Евангелие от Матфея 4 глава » От Матфея 4:11 — толкование отцов церкви.

Толкование на От Матфея 4:11

Сравнение переводов, параллельные ссылки, текст с номерами Стронга.
Толкование отцов церкви.

ПОДДЕРЖАТЬ ДЕНЬГАМИ

сравнение ссылки стронг комментарии

Толкование на От Матфея 4:11 / Мф 4:11

Евангелие от Матфея 4 стих 11 — синодальный текст:
Тогда оставляет Его диавол, и се, Ангелы приступили и служили Ему.

Иоанн Златоуст (~347−407)

Тогда оставляет Его диавол, и се, Ангелы приступили и служили Ему

Пока совершалась брань, Христос не допускал являться ангелам, чтобы этим не отогнать того, кого надлежало уловить. Но когда Он изобличил дьявола во всем и заставил бежать, тогда являются и ангелы. Отсюда познай, что и тебя после побед над дьяволом примут с рукоплесканием ангелы и будут ограждать во всех случаях. Так они приняли и отнесли на лоно Авраама Лазаря, искушенного в печи бедности, голода и всяких скорбей. Христос, как я говорил и прежде, много явил здесь такого, что и с нами должно случиться. Итак, поскольку все это совершилось для тебя, то поревнуй и подражай победе Спасителя.

Источник: Беседы на Евангелие от Матфея.

Григорий Двоеслов (~540−604)

Тогда оставляет Его диавол, и се, Ангелы приступили и служили Ему

Но замечательно присовокупление, что, по отступлении диавола, Ангелы служили Ему. Из этого события что другое открывается, как не двоякое естество в Едином Лице? — Потому что Он есть и человек, которого искушает диавол, и Он же есть Бог, Которому служат Ангелы. Итак, познаем в Нем естество наше потому, что если бы диавол не видел в Нем Человека, то не стал бы искушать. Почтим в Нем Божество Его потому, что если бы Он не был над всеми Богом, то Ангелы никак не стали бы служить Ему.

Источник: Сорок бесед на Евангелия.

Тихон Задонский (1724−1783)

Тогда оставляет Его диавол, и се, Ангелы приступили и служили Ему

Видишь, что тот, кто искушается и борется с дьяволом, находится в милости и благодати Божией. Разбойник на голого не нападает. Так и этот враг не касается того, кого видит нищим, но нападает на того, кого видит в благополучии духовном, и завидует Ему. Так напал на Адама в раю, видя Его в благополучии; напал на Иова и хотел обнажить его.

Источник: Письма келейные. Письмо 79.

Лука Крымский (1877−1961)

Тогда оставляет Его диавол, и се, Ангелы приступили и служили Ему

И диавол, как побитый пес, ушел, но, как говорит евангелист Лука, оставил Христа только до времени. Как это до времени? Разве вы не знаете, сколько страданий, сколько искушений от злых книжников, первосвященников и фарисеев, наученных от диавола, претерпел Христос? Сатана не оставлял Его, когда кровавыми слезами плакал Он, молясь в саду Гефсиманском, когда трепетала душа Его пред страданиями, предстоящими Ему — сатана не оставлял Его. Господь все искушения посрамил: после сорокадневного поста посрамил Он диавола и устоял легко против всех искушений. Тогда оставляет Его диавол, и Ангелы служили Ему (Мф 4:11). Это апофеоз. Это блистательное завершение подвига Иисусова в пустыне: ангелы приступили, преклонились пред Ним, толпой окружили со всех сторон и стали служить Ему. Прибавлю еще малое слово. Сатана искушал Господа Иисуса Христа. Сатана и его ангелы искушают и всех нас, и всем нам надлежит бороться с этими искушениями, всем надлежит, взяв пример с Господа Иисуса, отражать все искушения словами Священного Писания. И если сумеем исполнить трудную задачу, если преодолеем все искушения, будет с нами тоже в конце, что с Господом Иисусом. Явятся нам ангелы, поклонятся нам, и будут служить нам Заслужим же все мы такую ангельскую честь! Аминь.

Источник: Избранные творения. Искушение Господа Иисуса Христа в пустыне.

Ефрем Сирин (~306−373)

Тогда оставляет Его диавол, и се, Ангелы приступили и служили Ему

Итак, на горе Господь попрал похоти искусителя и бросил в бездну, дабы попрали их те народы, которые когда-либо были попираемы ими. Вместо них Он предоставил всем полноту благодати, дабы господствовала над всеми та, которая некогда у всех была в попрании (Рим 5:17).

Как фараон потоплен был в водах, в которых он умерщвлял младенцев (еврейских), так и Давид отрубил голову Голиафа мечом, которым тот убивал многих; Моисей таинством креста доверился морю и разделил его, и Давид таинством камня (Деян 4:11) поразил и умертвил Голиафа; когда Господь искушался сатаною, слово уст Его осудило сатану. Фараон потоплен был в водах, в которых потоплял (младенцев), Голиаф убит мечом, которым (сам) убивал, а сатана Его плотью, которую погубил, был побежден и изобличен в том, что он — не Бог.

* * *

Но Христос ничем этим не был смущен: когда диавол показывал Ему роскошь, Он не радовался; когда внушал страх, не пал духом, но шествуя по пути Своему исполнил волю Своего Отца.

Итак, все это, что одно за другим ни предлагал сатана Животворцу, — не доставило Ему никакой скорби. Ибо наши скорби через Христа доставляют нам утешение, и все мы в страданиях Его обретаем покой. Чего бы мог убояться Христос, зная, что Он не может потерпеть вреда? В нас (же) часто возникает страх, ибо мы верно знаем, что можем подвергнуться вреду.

* * *

«Пришли Ангелы… и служили Ему», дабы на примере показать нам, что после крещения мы должны подвергнуться искушению и после искушения вступить в Царство Небесное.

Источник: Толкование на Четвероевангелие.

Серафим Саровский

Тогда оставляет Его диавол, и се, Ангелы приступили и служили Ему

Как воск, не разогретый и не размягченный, не может принять налагаемой на него печати, так и душа, не искушенная трудами и немощами, не может принять на себя печати добродетели Божией. Когда диавол оставил Господа, тогда Ангелы приступили и служили Ему. Так, если во время искушений несколько отходят от нас Ангелы Божии, то недалеко и скоро приступают и служат нам Божественными помышлениями, умилением, услаждением, терпением. Душа, потрудившись, стяжает и прочие совершенства. Почему святой пророк Исайя говорит: Терпящий же Господа изменят крепость, окрылатеют аки орли, потекут и не утрудятся, пойдут и не взалчут (Ис 40:31).

Источник: Поучения.

Иероним Стридонский (~347−419/20)

Тогда оставляет Его диавол, — и се, Ангелы приступили и служили Ему

Искушение предшествовало затем, чтобы последовала победа. Ангелы служат для того, чтобы удостоверить достоинство Победителя.

Источник: Толкование на Евангелие от Матфея.

Феофилакт Болгарский (~1078−~1107)

Тогда оставляет Его дьявол, — и се, ангелы приступили и служили Ему

Три искушения победил Господь: чревоугодие, тщеславие и страсть к богатству, то есть корыстолюбие. Это — главная из страстей. Следовательно, победив их, гораздо легче одолеть и остальные. Поэтому и Лука говорит: «и окончив все искушение» (Лк 4:13), хотя Господь победил только главные из них. Поэтому ангелы служили Ему, чтобы показать, что и нам после победы они будут служить, ибо все это делает и показывает Христос ради нас. Ему же, как Богу, ангелы служат всегда.

Источник: Толкование на Евангелие от Матфея.

Евфимий Зигабен (~1050−~1122)

Тогда остави Его диавол

Лука же написал, что, окончив все искушение, дьявол отошел от Него до времени (Лк 4:13). Очевидно, что перечисленные выше три искушения суть главнейшие между другими, потому что отсюда происходят и все другие; но победивший эти страсти одержит победу и над всеми другими. А прибавление: до времени означает до времени козней иудейских, потому что тогда он опять боролся, но не сам, а чрез иудеев, как бы чрез некоторого рода органы. Три искушения победил Господь, именно: чревоугодия, тщеславия и любостяжания. Они составляют основы всех страстей; победивший их, тем более победит и остальные. Посему Лука говорит, что он окончил все искушение (Лк 4:13). А что Ему служат Ангелы, это показывает, что и нам после победы будут служить Ангелы. Все ради нас и делает, и показывает Христос, так как Ему, как Богу, всегда служат Ангелы.

и се, Ангелы приступиша и служаху Ему

Доколе продолжалась брань, Он не допускал являться Ангелам, чтобы не потерять того, кого надлежало уловить. Но когда победил всесильно противника и заставил бежать, тогда уже они являются, дабы ты знал, что и тебя примут и окружат Ангелы, когда ты победишь подобно Ему.

Источник: Толкование Евангелия от Матфея.

Михаил (Лузин) (1830−1887)

Тогда оставляет Его диавол, и се, Ангелы приступили и служили Ему

«Диавол оставил» Его, по Его повелению (ст. 10). — «Ангелы приступили»: «доколе продолжалась брань, Христос не допускал являться Ангелам, дабы сим не отогнать того, которого надлежало уловить. Но когда изобличил его во всем и заставил бежать, тогда явились и Ангелы» (Злат.).

Источник: Толкование на Евангелие от Матфея.

Лопухин А.П. (1852−1904)

Тогда оставляет Его диавол, и се, Ангелы приступили и служили Ему

(Мк 1:13). Слова Лк 4:13 “до времени” бросают некоторый свет на характер всех трех искушений, показывая, что они были главными, выдающимися и самыми сильными, но что диавол искушал Христа и после. Так как мы не знаем, чтобы диавол после являлся Христу для искушений в каком-либо чувственном виде, то отсюда можно было бы заключить, что и первые три главные искушения не были также грубо чувственными, т.е. что диавол и в это время не являлся Ему в каком-либо чувственном виде — И се, Ангелы приступили и служили Ему. У Луки нет ни слова о служении Ангелов; у Марка слово Ангелы поставлено с артиклем, у Матфея — без артикля. Трудно объяснить, отчего зависела подобная разница; но она едва ли дает право считать встречающиеся у Матфея и Марка сходные выражения (Марк: καὶ οἱ ἄγγελοι διηκόνουν αὐτῷ; Матфей: καὶ ἰδοὺ ἄγγελοι προσῆλθον καὶ διηκόνουν αὐτῷ) доказательством, что со второй половины 11 стиха Матфей, раньше вместе с Лукой следовавший к неизвестному источнику, теперь снова возвращается к Марку 1:12−13. Было ли явление Ангелов видимым, или только духовным, неизвестно. Но каково бы оно ни было, по-видимому, произвольно присоединять к евангельскому рассказу прибавку, что Ангелы “служили” Христу аllato cibo, — тем, что принесли Ему пищи. Может быть, было и так, но об этом ничего в Евангелиях не говорится и потому нам об этом ничего не известно. Логическое ударение как у Матфея, так и Луки стоит, по-видимому, не над тем, чем служили Христу Ангелы, а над тем, что они Ему именно служили. Диавол требовал от Него себе поклонения, Ангелы служили. Такая резкая перемена в указании отношений едва ли чает считаться только метафорическою. Выражение διηκόνουν (служили) означает некоторую продолжительность служения, а не кратковременный акт поклонения. В некоторых случаях оно указывает на “служение” или “прислуживание” за столом (Лк 4:39; 10:40; 12: 37; 17:8; Мф 8:15; Мк 1:31; Ин 12:2), но употребляется не всегда в таком значении, а означает и более общие услуги. Можно наблюдать здесь, что служение Ангелов соответствовало намерению Самого Христа “служить”. В отличие от δουλεύειν — διακονεῖν означает служение непринужденное, с любовью. Когда не было нужно, Христос не пользовался служением Ангелов (см. ст. 6 и 26:53); но в нужное время они начали служить Ему, как Отроку Всевышнего, по воле Самого же Господа.

Источник: Толковая Библия.

Троицкие листки

Тогда оставляет Его диавол, и се, Ангелы приступили и служили Ему

«Доколе продолжалась брань, — замечает святитель Иоанн Златоуст, — Христос не попускал являться Ангелам, дабы их явлением не отогнать того, кого надлежало уловить. А когда победил его и заставил бежать, тогда явились и Ангелы. Чем Ангелы Божии послужили Господу в пустыне — об этом в Евангелии не сказано: может быть, они принесли Ему пищи, в которой Он имел нужду, и таким образом, чудесно, помимо Его воли, утолили Его голод. Все это совершилось для тебя, христианин, поревнуй же и подражай победе Спасителя. Если кто из служителей демона приступит к тебе и, издеваясь над тобой, будет говорить: «переставь гору, если ты чудотворец и человек великий», ты не возмущайся и кротко отвечай, как отвечал Владыка Христос: «не искушай Господа Бога твоего». Не одного Владыку так искушал диавол: и против каждого из рабов Его он строит те же ковы, не только сам собой, но и через людей, собратий наших. Что же нам делать? Совершенно не верить ему, ненавидеть его, и чем более он обещает, тем более отвращаться от него. Он ведет с нами непримиримую брань: не столько мы заботимся о своем спасении, сколько он о нашей погибели. Будем отражать его победоносным оружием слова Божия: этим оружием Сам Начало, Вождь наш, Господь Иисус одержал благотворную и образцовую для нас победу над начальником зла. И троекратно этим мечом духовным пронзенный враг в изнеможении оставил место сражения. Вооружайся и ты, христианин, глаголом Божиим, держи его в твоей памяти и в твоем сердце, и никакое зло не будет для тебя непобедимо. И нас после победы над ним радостно встретят Ангелы, и будут ограждать во всех путях наших…

Источник: Троицкие листки. №801−1050.

Анонимный комментарий

Тогда оставляет Его диавол, и се, Ангелы приступили и служили Ему

Евангелист не сказал: «И сойдя, ангелы Божии служили Ему», — чтобы показать, что ангелы всегда пребывают на земле для служения Ему, но тогда по Божиему повелению отошли от Него, чтобы дать место дьяволу противостоять Христу; чтобы он, видя вокруг Него ангелов, не побоялся приблизиться к Нему. Так невидимым образом происходит и с каждым христианином. При людях постоянно находятся два ангела — добрый и злой. И пока рядом с нами стоит добрый ангел, злой ангел никоим образом не может ввергнуть нас в соблазн. Но по Божьему усмотрению добрый ангел немного отступает, а точнее, не отступает, а скрывается, сделавшись невидимым для дьявола, поскольку если добрый ангел не захочет, то не будет видим дьяволу. Итак, он удаляется, чтобы дать дьяволу возможность искушать, и, встав поодаль, ждет, каков будет исход искушения.

Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.