Библия » Новой Женевской Библии

1-я Паралипоменон 17 глава

17:1 — 29:30 Летописец обращается к рассказу о наиболее важном из того, что сделал Давид для Израиля, — о руководимых им подготовительных работах по строительству храма. Рассказ делится на шесть частей: данное Богом Давиду повеление начать подготовку к строительству храма (17:1−27), войны Давида (18:1 — 20:8), выбор места для будущего храма (21:1 — 22:1), назначение строителей (22:2−19), распоряжения Давида относительно служения в храме (23:1 — 27:34), народное ликование (28:1 — 29:30).

17:1−27 Рассказ о данном Богом Давиду повелении начать подготовительные работы по строительству храма делится на две части: пророчество Нафана о роде Давидовом (17:1−15), молитва, в которой Давид принимает Божие повеление (17:16−27). В данном случае летописец близко следует 2Цар 7:1−29.

17:1−15 Центральным для данного отрывка является древнееврейское слово, переводимое обычно как «дом». Этим словом здесь обозначается и дворец Давида (17:1), и дом Божий (храм) (17:4−6), и дом — династия потомков Давидовых (17:10). Увидев построенный для него дворец, Давид решил воздвигнуть дом для Бога, т.е. храм. Бог же возвестил ему, что Им будет воздвигнут дом (династия) Давида, а сын Давидов построит дом Ему, Господу.

17:7−14 Нафан сообщает об обетованиях Бога роду Давидову, данных в рамках заключенного с ним завета, прославлению которого посвящены Пс 88 и 131. Бог обещал, что потомки Давидовы будут вовеки царствовать над Израилем. Хотя отдельные цари из его рода и подвергались Им суровым карам (2Цар 7:14; 2Пар 6:16; Пс 88:30−32; Пс 131:11−12), в целом основанная Давидом династия никогда не отрешалась от престола на сколько-нибудь значительное время (2Цар 7:15−16; 2Пар 6:16; Пс 88:33−37). В глазах летописца завет с Давидом является залогом надежды на будущее восстановление Израиля (см. Введение: Характерные особенности и темы). Новозаветные тексты свидетельствуют о том, что обетования Давиду были исполнены во Христе.

17:13−14 Летописец не упоминает содержащейся в 2Цар 7:14 угрозы в адрес Соломона покарать его (и его потомков) в случае, если он впадет в беззаконие. Это умолчание можно объяснить его стремлением представить своим читателям Соломона в образе идеального правителя (см. ком. к 2Пар 1:1 — 9:31).

ему отцом... Мне сыном. Используемые здесь термины родства передают представление об особого рода усыновлении Богом избранного царя, что в корне отличалось от обычая обожествления царей, бытовавшего в других ближневосточных культурах. Авторы новозаветных текстов рассматривают эти слова в качестве предвосхищения пришествия Христа, последнего царя из рода Давидова (Мк 1:11; Лк 1:32−33; Евр 1:5). Христос — Сын Божий не только потому, что по плоти происходит от семени Давидова, но потому, что был зачат от Духа Святого (Лк 1:35) и является вторым Лицом Троицы (Ин 1:1−18; Ин 17:1).

милости Моей не отниму...престол его будет тверд вечно. Своей всевышней волей Бог определил род Давидов вовеки царствовать над Израилем. Хотя отдельные потомки его и бывали наказаны Богом (2Цар 7:14), Он затем неизменно восставлял на троне другого представителя того же рода. Это обетование служило залогом исполнения монархических чаяний современников летописца, а полное свое воплощение обрело в Иисусе Христе (см. ком. к 17:7−14 и 2Пар 21:7).

17:16 кто я..? Самоуничижение Давида полностью соответствует созданному летописцем идеализированному образу этого царя (см. ком. к 2Пар 2:6).

17:24 имя. См. ком. к 13:6.

Дом Божий: прежде и сейчас.

Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter

комментарии Женевской Библии на первую книгу Паралипоменон, 17 глава


«Свет на Востоке»

Публикуется с разрешения миссии «Свет на Востоке».
Новая Женевская учебная Библия.
© 1998, 2012.



2007–2022, сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите: bible-man@mail.ru.