Библия » НБК Новый Библейский Комментарий

2 Петра 0 2 послание Петра введение

Кто написал Второе послание Петра?

Его автор не оставляет никаких сомнений в этом, прямо заявляя о своем авторстве: «Симон Петр, раб и Апостол Иисуса Христа» (1:1). Он находился вместе с И исусом на горе Преображения (1:16−18), где, кроме него, с Ним были только Иаков и Иоанн (Мк 9:2−12). Он пишет о том, что это уже его второе послание своим читателям (3:1) и обращается к ним, как к давним знакомым (3:1, 8, 14, 17). Он называет Павла «возлюбленный брат наш» (3:15); он пишет, что вскоре должен умереть (1:14).

Нет никаких оснований подозревать, что эти сведения были вставлены в послание позднее, чтобы заставить людей принять его. Однако ныне высказывается предположение о том, что это «псевдо-эпиграфия», под которой понимается произведение, написанное после смерти выдающегося автора, и содержащее мысли, которые якобы он высказал в соответствующей ситуации. В поддержку этой точки зрения высказываются следующие соображения.

Во-первых, утверждается, что язык и стиль послания не похожи в 1Пет. Местами встречаются усложненные фразы, а сам стиль несколько напыщенный. Это особенно характерно для гл 2, где автор касается той же темы, что и в 1Пет 3:18−22. В любом случае 1 Пет. написано в другой манере, и, возможно, несет на себе отпечаток стиля Силуана (1Пет 5:12). В действительности же эти два послания обнаруживают большое сходство между собой. Некоторые характерные слова и речевые обороты встречаются только в этих двух посланиях и больше нигде в Новом Завете: напр., «благостию» — по отношению к Богу во 2Пет 1:3; 1Пет 2:9 — «совершенства»; «оставить» — 2Пет 1:14; 1Пет 3:21 — «омытие». Другие характерные речевые обороты и словосочетания: «братолюбие» (2Пет 1:7; 1Пет 2:12), слова с общим корнем «очевидцы» (2Пет 1:16; 1Пет 2:12; 3:2) и др. Сходны и формулировки, связанные с темой пророчеств (2Пет 1:20, 21; 1Пет 1:10−12), христианской свободы (2Пет 2:19; 1Пет 2:16) и последнего времени (2Пет 3:3, 10; 1Пет 1:5).

Сопоставление языка этого послания и высказываний Петра в Деян. обнаруживает использование сходной лексики: «благочестие» (2Пет 1:6; Деян 3:12), «беззаконные» (2Пет 2:8; Деян 2:23), «принявшим», «получившим» (2Пет 1:1; Деян 1:17). Сходная фразеология отмечается также во 2Пет 2:13, 15 («возмездие за беззаконие», «мзда неправедная») и в Деян 1:18 («неправедная мзда»). Оба текста — 2Пет 3:10 и Деян 2:20 — восходят к ветхозаветному образу «дня Господня» (Иоиль 2:31). Более поздние исследования показали, что возражения против авторства Петра, основанные на анализе языка, не имеют под собой веских оснований (более детально этот вопрос рассматривается в работе: Е. М. В. Green, 2 Peter and Jude [IVP, rev. edn. 1987], p. 16−19).

Во-вторых, свое сомнение в авторстве послания некоторые исследователи основывают на том, что раннехристианская церковь с некоторыми колебаниями включила его в новозаветный канон. Но факт его включения снимает сомнения, и это произошло в то время, когда гностики распространяли фиктивное послание Петра, что было твердо установлено.

В-третьих, вследствие того что во 2 Пет. содержится весть Послания Иуды почти в полном виде, многие предположили, что Иуд. представляет собой более раннее послание. А если бы Петр написал свое послание ранее, то Иуде незачем было бы писать свое. Однако, по мнению этих исследователей, такой выдающийся апостол, как Петр, не мог бы использовать материал брата Господа, который поверил в Него лишь после Его воскресения (см.: Мк 6:3; Ин 7:5). Этот аргумент малоубедителен. Иуда вполне мог использовать послание Петра, чтобы передать его весть церквам, которые не получили ее; также нет оснований утверждать, что Петр не должен был использовать другой источник. И он, и Иуда могли брать любой материал, где речь шла о борьбе с лжеучителями.

В-четвертых, некоторые исследователи приводят доводы против того, что 2 Пет. несет на себе свидетельство более поздней даты. Фактически, семена лжеучения, против которого направлено это послание, были уже заложены, коль скоро речь зашла об этом лжеучении в Колоссах (Кол 2:18), а его нравственные корни тесно ассоциируются с Коринфом (1Кор 5: 6:12−20). С другой стороны, учение во 2 Пет. о Втором пришествии Христа отражает (вместе с 1 Пет.) надежду на Его пришествие, которая была в раннехристианской церкви. Благочестивые люди с нетерпением ожидают это событие (3:12), и только насмешники («наглые ругатели» — 3:4) пытаются отрицать его. Это учение призывает здесь, как и в Первом послании, к святой жизни (ср.: 3:11−14 с 1Пет 1:7, 13, 17; 4:7, 13).

В последнее время многие консервативные богословы привлекают внимание к тому факту, что теория псевдоэпиграфии поднимает важные нравственные вопросы. Лжеучителя в новозаветную эпоху писали свои сочинения под вымышленными именами, и они обвиняли в том же Павла (2Фес 2:2; 3:17). Последующие поколения верующих тоже осуждали подобную практику. Трудно вообразить себе, что искренний автор мог включить ложное личное представление (см.: 1:1, 16−18 и 3:1) в послание, в котором внимание сосредоточено на святости и истине (1:3−4, 12; 3:11). Такой обман не мог быть в церкви, которая призывает всех своих членов ориентироваться на высшие нравственные критерии.

Когда и где было написано послание?

Судя по тексту 3:16, создается впечатление, что ряд посланий Павла уже был опубликован к тому времени, когда Петр приступал к написанию своих посланий.

Некоторые исследователи, исходя из 1:12−17, полагают, что в это время уже имели широкое хождения Евангелия, а текст 3:4 иногда приводится в качестве доказательства того, что ко времени написания данного послания первое поколение христиан уже ушло из жизни.

Ссылки из 2Пет. в других писаниях показывают, что оно было написано самое позднее в начале II в. Ересь, против которой направлен удар в гл 2, была еще в зачаточном состоянии, а это свидетельствует о том, что послание следовало бы датировать второй половиной I в. При условии признания Петра автором послания, дата его написания может определяться временем незадолго до смерти апостола (1:14), примерно в 60-х г. I в., что представляется наиболее вероятным.

В самом послании не содержится сведений о месте его написания. Если мы принимаем авторство Петра и тот факт, что свое первое письмо он написал в Риме (см.: Введение к 1 Пет.), то нельзя исключить, и даже вполне вероятно, что и это послание было написано в Риме.

Кому было адресовано послание?

Судя по 3:1, это послание было предназначено для тех же групп христиан, что и 1 Пет. В то же время текст 1:1 позволяет полагать, что оно было адресовано более широкому кругу читателей, который мог включать и тех, кто получил Первое послание и к кому относится сказанное в 3:1.

Его читатели, по всей видимости, принадлежали к христианским церквам, в которых начала распространяться ересь гностицизма, а мы знаем, что это имело место с давних времен в Малой Азии (см.: Кол.). В этих церквах были христиане и иудейского, и языческого происхождения (см.: Введение к 1 Пет.). Аргументы по поводу конкретной категории читателей, основанные на странных фразах, в равной мере неубедительны и здесь, как и в 1 Пет. Напр., если текст 1:1 мог быть обращен к христианам из язычников, то текст 3:2 к христианам из иудеев.

Представляет ли собой послание единое целое?

В последнее время высказывались предположения о том, что письмо первоначально состояло из гл 1 и 3, а гл 2 была вставлена позднее. Есть и другие предположения, напр., что каждая глава распространялась сначала по отдельности, при этом гл 1 была в первом письме, о котором говорится в 3:1; гл 3 — относится к напоминанию в 1:13, а гл 2 представляет собой более позднюю вставку. Существует и другой подход — пытаются отделить части послания, которые считаются разделами подлинного письма Петра, от тех, которые рассматриваются как более поздние вставки редактора.

Есть два веских аргумента, которые свидетельствую против таких гипотез: нет никаких свидетельств в MS, которые поддерживали бы предположение о том, что какая-либо часть послания распространялась когда-либо как самостоятельное, кроме того, все три главы обнаруживают характерное единство стиля.

Цель послания

В послании преобладают три мысли. Во-первых, автор заявляет, что ему осталось не долго жить в этом мире, а потому он стремится призвать своих христианских друзей продолжать возрастать в статусе учеников; во-вторых, распространение ложного учения может препятствовать такому росту, а потому оно должно быть отвергнуто; и в-третьих, пришествие Господа близко, Его народ должен быть готов к нему. Петр касался первой и последней темы в 1 Пет. Вероятно, главной причиной написания 2 Пет. послужило рассмотрение второй темы с позиций духовного возрастания и грядущей судьбы христиан.

Напоминает ли это послание другие произведения Нового Завета?

Даже беглое прочтение 2 Пет. показывает, что оно содержит большую часть Иуд 4- 18. Этот факт породил ряд гипотез.

Одни исследователи считают, что Иуд. было написано раньше, а потому Петр добавил так много к нему. Если во 2Пет. было написано вначале, то к Иуд. было бы добавлено лишь несколько стихов, которые уже были известны. Иуд. могло бы быть, однако, более кратким посланием Петра, обращенным к потребностям церквей, куда оно не было послано вначале. Другие, считая Иуд. более ранним посланием, говорят, что Петр смягчил резкий тон Иуд., сократил его метафоры и опустил его ссылки на апокрифы. Эти аргументы можно перевернуть, отнеся их к Иуде, который счел нужным переписать 2 Пет., чтобы сделать язык более жестким, ввел несколько завуалированную метафору и ссылки на апокрифы.

Высказывается и такая точка зрения, что 2 Пет. было написано ранее Иуд.; в поддержку приводятся вышеуказанные аргументы, которые можно повернуть любым путем. Некоторые полагают, что высокое положение Петра делает маловероятным тот факт, что он мог цитировать такого малоизвестного автора, каковым представлялся Иуда. Также говорится о том, что опасности, которые предвидел Петр в будущем (2:1), уже имели место во времена Иуды (4). Но Петр не отличается тем, что строго, с точки зрения грамматики, использует время глагола, и в 2:106−19 он говорит об этих учителях как о тех, кто уже начал свою работу.

Полагают также, что 2 Пет. и Иуд. имеют общий источник. Такое предположение было высказано ввиду проблем, связанных с этими двумя гипотезами. Даже при их разрешении остается не ясным, почему Иуда решил написать собственное послание, в котором столь много повторов оригинала. Гораздо более вероятно, что он сократил 2 Пет., приспособив его к собственным задачам.

При всем том, необходимо признать, что окончательного ответа на вопрос, какое послание было написано раньше, нет. 2 Пет., кроме всего прочего, отличается значительным сходством с другими частями Нового Завета, что отмечается в нижеследующем комментарии.

О чем говорит Петр своим читателям?

Целью 1 Пет. было духовное укрепление разрозненных групп христиан перед лицом испытаний, с которыми они время от времени могут сталкиваться. 2 Пет. было написано, чтобы вселить уверенность в христиан перед лицом двух опасностей, которые их поджидали: лжеучителя (2:1), распространявшие пагубные ереси, которые могли привести к безнравственному образу жизни (2:2, 13−15; ср.: Откр 2:14, 15; 20−24; Кол 2:8 — 3:17), а также скептики, или «наглые ругатели», которые отрицали Второе пришествие Христа и оправдывали тем самым свое аморальное поведение (3:3).

Петр решительно и твердо противопоставляет им истинное учение. Как и в 1 Пет., он иллюстрирует свою мысль на примере Господа Иисуса, фактах Его жизни (1:16−18), рассматривает христианскую веру как «путь истины» (2:2) и подчеркивает непреложность пришествия Иисуса (3:10). В свете этого чрезвычайно важно для христианина возрастать духовно (1:5−8; 3:18) и готовиться к пришествию Христа (3:11−14). Плотские устремления чреваты опасными последствиями (1:4; 2:10, 18; 3:5), напротив, христианин должен ревностно стремиться к исполнению своего Божественного предназначения (1:5, 10, 15; 3:14). Мы ожидаем нового неба и новой земли, когда на смену всем плотским устремлениям придет праведность Божья (3:13). В 3:1 Петр формулирует цель послания — побудить к здравомыслию; он обобщает сказанное в 1:5−8 о духовном возрастании христиан. Слова в 1:10, 11 служат ключом ко всему посланию. Именно христоцентричное мышление, ведущее к жизни под водительством Божьим, побуждает нас принять призыв Божий и помогает нам поддерживать ранее нарушенные отношения с Ним. Это служит движущей силой, способной приблизить нас к конечной цели вступления в царство Христово при Его пришествии.

Эти истины в равной мере важны и для современного христианина, который сталкивается с противостоянием в многоконфессиональном обществе или завлекающими, пагубными учениями Нового века, поскольку они не потеряли своей актуальности со времени, когда были написаны Петром для своих читателей.

Содержание

1:1, 2 Автор приветствует своих читателей

1:3−11 Призывк духовному возрастанию

1:3, 4 Помощь Божественного провидения

1:5−9 Цель: стать зрелыми учениками Христа

1:10, 11 Конечная цель: полное и окончательное спасение

1:12 — 2:22 Что лежит в основе этих истин?

1:12−15 Личный призыв Петра

1:16−18 Вера зиждется на фактах

1:19−21 Эти события подтверждают слова пророков

2:1−22 Мы должны проявлять бдительность по отношению к лжепророкам

3:1−16 Напоминание о пришествии Господа

3:1, 2 Напоминание об обетовании

3:3, 4 Предостережение против скептиков («наглых ругателей»)

3:5−7 Опасность неведения

3:8, 9 Почему Бог медлит

3:10−13 Подтверждение факта Пришествия и его последствий

3:14−16 Призыв к праведной жизни в свете посланий Павла

3:17, 18 Призывк твердой вере и духовному возрастанию; Петр воздает должное славе Бога

Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter

Новый Библейский Комментарий на 2 послание Петра, введение. Новый Библейский Комментарий.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.