Левит 21 глава

Третья Книга Моисеева. Левит
Библейской Лиги ERV → Толкование Далласской семинарии

Библейской Лиги ERV

1 Затем Господь молвил Моисею:
«Скажи всё это сыновьям Аарона, священникам: священник не должен осквернять себя прикосновением к умершему.
2 Но если умерший был его близким родственником: его отцом или матерью, его сыном или дочерью, его братом или
3 его незамужней сестрой, которая была близка к нему, то священник может осквернять себя, дотрагиваясь к мёртвому телу.
4 Но священник не должен осквернять себя, если умерший был одним из его рабов.
5 Священники не должны брить голову и не должны сбривать края своей бороды. Священники не должны делать нарезы на своём теле.
6 Священники должны быть святы для своего Бога и должны почитать имя своего Бога, так как они приносят хлеб и жертвы всесожжения Господу и потому должны быть святы.
7 Священник служит Богу, и поэтому он не должен жениться на женщине, которая имела половые отношения с другим мужчиной. Священник не должен жениться на блуднице или на разведённой женщине.
8 Священник служит Богу, и поэтому вы должны относиться к нему по-особому, так как он приносит святое! Он приносит святой хлеб Богу, а Я свят! Я — Господь, и Я освящаю вас!
9 Если дочь священника осквернит себя блудом, то она бесчестит своего отца! Поэтому её необходимо сжечь в огне.
10 Первосвященник был выбран из своих братьев, и на его голову был вылит елей помазания. Он был избран для особого труда первосвященника. Его избрали носить особые одежды, поэтому он не должен выражать свою печаль на людях. Он не должен допускать, чтобы его волосы были взлохмачены, и не должен раздирать на себе одежд.
11 Он не должен осквернять себя прикосновением к умершему. Он не должен находиться около умершего, даже если это его собственный отец или мать.
12 Верховный священник не должен выходить из святилища, чтобы ему не оскверниться и потом не осквернить святилище. Голова священника была помазана елеем, и это отделило его от всех остальных людей. Я — Господь!
13 Первосвященник должен жениться на девственнице.
14 Он не должен брать в жёны женщину, которая имела половые отношения с другим мужчиной. Он не должен жениться на блуднице, на разведённой женщине или на вдове. Первосвященник должен жениться на девственнице из своего народа.
15 Тогда люди будут уважать его детей. Я, Господь, отделил первосвященника для особой работы».
16 Господь повелел Моисею:
17 «Скажи Аарону: если у кого из твоих потомков будет физический недостаток, то они не должны приносить хлеб Богу.
18 Никто, у кого есть физический недостаток, не должен служить священником и приносить Мне жертвы. Вот какие люди не могут быть священниками: слепые, хромые, люди со шрамами на лице, с уродливыми ногами или руками,
19 люди со сломанными ногами или руками,
20 горбатые люди, карлики, косоглазые люди, те, у кого сыпь на коже или кожное заболевание или мужчины с повреждёнными яичками.
21 Если у кого из потомков Аарона будет физический недостаток, он не сможет приносить жертвы всесожжения Господу и не сможет приносить особый хлеб Богу.
22 Этот человек — из семьи священников, поэтому он может есть святой хлеб. Он также может есть хлеб из великих святынь.
23 Но он не должен приходить за завесу в Святая святых и подходить к алтарю, так как у него есть изъян, и он не должен бесчестить святилища. Я, Господь, освящаю их!»
24 Всё это Моисей сказал Аарону, его сыновьям и всему народу Израиля.

Толкование Далласской семинарии

В. Законы о святости священников и жертвоприношений (главы 21−22)

I. ОГРАНИЧЕНИЯ ЛИЧНОГО ПОРЯДКА, НАЛАГАВШИЕСЯ НА СВЯЩЕННИКОВ ИХ СЛУЖЕНИЕМ (ГЛ. 21)

а. Введение (21:1а)

Лев 21:1а. Если Божья святость была основанием и причиной для соблюдения святости всем сообществом Израиля (сравните 19:2), то насколько более относилось это к священникам, которые служили у жертвенника (21:1−9), и тем паче к первосвященнику, стоявшему посредником между людьми и Богом (стихи 10−15).

б. Ограничения, налагавшиеся на обычных священников в дни их скорби, а также брачные ограничения для них (21:1б−9)

На сыновей Аароновых были наложены многочисленные запреты — во имя соблюдения ими священнической чистоты.

Лев 21:1б−4. Священникам следовало избегать церемониальной нечистоты, которой они подверглись бы, прикоснувшись к умершему; исключение составляли в этом случае их близкие родственники по крови, а не по браку (стих 4). Однако в особом случае — с Надавом и Авиудом (10:3−7) — это разрешение прикасаться к усопшему, близкому по крови, было отменено, — вероятно, по той причине, что смерть этих двух сынов Аарона наступила в результате Божиего осуждения.

Лев 21:5−6. Как и прочим израильтянам (19:27−28; сравните Втор 14:1), священникам нельзя было следовать языческим обычаям в проявлении скорби. Ибо это лишило бы их святости и послужило к обесчещению имени их Бога, и они стали бы непригодными для принесения Ему жертв.

Лев 21:7−8. По тем же причинам священникам нельзя было жениться на блудницах и разведенных, но вот на вдовах они жениться могли (в отличие от первосвященников, стих 14). Очевидно, репутация жены священника сказывалась на его пригодности к священническому служению. Мотивируется святость священников в словах, провозглашенных Богом: ибо свят Я Господь, освящающий (т. е. делающий святыми) вас. Троекратное повторение этой или схожей фразы обусловливает деление этой главы на три основные части (сравните стих 15, 23).

Лев 21:9. Не только репутация жены священника (стихи 7−8), но и репутация его дочери отражалась на его пригодности к служению. Потому-то занятие дочери проституцией (культовой ли в языческом капище, или обычной) требовало наказания виновной смертью (сожжением).

в. Ограничения, налагавшиеся на первосвященника в дни его скорби, а также брачные ограничения для него (21:10−15)

Лев 21:10−12. Первосвященнику полагалось выполнять более строгие правила, потому что он выделялся среди других священников и стоял выше их, будучи помазан елеем и нося особые первосвященнические одежды. Итак, он не мог допустить осквернения себя даже в случае кончины своих отца или матери (стих 11, сравните стих 2). Запрещались ему и обычные для израильтян проявления скорби (к примеру, ему нельзя было рвать на себе одежду, стих 10), не говоря уж о том, чтобы следовать языческим обычаям (стих 5). Стих 12 не означает, что первосвященнику надо было жить в святилище; имеется в виду, что ему нельзя было отлучаться из святилища, чтобы принять участие в похоронах.

Лев 21:13−15. Первосвященнику категорически запрещалось жениться не на девственнице, в частности, на вдове (последнее не запрещалось обычным священникам стих 7). Запрет служил гарантией того, что первый ребенок жены первосвященника (возможный наследник этого сана) — действительно сын своего отца и принадлежит к первосвященническому роду.

г. Запреты, связанные с физическими недостатками представителей священнического рода (21:16−23)

Лев 21:16−21. Представители священнического рода, страдавшие физическими недостатками, не допускались до священнического служения, т. е. до совершения жертвоприношений. Перечисленные здесь дефекты скорее служат примерами, чем составляют полный список таковых (сравните со списком дефектов у жертвенных животных в 22:20−25). Церемониальная целостность левитской системы имела аналог в физической целостности и абсолютной нормальности.

Лев 21:22. Упомянутые представители священнического рода, имевшие физические недостатки, не лишались, однако, своей доли не только из хлеба… святынь (т. е. доли священников в мирной жертве), но и из хлеба великих святынь (т. е. того, что полагалось священникам от всех обычных жертвоприношений).

Лев 21:23. Здесь опять подчеркивается роль Господа, Который освящает.

д. Заключение (21:24)

Лев 21:24. Заключительный стих свидетельствует о том, что Моисей повиновался повелению Бога (стих 1 «Объяви священникам»), и объявил это… Аарону и сынам его и всем сынам Израилевым.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.