Библия » Баркли Комментарии Баркли

2 Петра 3 2 послание Петра 3 глава

ПРИНЦИПЫ ПРОПОВЕДОВАНИЯ (2Пет 3:1−2)

В этом отрывке Петр изложил некоторые принципы проповедования:

1. Он считал важным принцип повторения. Он знает, что некоторые вещи надо повторять снова и снова, чтобы они дошли до умов людей. В Флп 3:1 Павел писал своим читателям, что повторять им одно и то же — для него не в тягость, а для них назидательно. Лишь многократным повторением закладывается в уме ребенка начатки знаний. И это имеет большое значение: часто мы жаждем чего-то нового, хотим сказать что-то новое, хотя собственно нужно лишь повторить вечные истины, которые люди так быстро забывают, и значение которых они так часто отказываются понимать. Некоторые пищевые продукты никогда не надоедают человеку: они нужны для его питания, и он получает их каждый день. Мы говорим о хлебе насущном. Есть и определенные христианские истины, которые нужно повторять вновь и вновь и которые никогда нельзя отодвигать на задний план в стремлении к новизне.

2. Он верил в необходимость напоминания. Из Нового Завета совершенно очевидно, что часто целью проповедования и наставничества является не введение новых истин, а напоминание человеку того, что он уже знает. Моффат приводит слова доктора Джонсона: «Не все понимают, что людям чаще нужно напоминать, чем информировать их». Древние греки говорили о «все стирающем времени», как будто мозг человека — это грифельная доска, а время — губка, проходящая через него и стирающая все. Как часто нам нужно не наставление в новом, а напоминание того, что мы уже знаем.

3. Он верил в важность похвалы. Петр хочет возбудить чистый смысл у своих читателей и слушателей. Петр употребляет греческое слово эйликринес, переведенное как чистый. Это слово может иметь два значения: во-первых, оно может значить нечто, в чем нет никакой примеси, или же то, что настолько безупречно, что его можно выставить напоказ на солнечный свет. Греческий философ Платон употребляет это же выражение — эйликринес дианойа в значении чистый разум, разум, совершенно свободный от обольстительного влияния чувств. Петр употребляет это выражение обращаясь к своим слушателям, разум которых не замутнен ересью. Он как бы говорит им: «Вы действительно прекрасные люди — если вы действительно будете помнить об этом». Проповедник чаще всего должен обращаться к своим слушателям как к прекрасным людям, заслуживающим спасения, а не как к никудышным людям, заслуживающим осуждения и проклятия. Они — не мусор и отрепье, которые нужно сжечь, а драгоценные камни, которые нужно поднять из грязи, в которую они упали. Д. Хенки рассказывал о «любимом капитане», команда которого была готова следовать за ним куда угодно; они горели желанием быть такими, какими он верил они являются. Мы всегда можем большего добиться от людей, если мы верим в них.

4. Петр верил в единство Священного Писания. Он видел в Писании определенную структуру, и для него Библия была книгой, в центре которой стоит Христос. В Ветхом Завете предсказано явление Христа, в Евангелиях рассказано о жизни и свершениях Иисуса Христа, а апостолы доносят до людей благую весть Христа.

ОТРИЦАНИЕ ВТОРОГО ПРИШЕСТВИЯ (2Пет 3:3−4)

Больше всего Петра волновало отрицание еретиками второго пришествия Иисуса Христа. Они в буквальном смысле спрашивали: «где обетование пришествия Его?» Это иудейская формула, которая значит, что то, о чем спрашивают вовсе не существует. «Где Бог правосудия?» — вопрошали люди во времена пророка Малахии (Мал 2:17). «Где Бог твой?» — спрашивали язычники у псалмопевца (Пс 41:4; Пс 78:10). «Где слово Господне?» — спрашивали у Иеремии враги его (Иер 17:15). В каждом из этих случаев сам вопрос означает, что испрашиваемого не существует вовсе. Еретики эпохи Петра отрицали, что Иисус вообще может прийти когда-нибудь еще. Здесь будет лучше сперва сопоставить их доводы и ответ на них Петра.

Враги Петра выдвигали два довода (ст. 4). «Что сталось, — спрашивали они, — с обетованием второго пришествия?» Прежде всего они утверждали, что второе пришествие задержалось настолько, что якобы можно считать, что оно вообще никогда не состоится. Кроме того, они утверждали, что их отцы умерли, а мир продолжал оставаться таким же, каким он был всегда. Они утверждали, что этот мир, в сущности, неизменен, и такие грандиозные изменения, как второе пришествие, не могут происходить в таком мире. Петр дает двойной ответ: сперва он говорит о втором пришествии (ст. 5−7). Он утверждает, что этот мир вовсе не неизменен, что однажды он уже был уничтожен водой во времена потопа, а второе уничтожение — огнем — тоже скоро придет.

Вторая часть его ответа в ст. 8 и 9. Его противники заявляли, что второе пришествие задержалось настолько, что можно считать, что Его не будет вовсе, Петр дает на это двойной ответ: а) надо смотреть на время глазами Бога: для Него день — как тысяча лет, а тысяча лет — как один день. б) В любом случае задержку в действиях Бога следует относить не за счет Его медлительности, а за счет его милосердия; Он дает грешникам еще одну возможность покаяться и обрести спасение.

И Петр заканчивает свои доводы (ст. 10). Второе пришествие близко и оно настанет внезапно, сопровождаемое ужасом и разрушением, которые уничтожат мир в испепеляющем огне.

И, наконец, Петр указывает на стоящие в связи с этим перед людьми требования. Если мы живем в мире, в который снизойдет Иисус Христос и который стремительно несет порочных людей к гибели, нам, несомненно, надлежит жить в святости, чтобы мы могли спастись, когда наступит этот ужасный день. Второе пришествие — это потрясающий стимул, побуждение к моральному возрождению, чтобы человек мог приготовиться к встрече с Богом.

Вот, такова, в общих чертах эта глава, а теперь рассмотрим ее по частям.

РАЗРУШЕНИЕ МИРА ВО ВРЕМЯ ПОТОПА (2Пет 3:5−6)

Петр утверждает, что этот мир не был всегда стабильным: ведь древний мир был разрушен водой, точно так же, как наш мир будет разрушен огнем.

Петр говорит, что небеса и земля были составлены из воды и водою. По истории из книги Бытия сперва был какой — то водяной хаос, «дух Божий носился над водою... И сказал Бог: да будет твердь посреди воды, и да отделяет она воду от воды» (Быт 1:2, 6). Из этого водяного хаоса был сотворен мир, далее, мир покоился воде, потому что жизнь поддерживается дождем, который идет с неба, Петр имеет ввиду, что мир был создан из воды, и жизнь в нем поддерживается за счет воды, и что именно через нее был уничтожен древний мир.

И потому предостережение Петра могло звучать так: «Вы говорите, что все осталось таким, каким оно было раньше и что все останется так и в будущем. Вы строите свои надежды на том, что мир этот неизменен; вы ошибаетесь, потому что древний мир был сотворен из воды, и жизнь в нем поддерживалась водою, но он погиб от потопа».

Человек, читающий историю открытыми глазами, может видеть в ней отношение Бога к людям и действующий во вселенной нравственный закон. Один крупный историк сказал, что история — это звучащий через столетия голос о том, что, в конечном счете, порок наказан, а добро торжествует. История действительно учит, что во вселенной существует нравственный порядок, и что тот, кто оскверняет его, навлекает на себя опасность.

РАЗРУШЕНИЕ ОГНЕМ (2Пет 3:7)

Петр убежден в том, что точно так же, как древний мир был уничтожен водой, так и наш мир будет разрушен огнем; и он «содержится тем же Словом». Тем самым он хочет сказать, что в Ветхом Завете приведена история о потопе, имевшем место в прошлом, и содержится предупреждение о разрушении огнем в будущем. У пророков есть много мест, которые Петр мог процитировать буквально и которые, по-видимому, стояли перед его мысленным взором. Пророк Иоиль предвидел время, когда Бог покажет знамения: кровь и столпы дыма (Иоиль 2:30). И псалмопевец рисует картину, где перед Богом, когда Он грядет, огонь поедающий (Пс 49:3). Пророк Исайя говорит о пламени всепожирающего огня (Ис 29:6; Ис 30:30). Господь придет в огне, с огнем и мечом Своим произведет Господь суд над всякою плотью (Ис 66:15−16). У пророка Наума сказано, что «холмы тают и земля колеблется пред лицом Его; гнев Его разливается как огонь» (Наум 1:5−6). В представлении пророка Малахии день Господень, как пылающая печь (Мал 4:1). Если понимать эти древние картины буквально, то у Петра было достаточно оснований для такого пророчества.

У древних философов-стоиков тоже была теория о разрушении мира огнем, но в их представлении это было страшное событие. Они считали, что вселенная развивается по завершенным циклам, что она погибает в пламени и потом все начинается сначала и идет точно так же, как в прошлый раз. У них было странное представление о том, что в конце цикла планеты оказываются точно в том же положении, в котором они находились в начале мира. «Это вызывает большой пожар и разрушение всего существующего», — говорит греческий Философ Хризипп, главный систематизатор раннего стоицизма.

«После чего, — продолжает он, — вселенная вновь восстанавливается в том же порядке, как и раньше... Снова будут жить Сократ, Платон и каждый из людей с теми же самыми друзьями и согражданами. Они пройдут через те же переживания и будут делать то же самое. Будут восстановлены в прежнем виде каждый город, каждая деревня и каждое поле; и такое восстановление, такое превращение вселенной в прежнее состояние происходит вновь и вновь, и не только один раз — действительно целую вечность, у которой нет конца... Ибо никогда не будет ничего такого, чего бы не было раньше, а все повторяется вновь и вновь, точно в таком же до мельчайших деталей, виде».

История, как вечное беличье колесо, непрерывное повторение грехов, печалей и ошибок человеческих — это одно из самых ужасных представлений об истории, которые когда-либо приходили в голову людям.

Надо всегда помнить, что по представлению иудейских пророков и по представлению Петра, этот — мир будет уничтожен огнем Божиим, но результат этого будет не полное уничтожение и мрачное повторение того, что было раньше, в результате возникнут новые небеса и новая земля. По библейскому представлению в мире есть нечто такое, что не будет уничтожено: это новое создание Божие.

МИЛОСЕРДИЕ И ДОЛГОТЕРПЕНИЕ БОЖИЕ (2Пет 3:8−9)

В этом отрывке заложены три великие истины, которые могут дать пищу уму и покой сердцу:

1. Время Бог отсчитывает не так, как человек. Как это выразил псалмопевец: «Пред очами Твоими тысяча лет, как день вчерашний, когда он прошел, и как стража в ночи» (Пс 89:5). Когда мы думаем о том, что земля существует сотни тысяч лет, легко почувствовать свою незначительность, а если подумать о медленности прогресса в этом мире, легко стать пессимистом. Утешительна мысль о Боге, у Которого есть целая вечность для работы. Лишь на фоне вечности приобретают вещи свои подлинные пропорции и свою подлинную ценность.

2. Из этого отрывка мы можем видеть, что на время всегда надо смотреть как на великую возможность. В представлении Петра годы, данные Богом миру — это еще одна возможность для людей раскаяться и обратиться к Нему. Каждый предоставленный нам день — это милосердный дар, это возможность сделать еще один шаг к Богу.

3. И, наконец, здесь нашла отражение истина, которая так часто лежит в основе новозаветного образа мыслей. Бог, говорит Петр, не желает чтобы кто-нибудь погиб. Бог, говорит Павел, заключил всех в непослушание, чтобы всех помиловать (Рим 11:32). В 1Тим 2:4 есть потрясающая фраза о том, что Бог хочет, чтобы все люди спаслись. Пророк Иезекииль слышит, как Бог спрашивает: «Разве я хочу смерти беззаконника? Не того, чтобы он обратился от путей своих и был жив?» (Иез 18:23).

Вновь и вновь вспыхивает в Писании яркий блеск великой надежды.

СТРАШНЫЙ ДЕНЬ (2Пет 3:10)

Человек неизбежно говорит и думает теми словами, которые у него есть; так поступает здесь и Петр: он говорит о втором пришествии Иисуса Христа, но он говорит о нем в ветхозаветных выражениях как о дне Господнем. День Господень — это идея, проходящая через все книги пророков и через весь Ветхий Завет.

В представлении иудеев время делилось на два века — век нынешний, он очень плох и неисправим; и век грядущий — золотой век Божий. Как должен один перейти в другой? Это изменение не могло, по их представлению, быть результатом человеческих усилий или процесса развития, потому что мир идет к своей гибели. По представлению иудеев это могло произойти только одним путем: через непосредственное вмешательство Бога. Время, когда Бог непосредственно вмешается в историю, они называли днем Господним, он должен был наступить внезапно, без всякого предупреждения; он должен был поколебать устои всего мира, поколебать его до основания; тогда должен произойти суд над грешниками и их истребление и потому это должен был быть страшный день.

«Вот приходит день Господа лютый, с гневом и пылающей яростью, чтобы сделать землю пустынею и истребить с нее грешников ее» (Ис 13:9). «Наступит день Господень, ибо он близок — день тьмы и мрака, день облачный и туманный» (Иоиль 2:1−2). «День гнева — день сей, день скорби и тесноты, день опустошения и разорения, день тьмы и мрака, день облака и мглы» (Соф 1:15). «Солнце превратится во тьму и луна в кровь, прежде чем наступит день Господень» (Иоиль 2:31). «Звезды небесные и светила не дают от себя света; солнце меркнет при восходе своем, и луна не сияет светом своим... Для сего потрясу небо и земля сдвинется с места своего от ярости Господа Своего в день пылающего гнева Его» (Ис 13:10−13).

Петр и другие новозаветные авторы, собственно, сопоставили и отождествили ветхозаветные картины дня Господня с новозаветной идеей о втором пришествии Иисуса Христа. Петр рисует картину второго пришествия Иисуса Христа терминами, взятыми из описания ветхозаветного дня Господня.

Он употребляет при этом очень сильное выражение. Он говорит, что небеса с шумом прейдут, в греческом это ройдзедон. Это слово греки употребляли для обозначения шума, создаваемого летящей в воздухе стрелой, шума потрескивающего лесного костра.

Не следует понимать эти картины в буквальном смысле, достаточно обратить внимание на то, что Петр видит во втором пришествии страшное время для врагов Христа. Следует запомнить вот что: идея второго пришествия вообще изобилует трудными местами, но совершенно очевидно, что однажды Бог вмешивается в жизнь каждого, потому что приходит день его смерти, и к этому дню мы должны быть готовы.

НРАВСТВЕННОЕ СОСТОЯНИЕ (2Пет 3:11−14)

Но Петр прежде всего заинтересован в том, чтобы его читатели стремились оставаться не оскверненными в ожидании второго пришествия. Если все это неизбежно должно произойти и мир стремится навстречу судному дню, то совершенно очевидно, что христианин должен вести благочестивый и святой образ жизни. Если впереди нас ждут новые небеса и новая земля, и если эти небеса и эта земля должны быть обителью праведности, то совершенно очевидно, что христианин должен всем своим умом и всем своим сердцем, и всеми своими силами стремиться к тому, чтобы войти в этот новый мир.

Петр был прав в этом. Если во втором пришествии, если там, куда идет все мироздание, нет ничего, то тогда, значит, жизнь не имеет никакой цели. Если у всего мироздания и в жизни каждого человека впереди нет ничего, кроме угасания и умирания, то совершенно неизбежно возникают определенные установки в жизни. Эти установки видны из языческих надгробных эпитафий:

1. Если за этой жизнью ничего не последует, то человек вполне может решать, как ему лучше нужно воспользоваться удовольствиями этого мира. И мы встречаем такие эпитафии: «Я был ничем, я есть ничто, и потому, ты, живущий, ешь, пей и будь весел».

2. Если у человека нет цели жизни, он может стать совершенно безразличным ко всему. Все теряет всякое значение, если конец всего — угасание, которое человек даже не может осознать; и вот мы встречаем такие эпитафии: «Когда-то у меня не было бытия, и сейчас у меня нет его. Я этого не сознаю. Меня это не касается».

3. Если у жизни нет иной цели, кроме угасания, и мир идет в никуда, в жизнь человека может вкрасться чувство затерянности в этом мире. Человек больше не странник, потому что ему некуда странствовать; он может просто плыть по течению, из никуда в никуда, и потому мы встречаем эпитафии вроде этой эпитафии греческого поэта Каллимаха:

— Харидант, что там, скажи под землей?
— Очень темно тут.
— А есть ли пути, выводящие ввысь»?
— Нет, это ложь.
— А Плутон?
— Сказка.
— О, горе же нам!

Даже язычники чувствовали почти совершенную безысходность жизни, у которой нет цели.

Освободив идею о втором пришествии от всей этой преходящей образности, мы видим за ней величественную истину о том, что жизнь идет в определенном направлении — а без этого чувства и жить не для чего.

ПРИБЛИЖЕНИЯ ДНЯ (2Пет 3:11−14 (продолжение))

Но в этом отрывке заключена еще одна великая идея. Петр говорит о том, что христиане не только страстно ждут наступления этого дня, но и, собственно, торопят его приближение. В Новом Завете указано несколько способов, которыми можно достичь этого:

1. Это можно сделать молитвой. Иисус научил нас молиться: «Да придет Царствие Твое» (Мф 6:10). Страстная мольба христиан ускоряет и приближает пришествие Царя; молящийся открывает сердце свое, чтобы Царь мог войти в него.

2. Это можно сделать проповедованием. Матфей повествует о том, что Иисус сказал: «И проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам; и тогда придет конец» (Мф 24:14). Все люди должны получить возможность узнать Иисуса Христа и полюбить Его, прежде чем творение достигнет своего конца: миссионерская деятельность Церкви приближает пришествие Царя.

3. Этого можно добиться раскаянием и послушанием. Эти две вещи ближе всего сердцу Петра. У раввинов были две поговорки: «Это грехи людей препятствуют пришествию Мессии. Мессия пришел бы, если бы иудеи искренно раскаивались один день». Другая поговорка гласит то же самое: «Мессия пришел бы, если бы Израиль один день в совершенстве исполнил закон». В искреннем раскаянии и подлинном послушании человек открывает сердце приходу Христа и приближает Его пришествие во всем мире. Помните, что холодность наших сердец и наше непослушание задерживают пришествие Царя.

ИЗВРАЩЕНИЕ ПИСАНИЯ (2Пет 3:15−16)

Петр указывает здесь на то, что Павел проповедует то же учение, что и он сам. Может быть он приводит Павла в подтверждение того, что для приближения второго пришествия Господа необходимо вести благочестивую и святую жизнь, но более вероятно, что он приводит Павла в подтверждение того факта, что Бог воздерживается от непосредственного вмешательства не потому, что Он беспристрастен, а для того, чтобы дать людям возможность раскаяться и принять Иисуса Христа. Павел говорит о тех, кто пренебрегает богатствами благости, кротости и долготерпения Божия, забывая, что благость Божия ведет их к покаянию (Рим 2:4). Павел неоднократно подчеркивает терпение и долготерпение Божии (Рим 3:25; Рим 9:22). Петр и Павел были едины в том, что никто не может ссылаться, в оправдание своей грешной жизни, на то, что Бог воздерживается от непосредственного вмешательства в историю; люди должны воспользоваться этим для того, чтобы раскаяться и измениться.

Упоминание в этом отрывке Павла и легкая критика в его адрес делают этот отрывок одним из самых интенсивных во всем Новом Завете. Именно этот отрывок убедил Кальвина в том, что не сам Петр написал Второе послание Петра, ибо, говорил Кальвин, Петр никогда не стал бы так говорить о Павле. Что мы узнаем из этого:

1. Отсюда мы узнаем, что в то время послания Павла были известны и использовались во всей Церкви. О них говорится так, что становится совершенно ясно, что они были собраны и опубликованы, что их можно было получить и что их широко читали. Мы вполне уверены в том, что послания Павла были около 90 г. собраны и опубликованы в Ефесе, и, совершенно очевидно, Второе послание Петра не могло быть написано до того, и, потому, не могло быть написано Петром, который погиб мученической смертью в середине 66 гг. первого столетия.

2. Из этого мы узнаем, что на послания Павла стали смотреть как на Писание. Заблудшие люди извращали их как и все остальное Писание. Это опять же подтверждает соображение о том, что Второе послание Петра появилось уже в эпоху вполне развитой Церкви, ибо для того, чтобы послания Павла были поставлены наравне с Писаниям Ветхого Завета должна была пройти жизнь не одного поколения.

3. Из этого отрывка трудно сказать точно, каково же отношение автора к самому Павлу. Автор пишет: «по данной ему премудрости», а эти слова можно понимать и как похвалу, и как предостережение! Дело в том, что Павла постигла судьба всех выдающихся людей: у него были и критики. Его постигла судьба тех, кто бесстрашно смотрит правде в глаза и бесстрашно говорит ее. Иные считали его великим, но опасным человеком.

4. В Павловых посланиях встречаются трудные для понимания места, которые невежественные люди могут во вред себе исказить. Неудобовразумительное, в греческом это слово дусноэтос, которым характеризовали изречения оракулов. Изречения греческих оракулов всегда носили двусмысленный характер. Есть такой классический пример: один царь собравшись пойти войной против своих врагов, спросил совета у дельфийского оракула, и получил такой ответ: «Если ты пойдешь в поход, ты разрушишь великое царство». Царь истолковал это пророчество как предсказание того, что он разрушит царство своего врага, но случилось так, что сам он был наголову разбит, и в результате погибло его царство. Вот один из типичных примеров двусмысленного дусноэтос пророчества древних оракулов. И вот этим именно словом Петр характеризует послания Павла. В них есть места, которые так же трудно истолковать, как и двусмысленные изречения оракулов.

Но, говорит Петр, в посланиях Павла есть не только нечто неудобовразумительное, в них есть такие места, которые невежды могут исказить и навлечь на себя гибель. Сразу же приходят на ум три проблемы: Павлова идея о благодати была извращена и обращена в оправдание и даже в повод для греха (Рим 6); Павлова идея о христианской свободе была обращена в оправдание угождения плоти (Гал 5:13);

5. Павлова идея веры была обращена в аргумент в пользу того, что христианские дела не имеют никакого значения (Иак 2:14−26).

Английский писатель Честертон сказал, что ортодоксальность — это хождение по узкому гребню: один шаг в ту или другую сторону ведет к гибели. Иисус — Бог и человек; Бог — любовь и святость; христианство — это благодать и нравственность; христианин живет в этом мире и в мире вечности. Стоит придать чрезмерное значение одной из сторон этой двойной истины и вы сразу же впадаете в губительную ересь. Трагичнее всего, когда человек обращает христианскую истину и Священное Писание в оправдание и даже в повод для того, чтобы делать то, что ему хочется вместо того, чтобы принять и как руководство и делать то, чего ждет от него Бог.

ПРОЧНАЯ ОСНОВА И НЕПРЕРЫВНЫЙ РОСТ (2Пет 3:17−18)

В заключение Петр излагает некоторые аспекты христианской жизни:

1. Христианин — это человек, получивший предостережение, то есть он не может ссылаться на незнание; он знает праведный путь и он знает, какая награда ждет его впереди, он не может рассчитывать на то, что путь будет легким, потому что ему было сказано, что христианство — это крест, и его предупредили о том, что всегда найдутся люди, готовые нападать на веру и извращать ее. Получить предостережение — значит получить необходимое для защиты боевое снаряжение, но получить предостережение — это также и огромная ответственность, ибо тот, кто знает, что правильно, а делает плохо, будет осужден вдвойне.

2. У христианина есть основа для жизни. Он должен врасти в веру и опираться на нее. Он абсолютно уверен в некоторых вещах. Один человек сказал однажды, что его ум не постель, которую надо разбирать и складывать, некоторые вещи в его уме уложены окончательно. Христианская жизнь отличается определенностью. В ней есть определенная неизменная основа веры. Христианин никогда не перестанет верить в то, что «Господь — Иисус Христос» (Флп 2:11), и он всегда будет помнить, что на него возложена ответственность стремиться привести свою жизнь соответствие со своей верой.

3. Христианин — это человек, жизнь которого совершенствуется. Некоторая негибкость христианской жизни не имеет ничего общего с окостенелостью смерти. Христианин должен каждый день ощущать на себе чудо благодати и каждый день врастать в дары, которые может дать благодать; и он должен каждый день проникать все глубже и глубже в чудо, которое он обрел в Иисусе Христе. Большое здание может возноситься высоко в небо, если оно стоит на прочном основании; а большое дерево может вырасти своими ветвями до неба только тогда, когда у него есть глубокие корни. Христианская жизнь имеет прочное основание, и она всегда растет все выше и выше.

Послание заканчивается славословием Богу и ныне и в день вечный.

Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии Баркли на 2 послание Петра, 3 глава. Комментарии Баркли.

ПОДДЕРЖАТЬ СЛУЖЕНИЕ

2 Петра 3 глава в переводах:
2 Петра 3 глава, комментарии:
  1. Новой Женевской Библии
  2. Толкование Мэтью Генри
  3. Комментарии МакДональда
  4. Толковая Библия Лопухина
  5. Комментарии Баркли
  6. Комментарии Жана Кальвина
  7. Толкования Августина
  8. Толкование Феофилакта Болгарского
  9. Новый Библейский Комментарий
  10. Лингвистический. Роджерс
  11. Комментарии Давида Стерна
  12. Библия говорит сегодня
  13. Комментарии Скоуфилда


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.