Левит 21 глава

Левит, Пятикнижие Моисея
Новый русский перевод → Толкование Далласской семинарии

Новый русский перевод

1 Господь сказал Моисею: «Говори со священниками, сыновьями Аарона, и скажи им: пусть священник не оскверняет себя прикосновением к умершему из своего народа,
2 если это не ближайший родственник: мать, отец, сын, дочь, брат
3 или незамужняя сестра, которая зависит от него, потому что у неё нет мужа. Ради них он может оскверниться.
4 Но пусть он не оскверняет себя ради тех, кто породнился с ним через брак.[53]
5 Священникам нельзя брить головы, подстригать края бород или делать на теле порезы.
6 Пусть они будут святы перед своим Богом и не бесчестят имени своего Бога. Они приносят Господу огненные жертвы, пищу своему Богу, — они должны быть святы.
7 Им нельзя жениться на блудницах или на разведенных женщинах, потому что священники святы перед своим Богом.
8 Уважайте их, как святых, потому что они приносят пищу вашему Богу. Пусть они будут для вас святыми, потому что свят Я, Господь, Который освящает вас.
9 Если дочь священника осквернит себя, став блудницей, она бесчестит отца. Её нужно сжечь.
10 Первосвященнику, тому среди своих собратьев, на чью голову было возлито масло помазания и кто был освящен, чтобы носить священнические одеяния, нельзя распускать волосы[54] и разрывать на себе одежду[55].
11 Ему нельзя входить туда, где находится мертвое тело. Ему нельзя оскверняться даже ради отца и матери.
12 Ему нельзя оставлять святилище своего Бога, оскверняя его, потому что он освящен маслом помазания своего Бога. Я — Господь.
13 Он может жениться только на девственнице.
14 Он не может жениться ни на вдове, ни на разведенной, ни на блуднице. Он может жениться только на девственнице из своего народа,
15 чтобы не осквернить свое потомство в своем народе. Я — Господь, Который освящает его».
16 Господь сказал Моисею:
17 «Скажи Аарону: в грядущих поколениях никому из твоих потомков с телесным изъяном нельзя приближаться, чтобы принести пищу своего Бога.
18 Никому с телесным изъяном: ни слепому, ни хромому, ни уродливому, ни калеке нельзя приближаться ко Мне,
19 ни со сломанной ногой, ни со сломанной рукой,
20 ни горбатому, ни карлику, ни с глазным изъяном, ни с паршой, ни с коростой, ни с поврежденными яичками.
21 Никому из потомков священника Аарона с телесным изъяном нельзя приближаться, чтобы приносить Господу огненные жертвы. У него телесный изъян — ему нельзя приближаться, чтобы принести пищу своего Бога.
22 Он может есть пищу своего Бога, святые и самые святые приношения,
23 но из-за изъяна он не должен приближаться к завесе или подходить к жертвеннику, оскверняя Мое святилище. Я — Господь, Который освящает их».
24 Моисей пересказал это Аарону, его сыновьям и всем израильтянам.

Толкование Далласской семинарии

В. Законы о святости священников и жертвоприношений (главы 21−22)

I. ОГРАНИЧЕНИЯ ЛИЧНОГО ПОРЯДКА, НАЛАГАВШИЕСЯ НА СВЯЩЕННИКОВ ИХ СЛУЖЕНИЕМ (ГЛ. 21)

а. Введение (21:1а)

Лев 21:1а. Если Божья святость была основанием и причиной для соблюдения святости всем сообществом Израиля (сравните 19:2), то насколько более относилось это к священникам, которые служили у жертвенника (21:1−9), и тем паче к первосвященнику, стоявшему посредником между людьми и Богом (стихи 10−15).

б. Ограничения, налагавшиеся на обычных священников в дни их скорби, а также брачные ограничения для них (21:1б−9)

На сыновей Аароновых были наложены многочисленные запреты — во имя соблюдения ими священнической чистоты.

Лев 21:1б−4. Священникам следовало избегать церемониальной нечистоты, которой они подверглись бы, прикоснувшись к умершему; исключение составляли в этом случае их близкие родственники по крови, а не по браку (стих 4). Однако в особом случае — с Надавом и Авиудом (10:3−7) — это разрешение прикасаться к усопшему, близкому по крови, было отменено, — вероятно, по той причине, что смерть этих двух сынов Аарона наступила в результате Божиего осуждения.

Лев 21:5−6. Как и прочим израильтянам (19:27−28; сравните Втор 14:1), священникам нельзя было следовать языческим обычаям в проявлении скорби. Ибо это лишило бы их святости и послужило к обесчещению имени их Бога, и они стали бы непригодными для принесения Ему жертв.

Лев 21:7−8. По тем же причинам священникам нельзя было жениться на блудницах и разведенных, но вот на вдовах они жениться могли (в отличие от первосвященников, стих 14). Очевидно, репутация жены священника сказывалась на его пригодности к священническому служению. Мотивируется святость священников в словах, провозглашенных Богом: ибо свят Я Господь, освящающий (т. е. делающий святыми) вас. Троекратное повторение этой или схожей фразы обусловливает деление этой главы на три основные части (сравните стих 15, 23).

Лев 21:9. Не только репутация жены священника (стихи 7−8), но и репутация его дочери отражалась на его пригодности к служению. Потому-то занятие дочери проституцией (культовой ли в языческом капище, или обычной) требовало наказания виновной смертью (сожжением).

в. Ограничения, налагавшиеся на первосвященника в дни его скорби, а также брачные ограничения для него (21:10−15)

Лев 21:10−12. Первосвященнику полагалось выполнять более строгие правила, потому что он выделялся среди других священников и стоял выше их, будучи помазан елеем и нося особые первосвященнические одежды. Итак, он не мог допустить осквернения себя даже в случае кончины своих отца или матери (стих 11, сравните стих 2). Запрещались ему и обычные для израильтян проявления скорби (к примеру, ему нельзя было рвать на себе одежду, стих 10), не говоря уж о том, чтобы следовать языческим обычаям (стих 5). Стих 12 не означает, что первосвященнику надо было жить в святилище; имеется в виду, что ему нельзя было отлучаться из святилища, чтобы принять участие в похоронах.

Лев 21:13−15. Первосвященнику категорически запрещалось жениться не на девственнице, в частности, на вдове (последнее не запрещалось обычным священникам стих 7). Запрет служил гарантией того, что первый ребенок жены первосвященника (возможный наследник этого сана) — действительно сын своего отца и принадлежит к первосвященническому роду.

г. Запреты, связанные с физическими недостатками представителей священнического рода (21:16−23)

Лев 21:16−21. Представители священнического рода, страдавшие физическими недостатками, не допускались до священнического служения, т. е. до совершения жертвоприношений. Перечисленные здесь дефекты скорее служат примерами, чем составляют полный список таковых (сравните со списком дефектов у жертвенных животных в 22:20−25). Церемониальная целостность левитской системы имела аналог в физической целостности и абсолютной нормальности.

Лев 21:22. Упомянутые представители священнического рода, имевшие физические недостатки, не лишались, однако, своей доли не только из хлеба… святынь (т. е. доли священников в мирной жертве), но и из хлеба великих святынь (т. е. того, что полагалось священникам от всех обычных жертвоприношений).

Лев 21:23. Здесь опять подчеркивается роль Господа, Который освящает.

д. Заключение (21:24)

Лев 21:24. Заключительный стих свидетельствует о том, что Моисей повиновался повелению Бога (стих 1 «Объяви священникам»), и объявил это… Аарону и сынам его и всем сынам Израилевым.

Примечания:

 
Новый русский перевод
4 [53] — Или: « Но пусть он не оскверняет себя, так как он лидер своего народа». Смысл этого места в евр. тексте неясен.
10 [54] — Или: нельзя ходить с непокрытой головой.
10 [55] — В знак скорби.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.