Левит 17 глава

Третья Книга Моисеева. Левит
Библейской Лиги ERV → Толкование Далласской семинарии

Библейской Лиги ERV

1 Господь сказал Моисею:
2 «Объяви Аарону и его сыновьям, и всему народу Израиля. Скажи им, что повелел Господь:
3 „Если кто из израильтян заколет бычка, овцу или козу в стане или за пределами стана,
4 этот человек должен привести животное к входу шатра собрания и отдать часть этого животного в жертву Господу. Этот человек пролил кровь и поэтому должен принести свой дар в священный шатёр Господний. Если же он не сделает этого, то его необходимо отделить от своего народа!
5 Это правило для того, чтобы люди приносили приношения содружества Господу, чтобы сыновья Израиля приносили Господу свои приношения содружества, которые они закалывают в поле. Они должны приносить этих животных к входу в шатёр собрания, к священнику.
6 Затем священник окропит кровью этих животных алтарь Господа около входа в шатёр собрания и сожжёт их жир на алтаре, и это благоухание будет приятно Господу.
7 Только тогда они обратятся ко Мне и перестанут приносить жертвы своим „козлиным богам”! Эти правила будут вечны!
8 Скажите народу: если кто из израильтян или какой-нибудь путешественник, или чужеземец, живущий среди вас, принесёт жертву всесожжения или какую-нибудь другую жертву,
9 этот человек должен привести свою жертву к входу в шатёр собрания и принести её Господу. Если он не сделает этого, он должен быть удалён от своего народа.
10 Я буду против любого человека, который ест кровь, невзирая на то, кто этот человек: израильтянин или живущий среди вас чужеземец! Я удалю его от народа.
11 Жизнь тела есть его кровь, и Я дал вам правила для окропления жертвенника этой кровью. Вы должны соблюдать их для того, чтобы очиститься. Вы должны отдать эту кровь Мне как плату за жизнь, которую вы отняли.
12 Поэтому Я и говорю израильтянам: никто из вас не должен есть кровь, и никакой иноземец, живущий среди вас, не должен её есть.
13 Если же кто из жителей Израиля или чужеземец, живущий среди вас, поймает дикое животное или птицу, которую можно есть, этот человек должен дать крови вытечь на землю и покрыть её землёй!
14 Если в мясе всё ещё есть кровь, в нём всё ещё есть жизнь животного. Поэтому Я и говорю народу Израиля: не ешьте мясо, в котором ещё есть кровь! Любой, кто будет есть кровь, должен быть удалён от своего народа.
15 И всякий житель Израиля или чужеземец, живущий среди вас, кто будет есть животное, умершее своей смертью или убитое другим животным, будет нечист до вечера. Этот человек должен выстирать свою одежду и омыть всё своё тело водой!
16 Если же этот человек не выстирает свою одежду или не омоет своё тело, он будет виновен в совершении греха”».

Толкование Далласской семинарии

I. ВСТУПЛЕНИЕ (17:1−2)

Лев 17:1−2. Новый раздел книги Левит начинается с уже привычной нам формулы: И сказал Господь Моисею (сравните 1:1; 4:1; 6:1; 7:28; 11:1; 15:1; 16:1−2; 18:1−2; 19:1−2).

Конкретные указания Господа, о которых пойдет тут речь (17:2), каждый раз вводятся фразой «Если кто из дома Израилева» (стих 3, 8, 10; стих 13 «Если кто из сынов Израилевых»), и этими фразами глава делится на четыре части.

209

Левит 17:3−12

2. ТРЕБОВАНИЕ ЗАКАЛЫВАТЬ ДОМАШНИХ ЖИВОТНЫХ У СКИНИИ (17:3−7)

Лев 17:3−7. Запрещение, о котором читаем здесь, направлено против заклания животных без принесения их Господу. Исполнять соответствующий закон израильтянам было предписано еще в Синайской пустыне, когда мяса в пищу они не употребляли сколько-нибудь регулярно — и не только потому, что основным их питанием там была манна, но и потому, что слишком, вероятно, ценились дававшие молоко самки одомашненных животных, чтобы убивать их на мясо.

Так, по-видимому, приобрело широкое значение слово «жертвоприношение», под которым стали понимать всякое заклание тельца или овцы или козы, ибо не связанное с жертвоприношением убийство животного полностью было запрещено израильтянам, пока не осели они в земле Ханаанской; там же, поскольку, естественно, возникли трудности, связанные с расселением народа по всей земле, потребовалось внести в этот закон некоторые изменения (Втор 12:20−28).

Пока евреи были в пустыне, те из них, которые хотели поесть мяса домашнего животного, прежде должны были принести его в жертву мирную Господу (Лев 17:5; сравните 7:11−34). Этим не только обеспечивались потребности священников в пище, но и устранялась возможность принесения жертв… идолам (на поле (стих 5) принято было (в Египте, откуда и вынесли этот обычай израильтяне) приносить жертвы козлообразным, как их представляли язычники, демонам пустыни).

Если закалать животное можно было только в святилище, то человеку, который хотел бы принести жертву идолу, не удалось бы оправдаться тем, что он, мол, убил животное в пищу. Да истребится человек тот из народа своего, читаем в 17:4; таковым было наказание за нарушение упомянутого запрета, как и при прочих нарушениях, упоминаемых в этой главе: стихи 9−10, 14; сравните Исх 30:33, 38; Лев 7:20−21; 20:17−18; Чис 15:30−31.

Под этим истреблением скорее подразумевалась прямая кара Божия, чем наказание по решению человеческого суда, хотя, возможно, могло иметься в виду и изгнание виновного (по Божиему указанию) из сообщества израильского.

3. ТРЕБОВАНИЕ ПРИНОСИТЬ ЖЕРТВЫ У ВХОДА В СКИНИЮ (17:8−9)

Лев 17:8−9. Это требование схоже с предыдущим, но содержит в себе уточнение относительно такого человека, который приносил бы всесожжение или жертву не во дворе скинии собрания, а где-либо еще. Основания для соответствующего запрещения были, вероятно, теми же, что в предшествующем параграфе, как таким же было и наказание за непослушание — нарушитель закона подлежал истреблению из народа.

4. ЗАПРЕЩЕНИЕ УПОТРЕБЛЯТЬ В ПИЩУ КРОВЬ (17:10−12)

Лев 17:10−12. Семь раз повторяется в Пятикнижии запрещение употреблять в пищу кровь (Быт 9:4; Лев 3:17; 7:26−27; 17:10−14; 19:26; Втор 12:15−16, 23−24; 15:23); из них наиболее четко и недвусмысленно звучит (имея под собой логическое обоснование), то, которое в Лев, 17:10−14. Здесь, в стихе 11, приводятся две причины упомянутого запрета: 1) душа тела в крови (в англ. переводе это звучит как «жизнь сотворенного существа — в крови», т. е. кровь по самой сути своей необходима для поддержания в нем жизни, и таким образом она фактически отождествляется с самой жизнью); значит, через воздержание от употребления крови в пищу демонстрируется уважение к святости жизни.

2) Кровь сия душу очищает (Бог избрал жертвенную кровь в качестве «цены искупления» за человеческую жизнь — в результате обрывается жизнь того или предается смерти тот, кем подменяется человек); следовательно, воздерживаясь от употребления крови в пищу, люди проявляют уважение к ее святости как средства очищения или искупления.

Бог сказал: Я назначил вам ее для жертвенника, чтобы очищать души ваши, и этим опровергается мнение, будто крови как таковой присуща некая особая действенность. Нет, средством очищения кровь сделалась только потому, что Бог «назначил» ее для этого; Он избрал ее символом искупления и прощения. И опять-таки наказанием за нарушение упомянутого запрета объявлялось «истребление из народа» (толкование на стих 4).

5. ПРИМЕНЕНИЕ ВЫШЕУКАЗАННЫХ ПРАВИЛ К ДИЧИ (17:13−16)

Здесь говорится уже не о крови домашних животных, пригодных для принесения в жертву, а о крови той чистой дичи, которая добывалась на охоте. Поскольку в жертву дичь не приносилась (ведь приходившему к Богу она не стоила ничего), к ней применялось лишь запрещение есть кровь, и не применялось требование закалывать животное у скинии собрания. (Да и нелегко было бы пригнать антилопу или газель к святилищу — с тем, чтобы убить их именно там!)

Лев 17:13−14. Распоряжение относительно крови чистой дичи (дать вытечь крови ее и покрыть ее землею) было позднее — когда уже более не требовалось приносить их в жертву в святилище — распространено и на домашних животных (сравните Втор 12:15−16, 22−24).

Лев 17:15−16. Поев мяса от нечистой «живности» (нечистого животного, а также чистого, но найденного им мертвым или растерзанным хищным зверем), человек должен был вымыть одежды свои вымыться сам, а затем ожидать до вечера, чтобы вновь стать церемониально чистым (сравните толкование на 11:24−28). Почему употребление такого мяса делало человека нечистым? Вероятная причина этого в том, что кровь погибшего животного не была спущена должным образом (сравните 1Цар 14:32−35; Иез 4:14; 44:31; Деян 15:20). Кроме того, простое прикосновение к трупу, как известно, оскверняло (сравните Лев 11:39−40).

Позднее это установление было дополнено следующим ограничением: есть мясо мертвых животных разрешалось лишь иноземцам (сравните Втор 14:21); что же касается более раннего постановления — «псам бросайте его» (Исх 22:31), то его следовало исполнять буквально, т. е. не предлагать мертвечины и иноземцам.

Б. Законы о моральном поведении на основании Завета и об отвержении языческой практики (главы 18−20)

1. ОГРАНИЧЕНИЯ В ОБЛАСТИ ОТНОШЕНИЙ МЕЖДУ ПОЛАМИ (ГЛ. 18)

На основе главы 18-ой развертывается повествование последней части книги Левит. Ею не только вводится важная тема ответственности Израиля перед святым Богом за то, чтобы быть Его святым народом, а значит, отличаться от народов языческих (сравните важное введение — стих 2:5 и заключительные заявления в стихе 24:30); любопытно, что и самая структура этой главы напоминает форму, которая в древности была присуща на Ближнем Востоке договорным обязательством.

Это а) преамбула — «Я Господь, Бог ваш» (Лев 18:2), б) напоминание об историческом прошлом — о земле Египетской, «в которой вы жили» (стих 3), в) констатация главного условия — «Мои законы исполняйте» (стих 4), г) обещание благословений — «человек будет жив» (стих 5), д) подробное перечисление условий (стихи 6−23) и е) предупреждение о карах за непослушание (стихи 24−30). (также Таблицу в Исх 19).

Конкретные запреты, о которых читаем в главе 18 книги Левит, исходят из принципов святости брака и потребности в стабильности семейной жизни. Этим принципам прямо противоречили потворство половой распущенности, характерное для языческой культуры, а также культовая проституция, процветавшая у язычников, особенно среди хананеян.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.