ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ БОЖИЕ (Еф 1:1−14)
ПРИВЕТСТВИЯ СВЯТЫМ И ВЕРНЫМ ВО ХРИСТЕ ИИСУСЕ (Еф 1:1−2)
Павел начинает послание двумя титулами, которые по праву ему присущи:
1. Он — апостол Иисуса Христа. Под этим он думал о следующем:
а) Он принадлежит Иисусу. Жизнь его уже не принадлежит ему; он не может делать с ней что угодно. Он — Христов, и должен следовать за Ним.
б) Он послан Иисусом Христом. Существительное апостол происходит от глагола апостолейн, то есть посылать. Он может быть употреблен при обозначении боевых кораблей, посланных в экспедицию; он может обозначать посла, посланного своей страной. Это слово определяет человека, посланного для выполнения определенного задания. Христианин всю свою жизнь стоит в распоряжении отряда особого назначения Христа. На христианина возложена определенная задача, миссия — служить Христу в этом мире.
в) Павел подразумевает под этим, что всякая власть, которую он имеет, ему дана. Синедрион являлся верховным судом иудеев. В вопросах религии власть синедриона распространялась на любого иудея в любой части мира. Когда синедрион принял решение, оно передавалось апостолу, чтобы он осведомил надлежащих лиц и следил, чтобы оно было проведено в жизнь. Отправлявшийся в путь апостол получал соответствующие полномочия и власть от синедриона, представителем которого он являлся. Христианин является представителем Христа в этом мире, но он не предоставлен самому себе в выполнении этой задачи — с ним и в нем, — сила и власть Иисуса Христа.
2. Далее Павел говорит, что он апостол волею Божьею. Но при этом он подчеркивает не свой чин, а свое удивление. До конца дней своих Павел удивлялся тому, что Бог мог избрать такого человека, как он для Своих свершений.
Мой ум смолкает,
Но сердце мне твердит:
Любовь великое свершает
И в малом дивное творит.
Христианин не должен быть одержим гордостью, какая бы ни была возложена на него задача; ему остается лишь дивиться тому, что Бог нашел его достойным принять участие в Его свершениях.
Павел далее обращает свое послание к людям, живущим в Ефесе и верным во Христе Иисусе. Христианин всегда живет двойной жизнью. Друзья Павла жили в Ефесе и во Христе. Каждый христианин пребывает среди людей и обитает на небесах; и вот в этом-то и заключается секрет жизни христианина. Алистер Маклин рассказывает об одной женщине из шотландских горцев, жизнь которой была тяжела, но несмотря на это женщина была спокойна и светла. Когда ее спросили о секрете ее жизни, она ответила: «Секрет моей жизни состоит в том, что плавая под парусами по морю, мое сердце остается в порту». Где бы ни находился христианин, он всегда во Христе.
Павел начинает своим обычным приветствием. «Благодать вам, — говорит он, — и мир». Вот те два великих слова христианской веры:
Благодать всегда имеет два значения. Греческое слово харис значит обаяние. Христианской жизни свойственна определенная прелесть. Христианство, которое не привлекает, не настоящее христианство. Благодать означает дар, и именно такой дар, который человек не смог бы заполучить сам, который он не заработал своей жизнью или поведением, и даже не смог бы заслужить. Когда бы мы ни произносили слово благодать, мы должны думать о чистой прелести христианской жизни и о совершенно незаслуженной щедрости сердца Божьего.
Размышляя о слове мир в связи с христианской жизнью, нужно быть осторожным. Греческое слово ейрене переведено в древнееврейское шалом. В Библии слово мир никогда не означает простое отсутствие забот и тревог, а выражает чрезвычайно положительное состояние. Шалом означает все то, что способствует высшему благу человека. Христианский мир независим от внешних обстоятельств. Жить легко, в роскоши, жить припеваючи, владея роскошными домами и большими счетами в банке еще не значит жить в мире; напротив же, человек может умирать от голода в тюрьме или на костре, либо жить без всяких удобств, но находиться в благостном мире с собой. Объясняется это тем, что есть только один источник мира — Иисус Христос. Когда человек делает то, что он не должен делать и он знает об этом, то в глубине души его царит беспокойство и смятение. Но когда он делает нечто трудное и тяжелое, даже если это против его желания, но если он уверен в правильности этих действий — в сердце его царит удовлетворенность. «Наш мир в Его воле».
ИЗБРАННИКИ БОЖИИ (Еф 1:3−4)
В греческом оригинале стихи 3−14 представляют одно предложение, сложность которого объясняется тем, что оно представляет собой не изложение фактов, а лирический гимн. Мысль Павла летит все дальше, слова льются; он просто восхваляет возникающие перед его глазами все новые и новые дары Божии и сотворенные Им чудеса. Чтобы разобраться во всем, необходимо разорвать эту длинную цепь и рассмотреть ее отдельные звенья.
В этом отрывке мысль Павла обращается к христианам, которые являются избранным народом. Мысль его охватывает три аспекта избрания:
1. Он думает о самом факте избрания. Павел никогда не представлял себе, что он сам сделал выбор выполнять дело Божие; он всегда твердил, что Бог избрал его. Иисус сказал Своим ученикам: «Не вы Меня избрали, а Я вас избрал» (Ин 15:16). И именно в этом заключается чудо. Было бы не так удивительно, если бы человек избрал Бога. Чудо заключается в том, что Бог избрал человека.
2. Павел думает о щедрости Божьего избрания. Бог избрал нас, чтобы благословить нас тем же благословением, как и обитателей неба. Некоторые познания человек может открыть для себя сам, но есть и такие, которые недоступны ему. Человек может сам овладеть определенным ремеслом, достичь мастерства, добиться определенного положения, накопить много материальных благ; но он неспособен сам достичь благодати или душевного покоя. Бог избрал нас для того, чтобы дать нам то, что может дать только Он.
3. Павел думает также и о цели Божьего избрания. Бог избрал нас для того, чтобы мы были святы и непорочны. Вот еще два очень важных слова. Святой — по-гречески хагиос, — всегда несет в себе значение отличия и обособления. Храм святой потому, что он отделен от других зданий; суббота священна потому, что обособлена от других дней. Поэтому Бог избрал христианина для того, чтобы он отличался от других людей. Вот вызов, на который современная Церковь не торопилась отвечать. В ранней Церкви христианин ни на минуту не забывал, что он должен отличаться от окружающего мира. В сущности, он знал, что он должен настолько отличаться от этого мира, что мир вполне мог убить его и уж наверное будет ненавидеть. Но в современной Церкви наблюдается тенденция принижать сущность и степень этого отличия между Церковью и окружающим миром. Церковь, в сущности, часто говорила людям: «Если вы ведете порядочный и достойный образ жизни, вы вполне можете стать членом церкви и называться христианином. Не обязательно очень отличаться от других людей». Но в действительности христианин должен отличаться от неверующих.
Но не следует забывать, что отличие, которое требует Иисус Христос, не обособляет человека от мира и не поднимает его над миром; это отличие должно быть видно в мирской жизни. Христианин должен быть узнаваемым в школе, в цеху, на фабрике, в конторе, на больничном отделении — везде. И отличаться должен христианин тем, что поведение его определяется не законами человеческими, а любовью Христа. Врач-христианин никогда не видит в пациенте просто больного, а прежде всего больного человека. Работодатель-христианин думает не о том, как бы платить работникам поменьше зарплаты или сократить расходы на оборудование рабочего места. Дело в том, что если бы больше христиан стали хагиос — отличными — они преобразили бы весь мир.
Непорочны, по-гречески амомос. Интересно заметить, что это слово относится к жертвоприношению. По иудейскому закону, прежде чем животное можно было принести в жертву, оно должно было пройти тщательный осмотр; если в нем обнаруживали какой-нибудь порок, его признавали непригодным для принесения в жертву Богу. Лишь лучшее годилось для принесения в жертву Богу. Непорочность характеризует всего человека как жертву Богу. Вся жизнь человека и отдельные аспекты ее — работа, развлечение, спорт, быт, личные отношения — должны быть столь совершенными и непорочными, чтобы они могли быть принесены в жертву Богу. Это слово не значит, что христианин должен быть уважаемым людьми, а это значит, что он должен быть совершенным. Христианин должен быть непорочным, амомос, он не довольствуется посредственным; христианские нормы стремятся к совершенству.
ПРЕДНАЧЕРТАНИЯ БОЖИИ (Еф 1:5−6)
Здесь Павел говорит нам о предопределении Божием. Картину усыновления он употребляет неоднократно, чтобы показать, что делает Бог для людей (ср. Рим 8:23; Гал 4:5). Бог усыновил нас как Своих детей в Свою семью.
В древнем мире, там, где соблюдали римское право, эта картина приобретала еще большее значение, чем для нас. Ибо там семья была основана на отцовской власти — патриа потестас. Отец обладал неограниченной властью над своими детьми в течение всего времени, пока были живы он и они. Он мог продать своего ребенка в рабство и даже убить его. У Диона Кассия мы читаем, что: «римский закон дает отцу абсолютную власть над своим сыном на протяжении всей жизни сына. Он дает ему право, если он захочет, посадить его в тюрьму, наказывать его плетьми, заставить его работать в оковах рабом в своем имении, даже убить его. Эта власть не теряла своей силы даже тогда, когда его сын достиг возраста, активно участвовал в политических делах, и сограждане сочли бы его достойным занимать должность судьи или члена городского совета, и даже если он в почете у всех людей». Конечно, предполагалось, что, когда отец решал судить своего сына, он посоветуется со взрослыми мужчинами, членами семьи; но он вовсе не был обязан делать этого. Были случаи, когда отец действительно выносил сыну смертный приговор. Саллюстий (в «Заговоре Катилины» 39) сообщает о том, как Авл Фульвий присоединился к мятежнику Катилине. Он был арестован во время бегства и возвращен. И его отец приказал убить его. Он сделал это, основываясь на своей личной власти, заявив, что «он родил его не для Катилины и против своей родины, а для своей родины против Катилины».
По римскому праву, ребенок не мог владеть каким-либо имуществом, и любое оказанное ему по завещанию наследство, любой подарок становился собственностью его отца. Независимо от возраста, почестей или ответственности он оставался в полной власти своего отца.
Понятно, что в таких условиях усыновление было очень серьезным шагом. Но, тем не менее, оно было нормальным явлением, потому что детей часто усыновляли, чтобы предотвратить вымирание рода. Сам обряд усыновления был очень впечатлительным. Он совершался в форме символической продажи, при которой использовались медные монеты и весы. Родной отец дважды продавал своего сына и дважды символически выкупал его. Наконец, он продавал его в третий раз и больше уже не выкупал; после этого усыновляющий отец шел к претору, одному из главных чиновников римского городского совета и ходатайствовал об усыновлении. Лишь после того, как все эти процедуры были осуществлены, усыновление было завершено. Усыновленному давали все права законного сына в новой семье, и его лишали всех прав в старой родной семье. Перед законом он был теперь другим человеком. Настолько другим, что упразднялись все долги и все прежние обязательства, связанные с прежней семьей, как будто бы их и не было.
Вот что Павел имеет в виду, говоря, что Бог сделал для нас. Мы находились всецело во власти греха и всего мирского. Бог через Иисуса взял нас из власти греха под свою власть и это усыновление прочно стирает наше прошлое и делает нас новыми людьми.
ДАРЫ БОЖИИ (Еф 1:7−8)
В этом коротеньком абзаце мы знакомимся с тремя важными концепциями христианской веры.
1. Искупление, по-гречески аполутросис, происходит от глагола лутроун, что значит выкупать. Выкупали человека, находящегося в плену, или раба или человека от смертной казни. Когда Бог освободил детей Израилевых из египетского плена, в описании этого события употреблялось данное слово. Его употребляли по отношению к действиям Божиим по избавлению Его избранного народа в пору бедствий. В каждом случае смысл заключается в том, чтобы освободить человека из положения, из которого он сам был бессилен выбраться или избавить его от наказания, которого он никогда сам не смог бы оплатить.
Итак, Павел, прежде всего, говорит, что Бог выручил людей из положения, из которого они сами никогда не смогли бы выбраться. Именно таковым было действие христианства. Когда христианство явилось в мир, людей преследовало чувство собственного бессилия. Они видели пагубные стороны своей жизни, но знали, что сами они бессильны исправить их.
Философия Сенеки полна этого ощущения беспомощности и крушения надежд. Люди, говорил он, вполне осознали свое бессилие в некоторых делах. О себе он говорил, что он — несносный человек, хомо нон толерабилис. «Люди — говорил он в отчаянии— любят и одновременно ненавидят свои пороки. Им нужна рука, которая бы подняла их». Лучшие мыслители языческого мира знали, что они попали под власть какой-то силы, от которой они сами бессильны избавиться. Они жаждали освобождения.
И именно это освобождение дал им Иисус Христос. И в настоящее время Он может вырвать людей из беспомощной рабской зависимости, которая одновременно и влечет их, и вызывает у них отвращение. Иисус и сегодня может возродить благородного из плохого человека.
2. Прощение грехов. Людей древнего мира преследовало чувство греха. Можно сказать, что весь Ветхий Завет представляет собой развернутое высказывание: «Душа согрешающая, та умрет» (Иез 18:4). Люди сознавали свои провинности и испытывали ужас перед своими богами. Иногда говорят, что греки не имели чувства греха. Ничто не может быть дальше от истины. «Люди, — говорит Гесиод, — утешают себя тем, что является их погибелью». Все трагедии Эсхила утверждают одну мораль: «От расплаты никто не уйдет». Если человек совершил злодеяние, его преследовала Немезида, и наказание так же верно следовало за совершенным грехом, как ночь за днем. Шекспир в трагедии «Ричард Третий» выразил это так:
У совести моей сто языков,
Все разные рассказывают сказки,
Но каждый подлецом меня зовет.
Уж если что-нибудь было знакомо людям древности, так это было чувство греха и ужаса перед Богом. Иисус изменил все это. Он учил не Божьей ненависти, а о Его любви. Благодаря тому, что Иисус явился в мир, люди, даже в своей греховности, познали любовь Божию.
3. Премудрость и разумение, по-гречески софия и фронесис, и то и другое явил нам Христос. Вот что очень интересно: греки много писали об этих двух словах; человек, обладавший ими, был подготовлен к жизни. Аристотель определил мудрость, как знание самых важных драгоценностей. Цицерон определял ее как светское и божественное знания. Она исследует постоянные вопросы жизни и смерти, Бога и человека, времени и вечности.
Разумение, фронесис, Аристотель определял, как знание человеческих проблем, в которых важно планирование. Плутарх определял фронесис, как практическое знание проблем, касающихся людей. Цицерон же определял его, как знание того, чего нужно добиваться и чего следует избегать. Платон считал, что это знание того, что следует делать и чего не следует делать. Другими словами, фронесис — это здравый смысл, дающий человеку способность разбираться в практических проблемах жизни и решать их. Павел утверждает, что Иисус явил нам мудрость, интеллектуальное знание, которое удовлетворяет запросы разума, и разумение, практическое знание, которое позволяет нам разрешать ежедневные проблемы жизни. Христиане обладают определенным совершенством. Среди них есть такие, которые лучше всего чувствуют себя в кабинете, хорошо разбираются в богословских и философских вопросах, но в то же время беспомощны и непрактичны при решении ежедневных проблем. Другие же настолько заняты разрешением будничных проблем, что у них нет времени думать о глубоких истинах. В свете даров Божиих, которые явил миру Христос, люди обоих типов несовершенны. Христос дает нам решение проблем и вечных и насущных.
НАЗНАЧЕНИЕ ИСТОРИИ (Еф 1:9−10)
Теперь Павел собственно приступает к предмету своего послания. Он говорит, что «Бог открыл нам тайну Своей воли». Слово тайна употребляется в Новом Завете в особом смысле. Имеется в виду не нечто труднодоступное для понимания в течение долгого времени, которое потом стало открытым, но что продолжает оставаться таинственным человекам, которые еще не посвящены в его понятие.
Например, предположим, что человека, ничего не знающего о христианстве, приводят на богослужение с причастием. Все происходящее в церкви для него полно таинственности: он ничего не поймет о происходящем. А для человека, знакомого с историей и значением тайной вечери, все происходящее совершенно ясно. Таким образом, в Новом Завете слово тайна означает то, что скрыто от язычников, но ясно христианам.
Что же понимал Павел под тайной воли Божией? Он понимал, что благая весть открыта и для язычников. В Иисусе Бог открыл, что Его любовь и попечение, Его благодать и милосердие предназначены не только для иудеев, но и всему миру.
И вот Павел в одном предложении излагает свою великую мысль. До этого люди жили в разделенном мире. Явно было разделение между животными и людьми, иудеями и язычниками, греками и варварами. Во всем мире господствовали спор и разделение. Иисус явился в мир, чтобы удалить их. И в этом для Павла заключалась тайна Бога. Цель Бога состояла в том, чтобы все народы и враждующие между собой люди объединились в Иисусе Христе.
И это другая грандиозная идея. Павел говорит, что вся история человечества представляет собой процесс, ведущий к этой цели. Он говорит, что на протяжении всех веков происходило упорядочение и устроение всего сущего к тому, чтобы этот день наступил. Для передачи значения устроения Павел употребил очень интересное слово, ойкономиа, которое дословно значит управление домашним хозяйством. Ойкономос присматривал за тем, чтобы хозяйство и дела семьи шли гладко.
Христиане убеждены в том, что вся история человечества представляет собой выполнение воли Божией. И, вне сомнения, именно этого далеко не все историки и мыслители познали. В одной эпиграмме Оскар Уайльд сказал: «Под историей вы даете вашим детям книгу с рассказами о преступлениях Европы». В своей вступительной лекции в Кембриджском университете Г. Н. Кларк сказал: «В истории нечего открывать — в ней нет секретов и планов. Я не думаю, чтобы какое-либо свершение в будущем внесло какой-либо смысл в иррациональности прошлых веков. Если они несообразимы, их еще меньше можно оправдать». В ведении к «Истории Европы» Г. А. Л. Фишер пишет: «Но одно интеллектуальное переживание не было дано мне. Люди более мудрые и более ученые, чем я, нашли в истории какой-то план, ритм, предопределенную модель. Такая гармония осталась скрытой от меня. Я сам могу видеть лишь, как одна крайность сменяется другой; одна волна следует за другой. Я вижу лишь один великий факт и поскольку он уникален, из него нельзя вывести каких-либо обобщающих выводов, а лишь одно правило для историка: в развитии человеческих судеб нужно распознать игру случайности и непредвиденного». Андре Моро говорит: «Вселенная безразлична. Кто сотворил ее? Почему мы находимся на этой маленькой кучке грязи, вращающейся в бесконечном пространстве? У меня нет ни малейшего представления, и я убежден в том, что ни у кого нет ни малейшего представления об этом».
В настоящее время люди потеряли веру в то, что миру дано какое-то назначение. Но христианин верит, что этот мир воплощает цели Божии. По убеждению Павла эта цель состоит в том, что однажды все люди мира объединятся во Христе в одну семью.
Эту тайну до явления Иисуса в мир никто даже и знать не мог, но теперь эта великая задача — воплотить Божью цель достижения единства в Иисусе Христе — возложена на Церковь.
ИУДЕИ И ЯЗЫЧНИКИ (Еф 1:11−14)
И вот Павел приводит первый пример того нового единства, которое явил людям Христос. Когда Павел говорит мы, он имеет в виду только свой народ — иудеев; когда он говорит вы — он имеет в виду язычников, которым он пишет; а когда он в самом последнем предложении говорит мы, он имеет в виду и иудеев и язычников.
Прежде всего, Павел говорит об иудеях. И им тоже была предназначена определенная доля в планах Божиих. Они первые поверили в пришествие Помазанника Божия. На протяжении всей своей истории они мечтали о Мессии и ожидали Его. Их участие в плане Божием состояло в том, что из этого народа должен был прийти Избранник Божий.
Великий экономист Адам Смит считал, что вся жизнь основана на так называемом законе разделения труда. Под этим он подразумевал, что жизнь лишь в том случае может продолжаться и развиваться, если у каждого человека будет работа, он выполнит ее, и если продукция каждого человека будет складываться вместе и образует общий капитал. Сапожник изготовляет обувь; пекарь печет хлеб; портной шьет одежду; у каждого своя работа и каждый из них занимается своим делом и, если каждый продуктивно выполняет свою работу, процветает и благо всего общества.
Ну, а что верно для отдельных людей, верно также и для народов. Каждому народу предназначена роль в выполнении плана Божьего. Греки создали учение о красоте мысли и формы. Римляне дали людям право, и как управлять государством. Иудеи дали людям религию. Иудеи были народом достаточно подготовленным, чтобы из него мог произойти Мессия.
Это, однако, не значит, что Бог не подготовил для этого и другие народы. Во всем мире Бог готовил людей и целые народы, с тем, чтобы умы их были готовы принять благую весть христианства. Но иудейскому народу была уготовлена великая привилегия: они первыми ожидали пришествия Помазанника Божия в мир.
Затем Павел обращается к язычникам. В их развитии он отмечает две ступени:
1. Им дано было Слово: христианские проповедники донесли до них христианское послание. Но Слово имело двоякое значение: во-первых, оно было Словом истины, ибо оно донесло до них истину о Боге, о мире, в котором они жили и о них самих; во-вторых, оно было благой вестью о любви и благодати Божиих.
2. Они были запечатлены Святым Духом. В древнем мире — обычай сохранился еще и доныне, — когда отправляли мешок, корзину или пакет, его запечатывали печатью с указанием отправителя и адресата. Кто запечатлен Святым Духом, тот принадлежит Богу. Святой Дух указывает нам волю Божию и дает нам возможность исполнять ее.
И здесь Павел излагает важную истину о Святом Духе. Он называет Святого Духа залогом нашего искупления. В греческом языке — аррабон, — типичное слово в деловом мире. Это была часть продажной стоимости любого товара, уплаченная авансом как гарантия того, что и остальная часть будет в должное время уплачена. Сохранились много греческих коммерческих документов с этим словом. Одна женщина продает корову и получает столько-то драхм в качестве аванса, то есть аррабон. Нескольких танцовщиц приглашают выступать на общественном празднике и уплачивают им определенную сумму вперед. Павел говорит, что опыт, связанный со Святым Духом в этом мире, есть предвкушение небесной благодати. Он является одновременно гарантией того, что однажды наследуем полную благодать Божию.
Величайшие опыты христианского мира и радости, которые может дать нам эта жизнь является лишь слабым предвкушением той радости, в которую мы однажды вступим. Бог как бы дал нам столько, чтобы вызвать у нас аппетит к большему, и чтобы убедить нас в том, что однажды Он даст нам все.
ХАРАКТЕРНЫЕ ПРИЗНАКИ ЦЕРКВИ (Еф 1:15−23)
Во второй части этого отрывка заключен чрезвычайно важный аргумент, второй важный шаг в ряде его доводов; но прежде надо отметить некоторые моменты в предшествующих ему стихах.
Здесь нам кратко и прекрасно изложены характерные черты христианской Церкви. Павел уже слышал о вере ефесян в Иисуса Христа и об их любви ко всем святым. Истинную Церковь прежде всего должны характеризовать вера во Христа и любовь к ближним.
Ведь бывает же вера в Христа, которая не проявляется в любви к людям. Монахи и пустынники были столь преданы Христу, что они бросали свои обычные занятия, чтобы жить отшельниками в пустынных местах. Охотники за еретиками испанской инквизиции и многих других эпох были столь верны Христу, что они преследовали тех, кто думал не так, как они. До явления Иисуса в мир, фарисеи были верны Богу, но это сделало их высокомерными к тем, которых они считали менее верными.
Истинный христианин любит Христа и любит также своих собратьев. Более того, христианин знает, что он может показать свою любовь к Христу лишь через свое отношение и свою любовь к ближнему. Какой бы ортодоксальной ни была Церковь, сколь чистой ни было бы ее богословие, и какими великолепными ни были богослужение и литургия, она не является настоящей Церковью, в истинном смысле этого слова, если ей не свойственна любовь к своим собратьям. Некоторые церкви почти всегда выступают публично только с суровой критикой. Они, может быть, и правоверные, но они не вполне христианские. Истинная христианская Церковь отмечена любовью ко Христу и к людям.
МОЛИТВА ПАВЛА О ЦЕРКВИ (Еф 1:15−23 (продолжение))
Вот почему Павел молится Богу о Церкви, которую он любит и в которой прославляется Иисус Христос.
1. Он молит Его, чтобы Он дал им Духа премудрости. Для передачи значения премудрости Павел употребляет греческое слово София, а мы уже видели, что софия — мудрость глубоких таинств Божиих. Чтобы этого достичь, важны определенные условия:
а) Нужны мыслящие люди. Гольдсмит сказал однажды: «Так как я заказываю туфли у сапожника, а фрак — у портного, так же я воспринимаю религию от священника». Многие поступают так же, ведь религия не имеет смысла, если ее не открывает каждый лично для себя. Как это когда-то сказал Платон: «Непродуманная жизнь недостойна того, чтобы ее жить», а непродуманная религия не имеет смысла. Мыслящий человек обязан осмыслить свой путь к Богу.
б) Нужно, чтобы у нас было богословское обучение. Уильям Чилингуорт сказал: «Библия, одна Библия — религия протестантов». Верно, но как часто мы забываем об этом. Изложение Священного Писания с церковной кафедры — первая необходимость для религиозного пробуждения.
в) Нам необходимо вновь освоить чувство меры. Ведь странно, что на церковных собраниях, на братских советах, даже на церковных съездах уделяют в десять раз больше времени для обсуждения вопросов церковного управления, чем на обсуждение Божьей истины.
2. Павел молит Бога, чтобы Он дал им «откровения к познанию Его». Для христианина очень важно углублять свои знания и погружаться в благодать Божию. Каждый профессионал знает, что надо усовершенствоваться. Ни один врач, окончивший институт, не скажет, что закончил учебу. Он знает, что каждую неделю и даже каждый день открываются новые способы и методы лечения. Если он хочет продолжать оказывать помощь больным и страждущим, то должен оставаться на уровне развития медицины. Так и христианин: жизнь его характерна все более глубоким постоянным изучением и познанием Бога. Дружба, которая не становится с годами более близкой, постепенно охлаждает. Так же обстоит дело и с нашими отношениями с Богом.
3. Павел молит Бога о новом познании христианской надежды. Можно сказать, что наш век характеризуется отчаянием. Томас Харди писал в своим известном романе «Тесс из рода Эбервиллей»: «Иногда мне кажется, что миры похожи на яблоки на нашем обрубленном дереве. Некоторые из них отличны, а другие испорчены». И Харди задается вопросом: «А в каком же мире мы живем, отличном или испорченном?» И получает на это такой ответ: «В испорченном». Со всех сторон слышны голоса пессимистов; сейчас, как никогда, нужен людям трубный звук христианской надежды. Если христианская весть правдива, то мир находится не на пути к распаду, а к совершению.
4. Он молит Бога дать людям новое осознание величия Его могущества. Высшим доказательством этого для Павла было воскресение мертвых. Оно доказывало, что планы Божии не могут быть предотвращены никакими действиями людей. В мире, который кажется хаотичным, утешительно познание, что Бог все же управляет им.
5. Павел заканчивает мыслью о победе Христа в сфере, которая не является для нас сегодня столь важной. Как написано в Библии, Бог вознес Христа «превыше всякого начальства и власти, и силы и господства, и всякого имени, именуемого не только в сем веке, но и в будущем». Эти слова относятся к различным титулам ангелов. Но, тем не менее, Христос превыше любого существа, как на небесах, так и на земле. В сущности, Павел молит о том, чтобы люди осознали величие и могущество Спасителя, Которого им Бог дал.
ТЕЛО ХРИСТОВО (Еф 1:15−23 (продолжение))
Мы подошли к двум последним стихам этой главы, и в них Павел высказывает такую смелую и возвышенную мысль, которую когда-либо высказывал человек. Он дает Церкви величайший титул — тело Христово.
Чтобы понять мысль Павла, давайте вернемся к основной идее послания. При создавшемся положении в мире царит полный разлад: разлад между иудеями и язычниками, греками и варварами; разлад между представителями одного народа; разлад в каждом отдельном человеке, потому что в каждом происходит борьба добра и зла; разлад между людьми и животными и, превыше всего, — между Богом и людьми. Павел учил, что Иисус умер, чтобы соединить воедино разобщенные элементы этого мира, устранить разделения, примирить людей между собой и с Богом. Иисус Христос был, прежде всего, посредником Божиим для достижения примирения.
Нужно было свести все и всех в одну семью. Для этого и умер Христос. Но это единство до сих пор не достигнуто. Давайте возьмем человеческую аналогию. Допустим, какой-то знаменитый ученый находит способ лечения рака. Коль скоро этот способ открыт, он является реальностью. Но прежде чем он станет доступным каждому, он должен быть опубликован, врачи должны узнать, как применять его. Способ найден, но один человек не может давать его всему миру; целая армия врачей должна стать посредником, через которого она достигнет страждущих. Вот именно такую роль и выполняет Церковь по отношению к Иисусу Христу. Именно в Нем все люди всех народов могут стать едиными, но для этого они должны узнать Иисуса Христа. И задача Церкви состоит в том, чтобы это осуществилось.
Христос — глава. Церковь — тело. Голове нужно тело, через которое она может действовать. Церковь — в буквальном смысле слова — руки, чтобы выполнять дело Христово; ноги, чтобы бегать по Его поручениям; голос, чтобы возвещать слово Христово.
В самой последней фразе этой главы заключены две мысли чрезвычайной важности. Церковь, говорит Павел, есть «полнота Наполняющего все во всем». Точно так же, как мысли не могут быть воплощены в действительность без участия органов тела, так и великая слава, которую принес Христос в этот мир, не может быть воплощена в жизнь без участия Церкви. И, продолжает Павел, Иисус постепенно наполняет все во всем, и Церковь выполняет эту работу по всему миру. Это одна из самых значительных идей во всем христианстве. Это значит, ни мало, ни много, что по предначертаниям Божиим единение мира вложено в руки Церкви.
Старый известный пример хорошо иллюстрирует эту важную истину. Известна легенда о том, как Иисус возвратился на небо после завершения Своего дела на земле. И на небесах имел Он приметы распятия. Ангелы говорили с Ним и архангел Гавриил сказал Ему: «Господи, Ты, видимо, больно пострадал от людей там внизу». «Да, пострадал», — сказал Иисус в ответ. «И, — сказал Гавриил, — они все знают, как Ты любил их и что Ты совершил для них?» «О нет, — сказал Иисус, — еще нет. Только несколько человек в Палестине это знают». «А что Ты сделал, — спросил Гавриил, — чтобы они узнали об этом?» Иисус сказал: «Я попросил Петра, Иакова, Иоанна и еще несколько человек посвятить всю жизнь тому, чтобы рассказывать людям обо Мне, а те, чтобы рассказывали другим и так далее, пока каждый, даже в самом далеком краю узнает, что Я совершил». Гавриил воспринял это с сомнением, потому что он хорошо знал, что из себя представляют люди. «Да, — сказал он, — ну, а если Петр, Иаков и Иоанн устанут? А что, если люди после них, забудут все? А что, если, скажем, в двадцатом веке люди просто не будут рассказывать другим о Тебе? Есть ли у Тебя какой-нибудь другой план?» И Иисус ответил: «Нет, у Меня нет другого плана. Я полагаюсь на них». Сказать, что Церковь — тело Христово, значит, что Иисус надеется на нас.
Комментарии Баркли на послание к Ефесянам, 1 глава. Комментарии Баркли.