Левит 14 глава

Третья Книга Моисеева. Левит
Библейской Лиги ERV → Толкование Далласской семинарии

Библейской Лиги ERV

1 Господь сказал Моисею:
2 «Вот правила для людей, у которых было кожное заболевание, в день, когда они излечились и предстали перед священником, чтобы очиститься.
3 Священник должен выйти из стана к этому человеку и посмотреть, прошло ли у него кожное заболевание.
4 Если человек здоров, тогда священник скажет, что ему необходимо сделать: этот человек должен взять две живые птицы, кусок кедрового дерева, кусок красной материи и растение иссопа.
5 Затем священник должен приказать заколоть одну птицу в глиняном сосуде над проточной водой.
6 Священник должен взять вторую птицу, которая жива, кусок кедрового дерева, кусок красной материи и растение иссопа. Он должен окунуть живую птицу и другие вещи в кровь птицы, которая была убита над проточной водой.
7 Священник должен семь раз окропить этой кровью человека, у которого было кожное заболевание, а затем объявить, что он чист, выйти в открытое поле и выпустить живую птицу на волю.
8 Затем этот человек должен выстирать свою одежду, сбрить все волосы и вымыться водой. Тогда он будет чист и может войти в стан, но должен семь дней оставаться вне своего шатра.
9 На седьмой день он должен сбрить все волосы: голову, бороду и брови — все волосы на теле. Затем он должен выстирать свою одежду и вымыться в воде. Тогда он будет чист.
10 На восьмой день человек, у которого было кожное заболевание, должен взять двух ягнят мужского пола без изъяна и одну годовалую овцу, в которой нет никакого изъяна. Он должен также взять двадцать четыре чашки пшеничной муки, смешанной с оливковым маслом. Эта пшеничная мука будет для хлебного приношения. Необходимо также взять один лог оливкового масла.
11 Священник должен привести этого человека с его приношениями перед Господом к входу в шатёр собрания. (Это должен быть тот же самый священник, который объявил о том, что этот человек чист).
12 Священник принесёт в жертву одного из ягнят мужского пола как жертву за грех. Он принесёт в жертву этого ягнёнка и немного оливкового масла как жертву преподношения перед Господом.
13 Затем священник заколет ягнёнка в святом месте, где убивают жертвы за грех и жертвы всесожжения, так как эта жертва повинности, как и жертва за грех, принадлежит священнику. Это — великая святыня.
14 Священник возьмёт немного крови от жертвы повинности и помажет ею край правого уха человека, который очищается. Священник помажет этой кровью большой палец правой руки и большой палец правой ноги этого человека.
15 Священник также возьмёт немного елея и польёт его на свою левую ладонь.
16 Затем священник обмакнёт палец в оливковое масло, которое находится на его левой ладони, и пальцем семь раз покропит маслом перед Господом.
17 Затем священник помажет маслом, которое осталось на ладони очищаемого человека, то же самое место, которое он помазал кровью жертвы повинности, то есть край правого уха очищаемого, а также большой палец правой руки и большой палец его правой ноги.
18 Священник помажет маслом, оставшимся у него на ладони, голову очищаемого человека. Так священник сделает этого человека чистым перед Господом.
19 Затем священник должен совершить жертву за грех для очищаемого. Священник принесёт жертву за грех и очистит этого человека. После этого священник заколет жертву всесожжения
20 и возложит жертву всесожжения и хлебное приношение на алтарь. Так священник очистит человека, и он будет чист.
21 Но, если этот человек беден и не может принести эти приношения, тогда он должен взять одного ягнёнка в жертву повинности. Это будет жертва, преподнесённая Господу, чтобы священник мог очистить этого человека. Он должен взять восемь чашек пшеничной муки, смешанной с оливковым маслом, в хлебное приношение. Он должен взять лог масла,
22 двух голубей или двух горлиц. Даже бедные люди могут это сделать. Одна птица будет жертвой за грех, а другая — жертвой всесожжения.
23 На восьмой день очищения он принесёт всё это к священнику к входу в шатёр собрания, перед Господом, чтобы человек этот мог очиститься.
24 Священник возьмёт ягнёнка в жертву повинности и масло и принесёт жертву, преподнеся её перед Господом.
25 Затем священник заколет ягнёнка в жертву повинности. Священник возьмёт немного крови жертвы повинности и помажет ею край правого уха очищаемого человека. Священник также помажет этой кровью большой палец правой руки и большой палец правой ноги этого человека.
26 Священник нальёт оливкового масла на свою левую ладонь.
27 Пальцем правой руки священник семь раз покропит перед Господом маслом, которое находится на его левой ладони.
28 Затем он помажет маслом со своей ладони те места, где была помазана кровь жертвы повинности. Он помажет маслом край правого уха очищаемого, большой палец его правой руки и большой палец его правой ноги.
29 Маслом, оставшимся у него на ладони, священник помажет голову очищаемого, чтобы очистить его перед Господом.
30 Затем священник должен принести в жертву одного из голубей или одну из горлиц. (Он должен взять то, что принёс очищаемый).
31 Священник должен принести одну из этих птиц в жертву за грех, а другую — в жертву всесожжения. Он должен принести их в жертву вместе с хлебным приношением. Так священник очистит человека перед Господом, и тот будет чист».
32 Таковы правила для очищения человека, выздоровевшего после кожных заболеваний. Таковы правила для людей, которые не имеют достатка и не могут позволить себе нужных для очищения жертвоприношений.
33 Затем Господь сказал Моисею и Аарону:
34 «Я отдаю вашему народу Ханаанскую землю, и народ ваш войдёт в неё. В это время может случиться, что Я наведу плесень на дома людей.
35 Владелец такого дома должен пойти и сказать священнику: „В моём доме появилось что-то вроде плесени”.
36 Прежде чем войти в дом, чтобы взглянуть на эту плесень, священник должен приказать всё из него вынести, чтобы не всё в этом доме стало нечистым. После того как всё будет вынесено из дома, священник войдёт, чтобы осмотреть его.
37 Священник осмотрит плесень, и если она распространилась по стенам и имеет красноватые или зеленоватые впадины, углублённые в стены дома,
38 то священник должен выйти из него и запереть это жилище на семь дней.
39 На седьмой день священник должен прийти и снова осмотреть дом. Если плесень распространилась по стенам дома,
40 тогда священник должен приказать людям вытащить камни с плесенью и бросить их за чертой города в специально отведённом нечистом месте.
41 Затем священник должен велеть владельцам ободрать стены внутри дома и всё, что они соскребут со стен, выбросить вне города в специальном нечистом месте.
42 Затем владельцы дома должны вложить новые камни в стены и покрыть их новой обмазкой.
43 Может случиться, что плесень появится и на новых камнях и штукатурке дома.
44 Тогда священник должен войти в дом и осмотреть его. Если плесень распространилась по дому, значит это болезнь, которая быстро распространяется и в другие места, и этот дом нечист.
45 Такой дом необходимо разрушить и унести все камни, облицовку дома и куски дерева в специальное нечистое место за пределами города.
46 Любой, кто входит в этот дом, будет нечист до вечера.
47 А тот, кто ест в этом доме или спит в нём, должен выстирать свои одежды.
48 После того как в дом встроены новые камни и сделана новая облицовка, священник должен проверить дом. Если плесень по нему не распространилась, священник объявит, что дом чист, потому что плесень исчезла!
49 Затем, чтобы очистить этот дом, священник должен взять две птицы, кусок кедрового дерева, кусок красной материи и растение иссопа.
50 Священник заколет одну птицу в глиняном сосуде над проточной водой.
51 Затем священник возьмёт кедровое дерево, иссоп, кусок красной материи и живую птицу. Священник окунёт всё это в кровь заколотой над проточной водой птицы и семь раз покропит дом этой кровью.
52 Священник сделает всё это, чтобы очистить дом.
53 Священник пойдёт в открытое поле за городом и выпустит живую птицу. Так священник очистит дом, и он будет чист».
54 Таковы правила о разного рода язве проказы,
55 о плесени на одежде или в доме. Таковы правила об опухолях, красноте или пятнах на коже.
56 Эти правила учат о заболеваниях такого рода: когда вещи бывают чисты, а когда нечисты.

Толкование Далласской семинарии

в. Ритуальное очищение человека, исцелившегося от заразной кожной болезни (14:1−32)

После того, как человек, изолированный как нечистый за пределами израильского общества, выздоравливал (естественным ли путем, или в ответ на молитву; сравните Чис 12:13), он вновь мог быть допущен в среду святого народа и вновь получал право приближаться к святому Богу, чтобы поклоняться Ему в скинии собрания.

Возобновление упомянутого права и ритуал очищения проходили через две стадии: а) ритуал с участием двух птиц, вне стана (Лев 14:3−7) и последующее церемониальное омовение; б) восемь дней спустя — серия жертвоприношений в святилище (стихи 10−20); ритуал, совершавшийся в подобных случаях над бедным человеком, описывается в стихах 21−32.

Лев 14:1−2. В этом введении Моисей предстает как посредник при получении законов церемониального очищения.

Лев 14:3−7. Ритуал с участием двух птиц, вне стана (сравните стихи 49−53, где описывается совершение такого же ритуала для «очищения» дома), напоминает ритуал с участием двух козлов в День очищения (сравните 16:7−9, 15−19). По мнению исследователя Венхэма, две птицы живые представляли выздоровевшего израильтянина; доказательство этому он видит в том, что исцеленного кропили кровью одной из птиц. Убитая птица, очевидно, символизировала смерть, которой он избежал, а птица, отпущенная на свободу, символически уносила прочь его заразную болезнь.

Она могла также олицетворять жизнь сообщества, в которое вновь допускался человек. Значение кедрового дерева, червленой нити и иссопа (14:4, 6), хотя и не объясняется, но они ассоциируются с актом очищения и в других местах Ветхого Завета (например, Чис 19:6; Пс 50:9); их, вместе с живой птицей, следовало омочить в крови птицы, заколотой над живою водою (Лев 14:6; под «живою» понималась проточная вода), которой затем священник кропил человека, чтобы очистить его. После провозглашения его чистым живую птицу отпускали в поле.

Лев 14:8а. В знак своего очищения от заразы человек омывал затем свои одежды, состригал и сбривал с себя все волосы и мылся сам (сравните стих 9).

Лев 14:8б−9. После этого очищенный проводил семь дней на полукарантинном положении: в стане, но вне шатра своего. На седьмой день он повторял процедуру омовения и бритья (обривал голову, сбривал бороду и брови!).

Лев 14:10−11. Ритуалы жертвоприношений с целью искупления и очищения начинались на восьмой день, когда священник ставил исцеленного и очистившегося человека с его приношением пред Господом. При исполнении этого особого ритуала приносились все четыре вида обязательных жертв (повинности, за грех, всесожжение и хлебное; более подробные объяснения на этот счет найдете в комментариях на главы 1−7).

Масштабы всех этих приношений, а также использование крови и елея, более напоминают ритуал посвящения Аарона и его сыновей (глава 8), чем какой-либо иной.

Лев 14:12−18. В жертву повинности приносился овен. Обычно жертву повинности приносил человек, присвоивший, отнявший то, что принадлежало Богу или другому человеку (сравните Лев 5:14 — 6:7). В этой связи представляется, что человек, изолированный вне стана и, следовательно, не поклонявшийся Богу, мог рассматриваться как лишивший Бога положенного Ему поклонения и служения со своей стороны. Или, может быть, его подозревали в том, что болезнь была ему послана в наказание за какой-то совершенный им грех, и, если так, то он должен был принести жертву повинности.

Необычным в этом жертвоприношении повинности было то, что священник «возлагал» кровь жертвы на край правого уха очищаемого и на большой палец правой руки его и на большой палец правой ноги его (14:14; сравните 8:23−24), а затем кропил елеем… пред Господом семь раз, и какую-то часть елея «возлагал» поверх крови на правое ухо человека, на большой палец правой руки его и на большой палец правой ноги его; оставшийся же елей возлагал… на голову очищаемого.

Пройдя через всю эту серию ритуалов, человек получал от священника очищение пред Господом.

Лев 14:19−20. Процедура жертвоприношений завершалась принесением за грех однолетней овцы (стих 10) и принесением жертвы всесожжения (стих 19: второго овна, упомянутого в стихе 10), вместе с хлебным приношением (стих 20).

Лев 14:21−32. Как уступка для бедных был предусмотрен и альтернативный жертвенный ритуал. Он, собственно, был таким же, как только что описанный (стихи 10−20), но в жертву за грех и во всесожжение, вместо овнов, приносились два молодых голубя или две горлицы (стих 22); таким образом сокращалось и количество муки, потребной для хлебного приношения, которое обычно предлагалось вместе с птицами — за грех и во всесожжение.

г. Обнаружение «язвы» в жилищах; поведение в таких случаях и очищение жилища (14:33−53)

Лев 14:33−53. Этот раздел в сущности дополняет закон об одежде и личных вещах (сравните 13:47−59); сюда, по-видимому, включался и материал, из которого изготовлялись шатры. Однако «продолжение», изложенное в этих стихах, касается домов из камня и глины (14:42); следовательно, эта часть закона должна была вступить в силу после того, как израильтяне войдут в землю Ханаанскую (стих 34). Сама процедура опознания зараженности, поведение в этих случаях и процедура очищения постоянного жилища схожи с таковыми в отношении людей или одежды (включая установление карантинного периода, стих 38).

Для предотвращения распространения заразы пораженные ею части дома (т. е. отдельные камни) выламывались и заменялись другими; затем дом скоблили и обмазывали заново (стихи 39−42). Если «плесень» (грибок, язва) возобновлялась, весь дом следовало сломать (стихи 43−45). Но если принятые меры предосторожности приносили благие результаты, дом подвергался церемониальному очищению — посредством ритуала с принесением двух птиц. т. е. такого же, какой совершался при очищении выздоровевшего человека (стихи 48−53; сравните стихи 3−7).

д. Заключение (14:54−56)

Лев 14:54−56. В этих стихах подводится итог правилам в отношении инфекционного кожного заболевания и всякой язвы проказы и… паршивости (сравните с введением к главам 13−14).

4. ЗАКОН О НЕЧИСТОТЕ, СВЯЗАННОЙ С ЧЕЛОВЕЧЕСКИМИ ВЫДЕЛЕНИЯМИ (ГЛ. 15)

В этой главе определяются четыре случая церемониального осквернения: хронического и не являющегося таковым — у мужчин; хронического и не являющегося таковым — у женщин. Все четыре случая, по-видимому, относятся к выделениям из половых органов (хотя некоторые интерпретаторы полагают, что в стихах 2−12 речь идет о геморроидальных выделениях). Толкование на 12:1−5, где высказаны соображения, почему подобные выделения могли считаться оскверняющими.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.