, данное Аврааму, так и исход из Египта отмечены ожиданием этого дня (Быт 17:8; Исх 3:8).

5:1 Аморрейские. См. ком. к 2:10. услышали. См. ком. к 9:3.

5:4−7 Здесь обстоятельно разъясняется необходимость «обрезания сынов Израилевых во второй раз»: прежнее, обрезанное, поколение израильтян, которое вышло из Египта, пало под ударом гнева Божия. Второе же обрезание свидетельствует о милости Божией, которую Он явил, вырастив новое поколение детей Авраамовых (ст. 7). Физическое обрезание имеет метафорическую аналогию — «обрезанные сердца» (Втор 10:16; Втор 30:6).

5:6 которые не слушали гласа Господня. Неповиновение, за которым следует наказание (Чис 14; Втор 1:32, 43).

5:7 вместо их... сынов их. Эти люди были, по сути, «новым Израилем».

5:9 ныне Я снял с вас посрамление Египетское. Избавление от египетского рабства становится окончательным только сейчас, со вступлением народа Израилева в землю обетованную (Исх 3:8). Если бы цель исхода не была достигнута, «посрамление Египетское» сохраняло бы свою силу (Втор 9:28).

до сего дня. См. ком. к 4:9.

5:10 Пасху. См. Исх 12.

5:11−12 стали есть из произведений земли сей... а манна перестала падать. Еще одно указание на то, что началась новая эпоха и завершилась первая часть Книги Иисуса Навина. См. Исх 16; Втор 8:3.

5:13 — 12:24 Во второй части книги описывается завоевание израильтянами Ханаана. Описываемые разрушения и страдания являются справедливым и заслуженным наказанием, которому Бог подвергает грешников (Быт 15:16; ср. Лев 18:24−27; Втор 9:4−6). Библия показывает неразрывную связь между осуждением и спасением (Исх 14:13−14 и Откр 19:1−2). Суровость также свидетельствует о верности Бога Своим обетованиям (ср. Быт 12:3) и является прообразом Его грядущего суда над теми, кто ныне отвергает благодать Божию (Мф 25:46; Евр 9:27; Евр 10:26−31).

13−15 Рассказ о завоевании земли обетованной начинается с появления «вождя воинства Господня», которое, во-первых, знаменует суверенную волю Божию (ст. 14), во-вторых, свидетельствует о том, что происходящие события вершатся Богом, а не Иисусом Навином (ст. 14), и, в-третьих, продолжает единую цепь событий, начавшуюся с того момента, когда Господь воззвал к Моисею из горящего тернового куста (ст. 15; ср. Исх 3:2−5).

5:14 нет. Ср. 6:25 и гл. 7. Бог не сокрушает всех хананеев, равно как и не спасает всех израильтян (ст. 13; см. ком. к 6:16−17).

вождь воинства Господня. По-видимому, Ангел Господень (1:5 и ком.; ср. Быт 16:7).

5:15 сними... свято. Непрерывная цепь событий, начавшаяся деяниями Моисея, продолжается трудами Иисуса Навина (ср. Исх 3:5). Таким образом, Иисус Навин воистину является «новым Моисеем». Святость является фундаментальным качеством Бога. Люди или какие-либо предметы признаются святыми в том смысле, что они особым образом посвящены Богу.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.