докучные утешители вы все!
Что к возраженью понуждает тебя?
будь ваши души на месте моей:
изощрялся бы перед вами в речах
и головой своей над вами качал,
и утешал движением моих губ!
замолчу — и не уходит она от меня.
Ты разрушил весь круг близких моих;
в лицо мое укоряет меня.
зубами скрежещет на меня,
пристально вперяется в меня враг!
глумясь, бьют меня по щекам,
все соединились против меня.
и в руки злых бросил меня!
схватил меня за шею, и разбил,
и поставил меня, как Свою мишень;
Он пронзает мне утробу, не щадит,
проливает на землю мою желчь!
как ратник, устремляется на меня.
и во прах опустил мой рог. [18]
и на ресницах моих — смертная тень, —
и молитва моя чиста.
и да не знает покоя мой вопль!
и в вышних Заступник есть у меня!
К Богу течет моя слеза,
и между человеком и ближним его!
и я удаляюсь в невозвратный путь.
2. Ответ Иова (Гл. 16−17)
16:1−5 Иов отвергает мнение Елифаза о причинах происходящего и в ответ называет своих критиков «жалкие утешители». Если бы они оказались на его месте, Иов хотя бы попытался утешить их!
16:6−14 Но сейчас Бог обратился против Иова и мучает его, отдав на поругание нечестивым, преследуя его до полного изнеможения, нанося одну рану за другой. И все это несмотря на тот факт, что Иов не виновен ни в каком беззаконии.
16:15−22 То обстоятельство, что Иов сшил себе (а не просто надел) вретище на голое тело, свидетельствует о его неизбывном горе. Не имея друзей для утешения или заступника, Иов скоро уйдет туда, откуда не возвращаются.
Некоторые из оборотов в стихах 9−19 употребляются в Псалтири применительно к Мессии. Тем самым оправдано наше понимание их, как описания страданий Христа, даже если это не первичное их значение.