Деяния 21 глава

Деяния Апостолов
Новый русский перевод → Учебной Библии МакАртура

Новый русский перевод

1 Расставшись с ними, мы вышли в море и направились прямо на остров Кос. На следующий день мы прибыли на Родос и оттуда отправились в Патару.
2 Там мы нашли корабль, направлявшийся в Финикию, сели на него и отправились дальше.
3 Мы миновали Кипр, оставив его слева и держа курс на Сирию. Мы пристали к берегу в Тире, потому что там наш корабль должен был оставить груз.
4 В Тире мы нашли учеников и пробыли у них семь дней. Они, получив откровение от Духа о предстоящем, начали убеждать Павла не ходить в Иерусалим[123],
5 но когда подошло время, мы отправились дальше. Все ученики, их жены и дети провожали нас из города, и на берегу мы преклонили колени и молились.
6 Попрощавшись с ними, мы сели на корабль, а они возвратились домой.
7 Продолжив плавание, мы из Тира прибыли в Птолемаиду. Там мы приветствовали братьев и провели с ними один день.
8 А на следующий день мы отправились в путь и пришли в Кесарию и остановились в доме проповедника Радостной Вести Филиппа, одного из семи помощников[124].
9 У него были четыре незамужних дочери, пророчицы.
10 После того как мы пробыли там много дней, из Иудеи пришёл пророк по имени Агав.
11 Он подошел к нам, взял пояс Павла, связал им себе ноги и руки и сказал:
— Святой Дух говорит: «Так иудеи в Иерусалиме свяжут и отдадут в руки язычников того, кому принадлежит этот пояс».
12 Услышав это, и мы, и местные стали умолять Павла не ходить в Иерусалим.
13 Но Павел на это ответил:
— Зачем вы плачете и разрываете мне сердце? Я готов не только быть связанным, но и умереть в Иерусалиме ради имени Господа Иисуса.
14 Он был непоколебим в своем решении, и мы умолкли, сказав только:
— Пусть свершится воля Господа.
15 Затем мы собрались и отправились в Иерусалим.
16 С нами пошли некоторые ученики из Кесарии. Они привели нас в дом киприота Мнасона, давнего ученика, у которого мы и остановились.
17 По прибытии нашем в Иерусалим, братья радушно нас приняли.
18 На следующий же день Павел вместе с нами пошел к Иакову[125]. Там были все старейшины.
19 Павел поприветствовал их и подробно рассказал о том, что Бог сделал среди язычников через его служение.
20 Они выслушали его и прославили Бога. Затем они сказали Павлу:
— Брат, ты видишь, сколько тысяч иудеев поверили, и все они ревнители Закона.
21 А о тебе они слышали, что ты учишь иудеев, живущих среди язычников, отступлению от Закона Моисея и советуешь не обрезать своих сыновей и вообще не жить по нашим обычаям.
22 Что же делать? Они, конечно, услышат о том, что ты пришёл.
23 Поэтому сделай, что мы тебе скажем. Среди нас есть четыре человека, принявших обет[126].
24 Возьми их, пройди вместе с ними обряд очищения и заплати за них, чтобы они могли обрить головы. Тогда все увидят, что слухи о тебе неверны и что ты живешь по Закону.
25 Что же касается верующих язычников, то мы написали им о нашем решении: они должны воздерживаться от пищи, принесенной в жертву идолам, от крови, от мяса удушенных животных и от разврата.
26 На следующий день Павел взял с собой этих людей и прошёл вместе с ними обряд очищения. Затем он вошел в храм и объявил, когда очищение будет окончено и когда за каждого из них будет принесена жертва.
27 На исходе семи дней[127] несколько иудеев из провинции Азия, увидев Павла в храме, возмутили всю толпу и схватили его
28 с криком:
— Израильтяне! Помогите! Это тот человек, который всех повсюду учит против нашего народа, нашего Закона и нашего храма. Сейчас он к тому же привел в храм греков, чем и осквернил это святое место.
29 До этого в городе они видели Павла вместе с эфесянином Трофимом и предположили, что Павел привел его в храм.
30 Весь город пришёл в смятение, сбежался народ. Павла схватили, выволокли из храма, и ворота храма сразу же были заперты.
31 Они уже намеревались убить Павла, но весть о том, что весь Иерусалим охвачен волнением, дошла до командира римского полка.
32 Он сразу же взял несколько солдат и сотников и бросился к толпе. Иудеи, увидев командира полка и его солдат, перестали избивать Павла.
33 Командир, подойдя, арестовал Павла и приказал связать его двумя цепями. Он спрашивал у народа, кто это такой и что он сделал.
34 Одни в толпе кричали одно, другие — другое, и так как при таком шуме он не мог понять ничего определенного, то приказал отвести Павла в казармы.
35 Он был уже на лестнице, когда толпа стала напирать так, что солдатам пришлось буквально нести Павла.
36 Множество народа шло за ними, крича:
— Смерть ему!
37 Уже перед самым входом в казарму Павел сказал командиру римского полка:
— Можно мне сказать тебе кое-что?
— Ты знаешь греческий? — спросил тот. —
38 Значит, ты не тот египтянин, который недавно поднял бунт и увел за собой в пустыню четыре тысячи разбойников?
39 Павел ответил:
— Я иудей из Тарса в Киликии, гражданин крупного города. Прошу тебя, разреши мне обратиться к народу.
40 Получив разрешение, Павел стал на ступени и жестом призвал народ к тишине. Наступила тишина, и он заговорил по-еврейски.

Учебной Библии МакАртура

21:1 расставшись Буквально это означает «оторвавшись», это еще раз говорит о том, что Павлу было тяжело расставаться с пресвитерами Ефесской церкви (20:37−38).
прямо… в Кос Главный город острова Кос.
Родос Остров на юго-восток от Коса, а также название его главного города. В его бухте стояла огромная статуя, известная как Колосс Родосский, одно из 7 чудес древнего мира.
в Патару Патара — это большой портовый город на самом юге Малой Азии. Каждый день они останавливались в новом порту, чтобы провести там ночь.

21:2 найдя корабль… в Финикию Понимая, что он никогда не достигнет Иерусалима до Пятидесятницы, если будет двигаться вдоль побережья, Павел решился пересечь Средиземное море и попасть прямо в Тир (ст. 3). Они сели на корабль, который был гораздо больше тех, на которых обычно плавали только днём, не удаляясь от берега. Возможно, это судно было сопоставимо по своим размерам с тем, на котором Павел позже плыл в Рим с 276 человеками на борту (27:37).

21:3 Кипра См. пояснение к 11:19.
в Тире См. пояснение к 12:20; ср. Нав 19:29; Мф 11:21. Путешествие от Патары до Тира обычно занимало 5 дней.

21:4 учеников Церковь в Тире была основана верующими, сбежавшими из Иерусалима после мученической смерти Стефана (11:19).
Павлу, чтобы он не ходил в Иерусалим Это повеление Павлу было не от Духа Святого. Скорее Дух открыл верующим в Тире, что в Иерусалиме Павла ждут страдания. Естественно, они старались (как и положено друзьям — ст. 12) отговорить его от посещения Иерусалима, но это повеление было дано Павлу Господом Иисусом (20:24), и Дух никогда бы не повелел обратного.

21:7 в Птолемаиду В ветхозаветное время город назывался Акко (Суд 1:31). Он расположен в 25 милях (40 км) южнее Тира.

21:8 Павел… бывшие с ним Во многих греческих рукописях эта фраза опущена. Из ст. 11 видно, что Павел проводил своих товарищей до Кесарии.
Кесарию См. пояснение к 8:40.
Филиппа благовестника См. пояснение к 6:5. В Писании никто больше не назван благовестником, хотя Павел благословил Тимофея заниматься таким трудом (2Тим 4:5). Бывшие некогда врагами, Филипп и Павел стали теперь проповедниками Божией благодати.
из семи См. пояснение к 6:3.

21:9 дочери девицы Об их непорочности говорит тот факт, что Бог призвал их для особого служения (ср. 1Кор 7:34). Ранняя церковь считала этих женщин заслуживающими доверия свидетельницами исторических событий (см. во Введении: Автор и время написания).
пророчествующие Лука не говорит о характере их пророчеств. Возможно, они несли постоянное служение пророчества, или этот дар проявился у них лишь однажды. Поскольку женщинам нельзя быть пророками или учителями в церкви (1Кор 14:34−36; 1Тим 2:11−12), они, возможно, пророчествовали для отдельных людей. Подробнее о пророках Нового Завета см. пояснения к 11:27; 1Кор 12:28; Еф 4:11.

21:10 пришел из Иудеи Хотя Кесария находилась в Иудее, сами иудеи считали её иностранным городом и рассматривалось как место, где обосновалось римское правительство (см. пояснение к 18:22).
пророк, именем Агав См. пояснение к 11:28.

21:11 пояс Ветхозаветные пророки иногда придавали своим действиям некий театральный вид (ср. 3Цар 11:29−39; Ис 20:2−6; Иер 13:1−11; Иез 4:5). Агав разыграл сцену будущего ареста и заточения Павла римлянами.
руки язычников По лживому обвинению иудеев (ст. 27−28) Павел был арестован римлянами (ст. 31−33).

21:12 мы и тамошние Это друзья Павла (Лука и его попутчики) и христиане Кесарии.

21:13 за имя Крещение (см. пояснение к 2:38; ср. 8:16; 10:48; 19:5), исцеление (3:6, 16; 4:10), знамения и чудеса (4:30) и проповедование (4:18; 5:40; 8:12) — все это совершалось во имя Господа Иисуса. Его имя представляет Его во всей полноте.

21:14 да будет воля Господня. Выражение полной уверенности в том, что Воля Господня есть самое лучшее (ср. 1Цар 3:18; Мф 6:10; Лк 22:42; Иак 4:13−15).

21:15 пошли… в Иерусалим В греческом слово, переведенное как «пошли», обозначало движение вверх, в связи с тем, что Иерусалим располагался на возвышенном месте, и дорога туда, на юго-восток от Кесарии, воспринималась как подъём, восхождение (ср. 11:12; 15:2; 18:22; Мк 10:32; Лк 2:22; Ин 2:13; Гал 1:17−18).

21:16 давнему ученику Возможно, один из получивших спасение на день Пятидесятницы. В таком случае Мнасон мог быть ещё одним источником исторической информации для Луки.
Мнасону Греческое имя этого человека может означать, что он был иудеем из еллинистов. В таком случае Павел и его друзья могли остаться у него, учитывая его связь с греческой культурой. Язычникам было удобнее остановиться у него, чем у палестинских иудеев.

21:17 По прибытии… в Иерусалим Возможно, во время Пятидесятницы, как и планировал Павел (20:16).
Братия радушно приняли нас Потому что они доставили столь необходимые денежные средства. И что более важно, иерусалимские верующие возрадовались, когда пришедшие с Павлом засвидетельствовали о работе по спасению, которую Бог совершал в Римской Империи. Возможно, что первая неофициальная встреча произошла в доме Мнасона.

21:18 Иакову Брат Иисуса и глава Иерусалимской церкви (см. пояснение к 12:17). Это не Иаков, брат Иоанна, который был казнен Иродом (12:2).
все пресвитеры Упоминание о пресвитерах свидетельствует о том, что Апостолы, часто отсутствовавшие по евангелизационным делам, передали им управление Иерусалимской церковью. Некоторые утверждают, что в церкви было 7 пресвитеров, наподобие синедриону. Судя по количеству членов Иерусалимской церкви, эта цифра представляется вполне вероятной. Бог постановил, что после ухода Апостолов церковью должны были руководить пресвитеры (ср. 14:23; 20:17; 1Тим 5:17; Тит 1:5; Иак 5:14; 1Пет 5:1, 5).

21:19 рассказывал подробно Отчет Павла о его миссионерской работе не содержал общих мест, он говорил о конкретных событиях своих путешествий (ср. 11:4). Как всегда (ср. 14:27; 15:4, 12), Павел воздавал должное Богу и прославлял Его за содеянное.

21:20 ревнители закона Некоторые верующие из иудеев продолжали соблюдать обрядовые постановления Моисеева закона, хотя, в отличие от иудействующих (см. пояснение к 15:1), они не считали закон средством спасения.

21:21 отступлению от Моисея Иудействующие распространяли ложь о том, что Павел учит верующих из иудеев отступлению от своего наследия. То, что Павел не оставил иудейских обычаев очевидно из обрезания Тимофея (16:1−3) и принятого им самим назорейского обета (18:18).

21:23 имеющие на себе обет Обет назорейства, символизирующий полную преданность Богу (см. пояснения к 18:18; Чис 6:1−21).

21:24 очистись Возвратившийся из продолжительного странствия по языческим землям Павел считался по обряду нечистым. Поэтому ему следовало пройти ритуальное очищение перед участием в церемонии снятия обета четырьмя человеками.
возьми на себя издержки… за них Т.е. плату за церемонию постригания в храме четырех человек и жертвоприношения, связанные с обетом назорейства. Уплата подобных расходов за другого человека считалось проявлением набожности и, поступив таким образом, Павел доказал бы, что он не пренебрег иудейским наследием.
остригли себе голову Обычное действие при снятии обета назорейства (Чис 6:18).

21:25 См. пояснение к 15:19. Иаков дал ясно понять, что то, что он просит Павла сделать, никоим образом не отменяет решение Иерусалимского совета в отношении язычников. Поскольку Павел был иудеем, на него это решение не распространялось.

21:26 очистившись См. пояснение к ст. 24.

21:27 семь дней Продолжительность обряда очищения (см. пояснение к ст. 24). Павел хотел присутствовать в храме на третий и седьмой дни. Инцидент, о котором речь пойдет ниже, случился на седьмой день, когда обряд был почти завершен.
Асийские Иудеи Возможно, они были из Ефеса, поскольку они признали в Трофиме язычника (ст. 29). Они прибыли в Иерусалим на празднование Пятидесятницы.

21:28 против народа и закона и места сего Враги Павла выдвинули против него три лживых обвинения. Они утверждали, что он учит иудеев отречься от их наследия (к такой же лжи прибегали и иудействующие — см. пояснение к ст. 21). Второе обвинение заключалось в том, что Павел является противником закона (обвинение лживое, но от этого не менее опасное). Первоначально Пятидесятница была праздником начатков урожая. Но к этому времени она стала годовщиной принятия Моисеем закона на горе Синай. Таким образом, во время этих празднеств люди были особо ревностны во всем, что касалось закона. Третье обвинение заключалось в богохульстве и осквернении храма (напоминание о действиях первосвященников по преданию смерти Иисуса — Мк 14:57−58 — и Стефана — 6:13). Конечно же, все эти три обвинения были совершенно лживыми.
Еллинов ввел в храм Асийские Иудеи обвиняли Павла в том, что он привел Трофима в часть храма, куда язычникам доступ был запрещен. Такое обвинение было абсурдным, поскольку оно означало, что Павел сознательно рисковал жизнью своего друга (римляне позволяли иудеям казнить любого язычника, осквернившего храм).

21:30 заперты были двери Это было сделано стражей храма, чтобы храм не был осквернен в случае смерти Павла на его территории (ср. 4Цар 11:15). Однако они не предприняли никаких попыток, чтобы спасти Апостола от толпы, которая намерена была забить его до смерти.

21:31 Римской когортой, располагавшейся в Иерусалиме, командовал трибун (Клавдий Лисий — 23:26). Он был высшим представителем римской власти в Иерусалиме (официальная резиденция прокураторов находилась в Кесарии — см. пояснение к 8:40).
полка Часть, в которой насчитывалось 1000 римских воинов. Ее штаб находился в крепости, или Форте, Антония, на скале над обрывом, нависавшей над месторасположением храма. Римские часовые заметили возникшие беспорядки и доложили своему командиру.

21:32 воинов и сотников Слово «сотники» указывает на то, что Лисий взял с собой не менее 200 воинов, поскольку под началом каждого сотника было по 100 человек.

21:33 двумя цепями Полагая, что Павел в чем-то виновен (поскольку иудеи были в ярости), Лисий арестовал его. Трибуну показалось, что он знает, кто такой Павел (ст. 38).

21:34 крепость Это Форт Антония, возвышающийся на скале над землями храма.

21:36 смерть ему Ср. 22:22; Лк 23:18; Ин 19:15.

21:37 ты знаешь по-гречески? То, что Павел говорит на языке образованных людей, крайне удивило Лисия, который полагал, что арестовал какого-то безграмотного преступника.

21:38 Египтянин… произвел возмущение Из этого вопроса Лисия стало ясно, за кого он ошибочно принял Павла. Египтянин был лжепророком, который за несколько лет до этого пообещал изгнать римлян. Однако до того, как он смог сделать это, его силы были атакованы римским войском под командованием Феликса. Хотя несколько сотен сторонников лжепророка были убиты и захвачены в плен, самому ему удалось спастись бегством. Лисий подумал, что он вернулся и был схвачен толпой.
разбойников Речь идет о группе националистически настроенных террористов, которых называли «сикарии». Они убивали римлян и сочувствовавших им иудеев. Поскольку они часто кололи свои жертвы кинжалами под прикрытием толпы, Лисий подумал, что был схвачен один из таких разбойников.

21:39 Тарсянин См. пояснение к 9:11. Тарс был важным культурным городом. Его университет считался достойным соперником и Афинскому, и Александрийскому.

Примечания:

 
Новый русский перевод
4 [123] — См. Деян 20:22.
8 [124] — См. Деян 6:1-5.
18 [125] — Единоутробный брат Иисуса Христа (см. Мф 13:55), один из лидеров церкви в Иерусалиме (см. Гал 2:9).
23 [126] — Вероятно, это был обет назорейства (см. Чис 6:1-21).
27 [127] — Ритуальный срок очищения (см. напр., Чис 6:9).
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.