ДРУГ — ДЛЯ ДРУЗЕЙ (Флп 1:1−2)
Первые строки задают тон всему посланию. Особенность этого послания в том, что его написал друг для своих друзей. За исключением послания к Фессалоникийцам и небольшой записки Филимону, Павел начинает все свои послания с заявления о своем апостольстве. Так, например, послание к Римлянам начинается словами: «Павел, раб Иисуса Христа, призванный Апостол» (ср. 1Кор 1:1−2; 2Кор 1:1; Гал 1:1; Еф 1:1; Кол 1:1). Другие послания Павел начинает с заявления о своем официальном положении, объясняя, почему он имеет право писать, а адресаты должны слушать его. Однако, в послании к Филиппийцам этого нет. Он знает, что филиппийцы будут слушать его с любовью. Церковь в Филиппах была Павлу ближе всех из основанных им церквей; и потому он пишет как друг своим друзьям.
Но все же, Павел предъявляет права на один титул, заявляя, что он раб (доулос) Иисуса Христа. Не слуга, а раб. Слуга свободен приходить и уходить, а раб навечно является собственностью своего господина. Называя себя рабом Иисуса Христа, Павел утверждает, что он является полной собственностью Христа. Христос любил его и купил его дорогою ценою (1Кор 6:20), и теперь он никогда не может принадлежать кому-либо еще. Он утверждает, что всецело послушен Христу. У раба нет своей воли; воля его господина — его воля; нет иного послушания, кроме послушания своему Спасителю и Господу. В Ветхом Завете пророки обычно называются рабами (Ам 3:7; Иер 7:25). Такой же титул дан Моисею, Иисусу Навину, царю Давиду (Нав 1:2; Суд 2:8; Пс 77:70; Пс 88:4, 21). И действительно, раб Божий является самым высоким и почетным титулом. Когда Павел называет себя рабом Иисуса Христа, он смиренно ставит себя в один ряд с пророками и великими мужами Божиими. Христианское рабское служение Иисусу Христу — это не раболепное подчинение. Как гласит латинская фраза: быть Его рабом — быть царем.
ХРИСТИАНСКОЕ ОТЛИЧИЕ (Флп 1:1−2 (продолжение))
Послание адресовано всем святым во Христе Иисусе. Слово, переведенное как святой, в греческом тексте — хагиос. Это слово может ввести в определенное заблуждение. Для современного уха с этим словом связывается картина какой-то внеземной набожности. Его связывают скорее с витражными церковными окнами, нежели с ежедневной жизнью. Хагиос, или в древнееврейском — кадош, обычно переводится как святой, священный. В иудейском мировоззрении, когда вещь называлась святой, священной, то этим выражалась идея, что она отлична, отделена от других вещей. Для того, чтобы лучше понять это, посмотрим, как употребляется слово святой в Ветхом Завете. При изложении правил относительно священников сказано: «Они должны быть святы Богу своему» (Лев 21:6). Священники были отличными от других людей, потому что они были выделены для особой цели. Десятина была десятой частью всего производимого и изготавливаемого, которую нужно было отделить для Бога, и в законе сказано: «И всякая десятина на земле из семян земли и из плодов дерева принадлежит Господу; это святыня Господня» (Лев 27:30). Центральной частью храма было Святое Святых (Исх 26:33); оно было отлично от всех других мест. Это слово также употреблялось по отношению к самому Израилю — он был святым народом (Исх 19:6); он был свят пред Богом. Бог отделил Израиля от других народов, чтобы Израиль был Его народом (Лев 20:26). «Только вас признал Я из всех племен земли» (Ам 3:2). Иудеи отличались от всех других народов земли тем, что они занимали особое место в предназначении Божием.
Но они отказались исполнить предназначенную им Богом роль. Когда Сын Божий пришел в мир, они не узнали Его, отвергли Его и распяли. У народа Израиля были отняты прежние привилегии и обязанности, и они были возложены на Церковь, новый Израиль, подлинный народ Божий. И потому, точно так же, как когда-то иудеи были хагиос, священными, отличными, так теперь христиане должны быть хагиос; христиане — священные, отличные, святые. Так, Павел, до своего обращения в христианство, был гонителем святых, (хагиой) (Деян 9:13). Петр пришел к святым, (хагиой) живущим в Лидде (Деян 9:32).
И поэтому, сказать, что христиане — святые, означало, что христиане отличны от других людей. А в чем заключается это отличие?
Павел обращается к святым во Христе Иисусе. Нельзя читать его послания и не видеть, как часто он употребляет фразы во Христе, в Иисусе Христе, в Господе. Во Христе Иисусе встречается в его посланиях 48 раз, во Христе — 34 раза, в Господе — 50 раз. Совершенно очевидно, что для Павла в этом была сущность христианства. Что он имел в виду? Марвин Р. Винсент считает, что когда Павел говорит о христианине во Христе, он имеет в виду, что христианин живет во Христе, как птица в воздухе, как рыба в воде, как корни дерева в земле. А отличает христианина то, что он всегда и везде чувствует и осознает всепоглощающую близость Иисуса Христа.
Когда Павел говорит о святых во Христе Иисусе, он имеет в виду людей, отличных от других и посвятивших себя Богу благодаря своим особым отношениям с Иисусом Христом — и вот таким и должен быть каждый христианин.
ВСЕОБЪЕМЛЮЩЕЕ ПРИВЕТСТВИЕ (Флп 1:1−2 (продолжение))
Павел приветствует своих друзей так: «Благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа» (ср. Рим 1:7; 1Кор 1:3; 2Кор 1:2; Гал 1:3; Еф 1:2; Кол 1:2; 1Фес 1:1; 2Фес 1:1; Флм 1:3).
Объединяя в одном приветствии два великие слова — благодать и мир (харис и ейрене), Павел делает нечто прекрасное. Он взял обычные приветствия двух великих народов и сплавил их воедино. Приветствием харис всегда начинались греческие письма, а словом ейрене приветствовали друг друга иудеи. У каждого слова есть своя особенность, и они были обогащены новым значением, которое сообщило им христианство.
Харис — чудесное слово; в его основе лежат идеи радости и удовольствия, блеска и красоты; оно связано со словом очарование. Но в дополнение к уже заложенной в этом слове красоте, с приходом Иисуса Христа к нему прибавилась еще и новая красота. Эта красота рождена новыми отношениями с Богом. С Христом жизнь становится прелестной, потому что человек уже не жертва закона Божьего, а чадо Его любви.
Ейрене — всеобъемлющее слово. Мы переводим его как покой, мир, но оно никогда не употребляется в чисто отрицательном смысле для обозначения простого отсутствия неприятностей и волнений. Оно обозначает полное благополучие — все, что содействует высшему благу человека.
Его вполне можно связать с греческим словом ейрейн, что значит соединять, сплетать вместе. И такой мир всегда тесно связан с личными отношениями: с отношениями человека к самому себе, к своим собратьям и к Богу. Это всегда результат примирения.
Таким образом, вознося молитву о благодати и мире для своих друзей в Филиппах, Павел молится о том, чтобы они обрели радость от познания Бога, как Отца, и мир от примирения с Богом, с людьми, с самими собою. Эта благодать и этот мир человек может обрести только через Иисуса Христа.
ПРИЗНАКИ И НОРМЫ ХРИСТИАНСКОЙ ЖИЗНИ (Флп 1:3−11)
1. ХРИСТИАНСКАЯ РАДОСТЬ
Прекрасно, когда воспоминания связаны с чувством благодарности, и именно такие чувства связывали Павла с христианами в Филиппах. Воспоминания вызывали ощущение счастья и не сопровождались никакими сожалениями.
В этом отрывке приведены признаки и нормы христианской жизни.
Во-первых, христианская радость. Павел с радостью молится о своих друзьях. Послание к Филиппийцам называется также посланием радости. Бенгель комментировал его так: «Суть послания такова: я радуюсь, радуйтесь и вы». Посмотрим на заключенную в этом послании картину христианской радости.
1. Радость христианской молитвы (1:4) — радость от того, что мы приносим наших любимых к милосердному престолу Божьему.
В книге «Не простое дело» Джордж Рейндроп рассказывает, как одна медсестра научила одного человека молиться и тем самым изменила его жизнь. Раздражительный и унылый человек стал радостным. Медсестра большую часть работы делала своими руками, и поэтому она обратила свои пальцы в схему для молитвы. Каждый палец символизировал кого-нибудь. Ближе всего к ней — большой палец, и он напоминал ей о самых близких ей людях. Второй, — указательный палец, — служил для того, чтобы указывать на других, и он символизировал для нее всех учителей в школе и в больнице. Третий палец — самый длинный, и он символизировал начальство и высокопоставленные лица, руководителей во всех сферах жизни. Четвертый, — безымянный, — самый слабый палец, и он символизировал для нее тех, кто имеет проблемы и неприятности и испытывает боль. Мизинец, — самый маленький и неважный, — символизировал медсестре ее саму.
Мы всегда должны испытывать глубокую радость и душевный покой, когда мы в молитве возносим к Богу наших близких и других людей.
2. Радость от того, что они проповедуют Иисуса Христа (1:18). Первый инстинкт человека, переживающего большое счастье — поделиться им с другими. Павел охвачен радостью от того, что Евангелие проповедуется по всему миру и все новые и новые люди входят в сферу любви Христовой.
3. Радость в вере (1:25). Если христианство не делает человека счастливым, то оно не дает ему вообще ничего. Христианство иногда превращают в сплошное мученичество. Однако лицо Моисея сияло, когда он спускался с вершины горы. Христианство — это вера человека со счастливым сердцем и сияющим лицом.
4. Радость от вида братского единства христиан (2:2). Псалмопевец восклицал: «Как хорошо и как приятно братьям жить вместе!» (Пс 132:1). Мира не может быть там, где есть разбитые человеческие отношения и раздор между людьми. Нет более прекрасного зрелища, чем дружная семья или церковь, члены которой едины между собой, потому что они едины в Господе Иисусе Христе.
5. Радость страдания во Христе (2:17). В момент мученической смерти в огненном пламени, Поликарп Смирнский молил: «Благодарю Тебя, Господи, что Ты удостоил меня этого дня и часа». Страдать за Христа — это привилегия, потому что она дает возможность безошибочно доказывать свою верность и принимать участие в построении Царствия Божия.
6. Радость от встречи с любимыми (2:28). В жизни много разлук, и всегда радостно получить новости о любимых, с которыми мы на время разлучены. Один крупный шотландский проповедник говорил однажды о радости, которую человек может доставить почтовой маркой, наклеенной на конверте. Надо помнить, как легко доставить радость тем, кто любит нас, и как легко взволновать их, забыв послать им весточку.
7. Радость от христианского гостеприимства (2:29). Есть дома с открытыми дверями и есть дома с закрытыми дверями. Закрытые двери — это двери эгоизма; открытые двери — двери христианского гостеприимства и христианской любви. Великое дело, если незнакомец, или попавший в трудное положение человек знает дверь, от которой его не отправят прочь.
8. Радость человека во Христе (3:1; 4:1). Мы уже видели, что быть во Христе — значит жить в Его присутствии как рыба в воде, как птица в воздухе, как корни дерева в земле. Это в человеческой природе — быть счастливыми, когда мы находимся вместе с любимым человеком. А от любви Христовой нас никто не может отлучить (Рим 8:35).
9. Радость человека, приведшего ко Христу другого человека (4:1). Христиане в Филиппах — радость и венец Павла, потому что именно он привел их к Иисусу Христу. Это большая радость для родителей, для учителя, для проповедника — привести других к Иисусу Христу, потому что проповедь христианства — это не долг, а радость.
10. Радость от дара (4:10). Это радость не столько от самого дара, сколько от связанных с ним воспоминаний и от сознания, что кто-то помнит нас и заботится о нас. Такую радость мы могли бы приносить людям чаще, чем мы это обычно делаем.
Павел выражает уверенность (1:6) в том, что Бог, начавший в филиппийцах доброе дело, будет совершать его, с тем, чтобы они были готовы ко дню Христову. В этой фразе заложена идея, которую невозможно передать в переводе. Дело в том, что Павел употребляет слова начинать (энархесфай) и совершать (эпителейн) — специальные термины из церемонии жертвоприношения, означающие начало и конец жертвоприношения.
2. ХРИСТИАНСКАЯ ЖЕРТВА (Флп 1:3−11 (продолжение))
В греческой процедуре жертвоприношения был так называемый ритуал зачинания. С огня на жертвеннике зажигали факел и опускали его в чашу с водой, чтобы очистить ее священным пламенем. Затем очищенной водой обрызгивали жертву и людей, чтобы освятить и очистить их. За этим следовала так называемая эвфемия, священное молчание, во время которого приносящий жертву должен был возносить молитву своему богу. Потом приносили корзину ячменя, и несколько зерен высыпали на жертву и на землю рядом с ней. Все эти действия были началом жертвоприношения и специальным термином был глагол энархесфай, употребленный здесь Павлом. Глагол эпителейн, который Павел употребляет здесь в значении совершать, завершать, употреблялся для обозначения всего ритуала жертвоприношения. Все предложение Павла пропитано атмосферой ритуала жертвоприношения.
Павел смотрит на жизнь каждого христианина как на жертву Иисусу Христу. Та же самая картина встает перед глазами, когда Павел призывает римлян представить тела свои в жертву живую, святую, благоугодную Богу (Рим 12:1).
День пришествия Христа будет подобен приходу царя. В такой день подданные должны преподносить царю дары, чтобы продемонстрировать свою любовь и свою верность. Иисус Христос желает получить от нас только один дар — нас самих. Таким образом, высший долг человека заключается в том, чтобы сделать свою жизнь достойной того, чтобы ее можно было принести Ему в жертву. Лишь благодать Божия может дать нам такую способность.
3. СОВМЕСТНЫЕ ДЕЙСТВИЯ ХРИСТИАН (Флп 1:3−11 (продолжение))
В этом отрывке делается сильное ударение на совместных действиях христиан. У христиан есть много общего:
1. Христиане — соучастники в благодати. Они все обязаны благодати Божией.
2. Христиане — соучастники в распространении благовествования. Христиан объединяет не только общий дар, но и общая задача, и эта задача — распространение благовествования. Павел употребляет два слова для обозначения деятельности христиан ради благовествования: он говорит о защите и утверждении благовествования. Защита (апология) — это его защита от нападений извне. Христианин должен быть готов защищать веру и объяснить пребывающую в нем надежду. Утверждение (бебойосис) благовествования — это укрепление его изнутри, наставление христиан. Христиане должны содействовать благовествованию, защищая его от нападений недругов и укрепляя веру и святость своих собратьев.
3. Христиане — соучастники в страдании за благовествование. Когда бы христианин не был призван пострадать за Евангелие, он должен найти силы и утешение, помня о том, что он — один из большого братства людей во все века и во все поколения, во всех странах, пострадавших за Христа, но не отрекшихся от своей веры.
4. Христиане — соучастники с Христом. В 1:8 Павел использует очень яркую фразу. Буквальный перевод ее таков: «Я люблю вас [у Баркли: стражду по вас] внутренностями Иисуса Христа». В греческом тексте внутренности — сплагхна. Сплагхна — это верхняя часть внутренностей: сердце, легкое, печень. Греки считали, что именно здесь расположены чувства и эмоции. Таким образом, Павел говорит: «Я люблю вас состраданием Самого Иисуса Христа. Я люблю вас так, как вас любит Иисус». В одном комментарии к этому отрывку говорится: «У верующего нет иных чувств любви и сострадания, кроме чувств любви и сострадания его Господа; его пульс бьется в унисон с пульсом Христа; его сердце бьется и трепещет вместе с сердцем Христа». Когда мы действительно едины со Христом, Его любовь распространяется через нас на наших собратьев, которых Он любит и ради которых Он умер. Христианин — соучастник в любви Христа.
4. ДВИЖЕНИЕ ХРИСТИАНСТВА ВПЕРЕД И ЕГО КОНЕЧНАЯ ЦЕЛЬ (Флп 1:3−11 (продолжение))
Павел молится, чтобы любовь филиппийцев с каждым днем все более и более возрастала (1:9, 10). Эта любовь — не простая сентиментальность. Она должна вырасти в познании и в чувстве, чтобы, познавая лучшее, люди учились различать между добром и злом. Любовь — дорога к познанию. Когда мы любим какой-нибудь предмет, мы хотим узнать о нем больше и больше; когда мы любим человека, мы хотим узнать о нем все больше и больше; когда мы любим Иисуса Христа, мы хотим знать все больше и больше о Нем и о Его истине.
Любовь всегда чувствительна к настроению и к чувствам любимого. Кто безрассудно и неловко ранит чувства любимого, тот вовсе не любит его. Кто действительно любит Иисуса, тот чувствует Его волю и Его желания. Чем больше мы любим Его, тем больше будем инстинктивно избегать зла, и тем больше будем желать добра. Павел употребляет слово докимазейн, переведенное в русской Библии как познавая лучшее. Слово докимазейн в греческом употреблялось как термин для проверки чистоты металла. Настоящая любовь не слепа: она обладает способностью отличить ложное от подлинного и истинного.
Таким образом, христианин сам станет чистым и не будет камнем преткновения для других. Употребленное в греческом тексте слово эиликринес, переведенное как чистый — очень интересно. Греки считали возможным два происхождения этого слова, каждое из которых вызывает очень яркие ассоциации. Эиликринес может происходить от эйле — солнечный свет, или от кринейн — судить, и может обозначать то, что выдерживает испытание солнечным светом, не проявляя никаких изъянов. Это слово означает, что христианский характер может выдержать любой направленный на него свет. Другая возможность следующая: эиликринес происходит от слова эйлейн, что значит вращаться, как в сите и, таким образом, просеиваться до полной очистки от всякой примеси. Так и христианский характер очищается от всякого зла, пока не будет совершенно чистым.
Но христианин не только чист, он также апроскопос — он никогда не явится камнем преткновения для другого человека. Есть безупречные люди, которые сами по себе без всяких изъянов. Однако они настолько строгие, что отталкивают других людей от христианства. Христианин действительно должен быть чист, однако его любовь и доброта должны привлекать других людей на христианский путь и никогда никого не отталкивать.
И, наконец, Павел указывает на конечную цель христианской жизни: жить, чтобы своей жизнью славить и хвалить Бога. Христианин знает и свидетельствует, что он таков, каков он есть, не по причине своих собственных усилий, а единственно благодаря благодати Божией.
УЗЫ РАЗРУШАЮТ БАРЬЕРЫ (Флп 1:12−14)
Павел находился в тюрьме, но тюрьма не только не остановила его миссионерской деятельности, а, наоборот, расширила ее. Узы разрушили барьеры и преграды. Для передачи значения фразы «большому успеху благовествования» (1:12) Павел употребляет очень живое слово, прокопе, которое употреблялось специально для обозначения продвижения армии или экспедиции. Это отглагольное существительное от глагола прокоптейн, который означает срубать в наступлении, или рубку деревьев и подлеска, удаление всяких преград, которые могут помешать продвижению армии. Заключение Павла под стражу вовсе не закрыло, а наоборот, открыло для него новые сферы деятельности, которые иначе ему не были бы доступны.
Павел, увидев, что в Палестине он не найдет справедливости и правосудия, обратился с просьбой к императору: на это имел право каждый римский гражданин. В свое время Павла доставили под военным конвоем в Рим; по прибытии туда он был передан военачальнику и ему было разрешено жить отдельно с воином, стерегшим его (Деян 28:16). В конечном счете, хотя Павел все еще оставался под охраной, ему было разрешено жить на собственном иждивении и в им же арендованном помещении (Деян 28:30), в котором он мог принимать всех, кто хотел прийти к нему.
Павел говорит, что его узы во Христе сделались известными всей претории и всем прочим. Латинское слово преторион может обозначать как место, так и группу людей. Когда оно обозначает место, оно имеет три значения:
1. Первоначально оно означало штаб военачальника в военном лагере, палатку или шатер, из которых он отдавал приказы и руководил военными действиями.
2. Потом оно стало обозначать резиденцию военачальника, и, потому, оно могло обозначать и резиденцию императора, то есть дворец, хотя подобные употребления этого слова встречаются редко.
3. Потом им стали обозначать большой дом или виллу, место жительства очень богатого или влиятельного человека. В данном случае слово преторион не может иметь ни одного из этих значений, потому что Павел жил в арендованной квартире, и было бы бессмысленно полагать, что в императорском дворце могли быть такие квартиры.
Поэтому нам следует обратиться к другому значению слова. Преторион — это группа людей. В этом смысле оно означает преторианскую гвардию, или казармы, в которых была расквартирована преторианская гвардия. Второе из этих значений мы можем оставить без внимания, потому что Павел едва ли мог снимать квартиру в римских казармах преторианцев.
Преторианцы составляли римскую императорскую гвардию. Она была основана императором Августом и представляла собой отборную воинскую часть численностью в 10 тысяч человек. Император Август держал ее разбросанной по всему Риму и по окрестным городам. Имератор Тиберий собрал ее в Риме в особо построенном и укрепленном лагере. Император Вителлий увеличил ее численность до 16 тысяч человек. Преторианцы служили двенадцать, а позднее шестнадцать лет. По окончании этого срока службы они получали римское гражданство и крупное денежное вознаграждение. Позже преторианцы стали личной гвардией императора, а еще позже — настоящей государственной проблемой. Они были все сосредоточены в Риме и настало такое время, когда преторианцы стали вмешиваться в дела императоров. Они могли, если было нужно, силою навязать свою волю народным массам. Павел в Риме был передан префекту преторианской гвардии, их командиру.
Павел неоднократно говорит о себе как об узнике и находящемся в узах. Он сообщает римским христианам, что, хотя он и не сделал ничего противозаконного, он передан узником (десмиос) из Иерусалима в руки римлян (Деян 28:17). В послании к Филиппийцам Павел неоднократно говорит о своих узах (Флп 1:7, 13, 14). В послании к Колоссянам он говорит о том, что находится в узах ради Христа и просит колоссян помнить о его узах (Кол 4:3, 18). В послании к Филимону Павел называет себя узником Иисуса Христа и говорит об узах за благовествование (Флп 1:9, 13). В послании к Ефесянам он еще раз называет себя узником Иисуса Христа (Еф 3:1).
Есть два отрывка, в которых говорится подробнее об этих узах. В Деян 28:20 Павел говорит о себе, что он обложен этими узами; и это же слово халусис он употребляет и в Еф 6:20, когда говорит о себе как об исполняющем посольство в узах. В этом слове халусис мы находим ключ к нашей проблеме. Халусис представлял собой короткую цепь, которой узник был за запястье скован с охранявшим его воином, так что бежать было невозможно. Павел был передан командиру преторианцев в ожидании суда у императора. Ему было разрешено снять себе квартиру, но в этой квартире день и ночь находился охранявший его воин, к которому он все время был прикован этими халусис. Такую вахтенную службу воины, конечно, исполняли по какому-то определенному графику, и в течение двух лет по одному у Павла в охранниках должны были перебывать все караульные императорской гвардии. Какие прекрасные возможности это давало Павлу! Воины слушали проповеди Павла и рассказывали своим товарищам. Разве можно сомневаться в том, что в эти долгие часы Павел обязательно начинал со скованными с ним воинами дискуссию об Иисусе?
Заключение открыло перед Павлом возможность проповедовать Евангелие лучшей воинской части римской армии. Поэтому неудивительно слушать от него такие слова, что узы его способствовали благовествованию. Вся преторианская гвардия знала, почему Павел в узах, многих из преторианцев тронула история Христа и уже одна весть об этом вдохнула в братьев в Филиппах новое мужество проповедовать Евангелие и свидетельствовать о Христе.
САМОЕ ВАЖНОЕ ВОЗЗВАНИЕ (Флп 1:15−18)
Здесь доподлинно говорит большое сердце Павла. Его заключение в тюрьму послужило дальнейшим толчком к проповеди. Одни люди любили Павла и, когда они видели его находящегося в темнице, то прилагали двойные усилия в деле проповеди и распространения Евангелия с тем, чтобы свести на нет негативное воздействие его пребывания в тюрьме. Они знали, что больше всего радости ему доставит зрелище того, что дело не пострадало вследствие его отсутствия. Другие же были тронуты и, как Павел выразился (эрифея), проповедовали из своих личных побуждений.
Эрифея — очень интересное слово. Первоначально оно попросту значило работать за плату. А человек, работающий исключительно за плату, работает из низких побуждений. Он лишь думает о своей выгоде, и потому этим словом стали обозначать карьериста, рвущегося в какой-нибудь должности из тщеславных побуждений. Постепенно же это слово стали связывать с политикой, и оно получило значение вербовать сторонников для получения должности. Им стали обозначать своекорыстное и эгоистическое честолюбие человека, стремящегося выдвинуться и не брезговавшего для этого никакими средствами.
Вот так, оказывается были и такие, которые стали проповедовать еще усерднее теперь, когда Павел был в тюрьме, потому что им казалось, что его заключение ниспослано Богом, чтобы уменьшить его влияние и авторитет.
Павлу были незнакомы ревность, зависть и чувство личной обиды. Коль скоро люди проповедовали Иисуса Христа, его это не волновало. Для него было важно только одно — чтобы проповедовали Иисуса Христа. Как часто у нас возникает чувство личной обиды, когда кто-то добивается выдающегося положения, или доверия, которого еще нет у нас. Слишком часто мы видим в человеке врага лишь потому, что он покритиковал нас или наши методы. Слишком часто мы полагаем, что человек не может сделать ничего полезного лишь потому, что он делает это не так, как мы. Слишком часто мы ставим под сомнение веру других людей, лишь потому, что они выражают свою веру другими терминами. Павел — великий нам пример. Он ставил дело выше всяких личностей; для него было важно только одно — чтобы проповедовали Христа.
СЧАСТЛИВОЕ ОКОНЧАНИЕ (Флп 1:19−20)
Павел убежден в том, что положение, в котором он находится, является благом для него. Его заключение и даже почти враждебная проповедь его личных врагов, в конечном счете, послужат ему во спасение. Что понимает Павел под спасением? В греческом это — сотерия, и здесь могут иметь место три значения:
1. Оно может иметь значение безопасность, и в таком случае Павел говорит, что он совершенно уверен в том, что все дело закончится его освобождением. Но едва ли такой смысл заложен здесь, потому что дальше Павел говорит, что он не уверен в том, будет ли он жить или умрет.
2. Это может означать его спасение на небесах. В таком случае Павел говорит, что его поведение в сложившейся обстановке послужит ему свидетельством в судный день. И в этом заключается великая истина. В любой ситуации — получив возможности или находясь перед выбором — человек действует, исходя не только из сиюминутных интересов, но и с точки зрения вечности. Реакция человека на любую ситуацию в жизни — это свидетельство в вечности за, или против него.
3. Однако слово сотерия может иметь еще и более широкое значение. Оно может значить здоровье, общее хорошее состояние. Вполне может быть, что Павел говорит, о трудных обстоятельствах, ведущие к лучшему для него, как в этом мире, так и в вечности. «Бог поставил меня в такое положение, и Бог хочет, чтобы все, что происходит, шло мне на пользу и способствовало моему счастью в этом мире, и моей радости и моему миру в вечности». Павел знает, что в этой ситуации у него есть две большие опоры:
1. Он может опираться на молитвы своих друзей. Один из самых прекрасных моментов в посланиях Павла — это когда он снова и снова просит своих друзей молиться за него. «Братия, — пишет от фессалоникийцам, — молитесь о нас» (1Фес 5:25). «Итак молитесь за нас, братия, чтобы слово Господне распространялось и прославлялось» (2Фес 3:1−2). Коринфянам он говорит: «При содействии и вашей молитвы за нас» (2Кор 1:11). Он пишет, что уверен в том, что по молитвам Филимона он будет дарован своим друзьям (Флм 1:22). Прежде чем Павел отправится в опасное путешествие в Иерусалим, он просит в послании к Римлянам (15:30−32), чтобы они молились за него Богу.
Павел никогда не считал себя слишком великим человеком, которому не нужны молитвы его друзей. Он никогда не говорил с людьми так, будто он сам может сделать все, а они не могут ничего; он всегда помнил, что ни он сам, ни они не могут сделать ничего без помощи Божией. И нам хорошо бы запомнить это. Когда у людей горе и печаль, величайшим утешением для них является мысль, что кто-то возносит за них молитву к престолу благодати. Когда человеку приходится прилагать значительные усилия или принимать ответственное решение, ему придает силы мысль о том, что другие вспоминают его перед Богом. Когда люди отправляются в неизведанные места и находятся вдали от дома, приятно знать, что молитвы их друзей и близких пересекают континенты, чтобы вознести их к престолу благодати. Мы не можем называть человека своим другом, если мы не молимся о нем.
2. Павел знает, что может полагаться на помощь Святого Духа. Присутствие Святого Духа является исполнением обетования Иисуса, что Он будет с нами до скончания века.
В этой ситуации у Павла есть лишь одна надежда и лишь одна уверенность [у Баркли: ожидание]. Для ожидания Павел употребляет очень яркое и необычное слово. До Павла его никто не употреблял, и вполне возможно, что он сам создал его. Это слово апокарадокия. Апо — значит далеко от; кара — голова; докейн — смотреть; а апокарадокия — это страстный, напряженный взгляд, не обращающий внимание на все, что не устремляется на желаемый предмет.
Павел надеется на то, что он не будет посрамлен и не будет молчать, ни из-за трусости, ни из-за того, что все кажется бесполезным. Павел уверен в том, что во Христе он обретет мужество никогда не стыдиться благовествования, и что через Христа труды его принесут плоды, которые увидят все люди. Комментатор Нового Завета Лайтфут пишет: «Право свободно говорить — это символ и привилегия слуги Христова». Смело говорить правду — это не только привилегия слуги Христова, но и его долг.
Таким образом, Павел смело и плодотворно ухватился за представившуюся ему возможность. Христос возвеличится в нем. Неважно, что станет с ним самим; если он умрет, он обретет мученический венец; если останется жив, ему будет дана привилегия продолжать проповедовать и свидетельствовать о Христе. По прекрасному выражению одного комментатора Павел говорит здесь: «Мое тело — инструмент, в котором показывается слава Христова». Вот в этом и заключается огромная ответственность христианина. Встав на сторону Христа, мы своей жизнью и своим поведением либо возвеличиваем, либо позорим Его. Руководителя судят по его сподвижникам, а о Христе судят по нашему поведению.
В ЖИЗНИ И СМЕРТИ (Флп 1:21−26)
Павел находился в тюрьме в ожидании суда и вполне понимал, что либо он останется в живых, либо он умрет, но ему было все равно. «Жизнь, — говорит своей великой фразой Павел, — для меня Христос». Для Павла Христос был началом жизни, потому что в тот день на дороге в Дамаск он как бы начал жить снова. Христос был продолжением жизни, потому что не было такого дня, когда бы Павел жил не в Его присутствии, и в страшные моменты Христос был с ним, чтобы ободрить его (Деян 18:9.10). Христос был концом жизни, потому что жизнь всегда ведет к Его вечному присутствию. Христос был вдохновением жизни; Он был движущей силой жизни. Павел считал, что Христос дал ему цель жизни, потому что Он сделал его апостолом и послал его обращать язычников. Ему Христос дал силу для жизни, потому что в абсолютной слабости ему было дано от необъятной благодати Христовой. Для Павла Христос был наградой жизни, потому что для него единственной достойной наградой были близкие отношения с его Господом. Если бы Христос был взят из жизни Павла, то у него больше не оставалось бы ничего.
«Для меня, — говорит Павел, — смерть — это приобретение». Смерть была для него вступлением в непосредственную близость Христову. Павел считал смерть за сон, из которого все люди пробудятся во время всеобщего воскресения в будущем (1Кор 15:51, 52; 1Фес 4:14, 16); но в момент, когда его касалось дыхание смерти, Павел считал, что смерть — это не сон, а непосредственный переход в присутствие его Господа. Если мы верим в Иисуса Христа, то смерть для нас — единение и воссоединение: единение с Ним и воссоединение с теми, кого мы любили и потеряли на время.
И потому Павел разрывался между двумя желаниями: «Влечет меня то и другое». При этом он употребляет глагол синехомай, который употребляется по отношению к путнику, зажатому в узком ущелье, когда с каждой стороны каменная стена и невозможно повернуть в какую-либо сторону, и он вынужден идти прямо вперед. Сам бы он хотел отправиться в иной мир и быть с Христом; но из-за своих друзей и из-за того, что он мог сделать с ними и для них, он хотел остаться в этой жизни. А потом приходит мысль, что выбирать не ему, а Богу.
«Имею желание разрешиться», — говорит Павел. В греческом тексте разрешиться — это аналюейн:
1. Это слово имеет значение сниматься с лагеря, отпускать оттяжки палаток, вытаскивать приколы, и уходить дальше. Смерть — это уход вперед. Рассказывают, что во время Второй мировой войны, когда Германия приступила к массивной бомбардировке английских городов, и единственной защитой Англии были военно-воздушные силы, а пилоты жертвовали своей жизнью, о пилоте никто не говорил, что он убит, а о нем говорили, что «он переведен в другое место». С каждым днем мы проходим часть пути и приближаемся к дому, пока, наконец, не будет навсегда снят последний лагерь в этом мире, а мы не переселимся на постоянное местожительство в мире славы.
2. Это слово значит — отвязывать причальные канаты, поднимать паруса и отправится в путешествие, ведущее в вечное убежище и к Богу.
3. Это слово имеет значение решить проблемы. Смерть приносит решения всей жизни. Есть такое место, где будут даны и получены ответы на все земные вопросы, и где имевшие терпение в конце концов поймут все.
Павел убежден в том, что он останется и пребудет». В греческом есть игра слов, которую можно было несколько передать словами «буду и пребуду». Остаться — в греческом менейн, а пребыть — параменейн, и посему «буду и пребуду», если и передает отчасти игру слов, но не передает их смысла. Дело в том, что менейн значит просто оставаться с, а параменейн (пара в греческом — рядом) значит — ждать рядом с человеком, всегда готовый оказать ему помощь. Павел хочет жить не ради себя, а ради тех, кому он может помогать дальше.
Таким образом, если Павел останется жив и придет к ним и увидится с ними снова, то, тем самым, он даст им повод умножить похвалу Иисуса Христа. Другими словами, они смогут смотреть на него и видеть в нем блестящий пример того, как человек может через Христа бесстрашно и с поднятой головой вынести самое худшее. Каждый христианин должен верить так, чтобы люди видели, что Христос может сделать для людей, которые вручили Ему свою жизнь.
ГРАЖДАНЕ ЦАРСТВИЯ БОЖИЯ (Флп 1:27−30)
Но важно одно: независимо от того, что случится с ними или с Павлом, филиппийцы должны жить жизнью, достойной их обета благовествования Христова. Здесь Павел очень тщательно выбирает слова. Он обычно употребляет греческое перипатейн, что буквально значит ходить вокруг, расхаживать. Здесь же он употребляет слово политевесфай, что значит быть гражданином. Павел писал из Рима.
Филиппы же были римской колонией, а римские колонии были маленькие части Рима, разбросанные по всему миру; их жители никогда не забывали, что они — римляне. Они говорили на латыни, одевались по-римски, давали членам своего городского самоуправления римские названия — как бы далеко от Рима они не находились. Таким образом, Павел говорит следующее: «Мы хорошо знаем привилегии и ответственности, которые несет с собой римское гражданство. Вы хорошо знаете, что даже в Филиппах, — так далеко от Рима, — вы все же должны жить и поступать, как римляне. Итак помните, что у вас есть еще более высокий долг. Где бы вы ни были, вы должны жить, как подобает гражданам Царствия Божия».
Чего же Павел ждет от них? Он ждет от них, чтобы они стояли в одном духе. Мир полон христиан, быстро сдающих свои позиции и замалчивающих свое христианство, как только возникают трудности. Настоящие же христиане стоят твердо; их не может сломить никакое окружение. Павел ждет от филиппийцев единодушия; единый дух должен связывать их, как братьев. Пусть те в миру ссорятся между собой; христиане же должны быть едины. Павел ожидает от них быть несокрушимыми. Зло часто кажется невозможно одолеть, но христианин никогда не должен оставлять надежды и не сдаваться. Павел ждет от них спокойной неустрашимости. В момент кризиса другие могут быть нервозными и пугливыми; христианин же все еще будет спокоен.
Если филиппийцы будут такими, то они покажут миру такой пример, что язычники сами почувствуют отвращение к своему образу жизни, осознают, что у христиан есть нечто такое, чего нет у них, и будут стремиться к лучшему.
Павел вовсе не предполагает, что это будет просто сделать. Когда христианство впервые пришло в Филиппы, они видели, как Павлу пришлось бороться. Они видели, как Павла за его веру били и посадили в темницу (Деян 16:19−24). Они знают, что он выносит сейчас и что его может ожидать. Но пусть они помнят, что на выполнение труднейшей задачи военачальник посылает лучших бойцов, и что это честь пострадать за Христа. Есть рассказ о французском ветеране, увидевшего молодого новобранца в ужасном положении, дрожащим от страха. «Пошли, — сказал ветеран, — и мы вместе сделаем прекрасное дело для Франции». Павел говорит филиппийцам: «Битва началась и для вас и для меня — давайте совершим прекрасное дело для Христа».
Комментарии Баркли на послание к Филиппийцам, 1 глава. Комментарии Баркли.