Стих 1
О пророчестве, содержащемся в молитве и песне Аввакума.
А в своей молитве и песне кому, как не Господу Христу, говорит он: Господи, услышах слух Твой и убояхся.?
Стих 2
Господи, разумех дела Твоя и ужасохся! Ибо что означает это восклицание, как не невыразимое в словах удивление предугаданному новому и неожиданному спасению людей [Христом]? «Посреде двою животну познан будеши1 » — что это значит, как не среди двух заветов, или среди двух разбойников, или среди Моисея и Илии, беседовавших с Ним на горе? «Внегда смутитися души моей во гнев, милость (Твою) помянéши», — что это значит, как не то, что (пророк) представляет в своем лице иудеев, к коим принадлежал по своему происхождению? Смущенные великим гневом, они пригвоздили к кресту Христа, а Он, помня о милосердии, говорил: «Отче! прости им, ибо не знают, что делают» (34 Иисус же говорил: Отче! прости им, ибо не знают, что делают. И делили одежды Его, бросая жребий. Лк 23:34).
Примечания
- 1 — In medio duorum animalium cognosceris, и далее в этом же стихе: «внегда приближитися летом, познаешися; внегда прити времени, явишися».
Источник: О граде Божием". Книга 18. Глава XXXII. О пророчестве, содержащемся в молитве и песне Аввакума.
Стих 3
«Бог от Фемана грядет и Святый — от горы приосененныя чащи» Выражение «от Фемана» некоторые переводят «с юга» или «из Африки», чем обозначается полдень, т. е. пламень любви и блеск истины. Тенистую же и чащею покрытую гору можно объяснять различно; но я охотнее разумел бы под нею возвышенность божественных Писаний, пророчествовавших о Христе. Ибо там много предметов, покрытых тенью и мраком, которые дают упражнение уму исследователя. А приходит Он оттуда, когда там Его находит тот, кто их уразумевает. «Покрыло небеса величие Его, и славою Его наполнилась земля». Что это, как не то же, что говорится и в псалме: «Будь превознесен выше небес, Боже, и над всею землею да будет слава Твоя» (6 Будь превознесен выше небес, Боже, и над всею землею да будет слава Твоя! Пс 56:6)?
Стих 4
«Блеск ее — как солнечный свет» — что, как не «Слава о Нем просветит верующих». «Рóзи (рога) в руках его». Разве это не знак победы крестной?
Стих 5
«Пред лицем Его предыдет слово, и изыдет на поле по стопам Его»: что это значит, как не то, что о Нем предвозвещено было прежде, чем пришел Он сюда, и проповедано после того, как отошел отсюда?
Стих 6
«Он стал — и подвижеся земля»: не то ли значит, что Он стал, чтобы оказать помощь, что поколеблется земля, чтобы уверовать. «Воззрел — и в трепет привел народы», т. е. сжалился и обратил народы к покаянию. «Вековые горы распались», т. е. силою чудес сокрушена гордость надменных. «Первобытные холмы опали», т. е. уничижены на время, чтобы быть возвеличенными вечно. «Пути Его — вечные», т. е. видел подвиг любви, получивший вечную награду.
Стих 7
«Грустными видел я шатры Ефиопские; сотряслись палатки земли Мадиамской», т. е. народы, устрашенные внезапной вестью о чудесах Твоих, даже и не входящие в состав Римской империи, войдут в недра народа христианского.
Стих 8
«Разве на реки воспылал, Господи, гнев Твой? разве на реки — негодование Твое, или на море — ярость Твоя?». Это сказано потому, что Он пришел теперь не для того, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него (17 Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него. Ин 3:17). «Ты взошел на коней Твоих, на колесницы Твои спасительные» — т. е. Тебя понесут евангелисты Твои, Тобою управляемые, и Евангелие Твое — спасение для тех, которые уверуют в Тебя.
Стих 9
«Ты обнажил лук Твой по клятвенному обетованию, данному коленам», т. е. будешь угрожать судом Своим даже царям земли. «Реками разсядется земля», т. е. тогда польются речи проповедующих о Тебе, откроются для исповедания сердца людей.
Стих 10
Что значит: «Увидевши Тебя, вострепетали горы, ринулись воды», как не то, что будут блаженными, проливая слезы, что проходя здесь и там в лице повсюду благовествующих о Тебе, Ты разливаешь потоки учения? Что значит: «Бездна дала голос свой» ? Не глубина ли человеческого сердца выявила то, что ему представляется?
Стих 11
«Воздвижеся солнце и луна ста в чине своем», т. е Христос вознесся на небо, а Церковь учреждена под управлением Царя своего. «Во свете стрелы твоя пойдут, в блистании молний оружий твоих», т. е. слова Его понесутся не скрытыми, а явными, ибо Он сказал ученикам своим: «Что говорю вам в темноте, говорите при свете» (27 Что говорю вам в темноте, говорите при свете; и что на ухо слышите, проповедуйте на кровлях. Мф 10:27).
«О граде Божием" Кн. 18, Глава XXXII. О пророчестве, содержащемся в молитве и песне Аввакума.
Стих 12
Прещением умáлиши землю и яростию низложи́ши языки , т. е. смиришь людей угрозою, а тех, которые превозносятся, сокрушишь наказаниями.
«О граде Божием" Кн. 18, Глава XXXII. О пророчестве, содержащемся в молитве и песне Аввакума.
Стих 15
«И навел еси на море кони твоя, смущающия вóды многи» — здесь имеются в виду многие народы. Ибо одни не обратились бы из страха, другие не преследовались бы с яростью, если бы не были приведены в смятение все.
Стих 16
«Сохранихся, и убояся сердце мое от гласа молитвы устен моих, и вниде трепет в кости моя, и во мне смятеся крепость моя» . Он обратил внимание на то, о чем говорил, и сам устрашился своей речи, которая изливалась у него пророчески и в которой он созерцал будущее. Ибо при смущении многих народов он видел непрерывные скорби Церкви, сознавал себя ее членом и потому говорил как принадлежащий к числу терпеливых в скорби, постоянных в молитве (12 утешайтесь надеждою; в скорби будьте терпеливы, в молитве постоянны; Рим 12:12). «А я, — говорит он, — должен быть спокоен в день бедствия, когда придет на народ мой грабитель его», т. е. он решительно удаляется от злобного народа, родственного ему по плоти, — народа, который не странствует на сей земле, взыскуя горнего отечества.
Стих 17
«Хотя бы не расцвела смоковница и не было плода на виноградных лозах, и маслина изменила, и нива не дала пищи, хотя бы не стало овец в загоне и рогатого скота в стойлах». Пророку ясно видно, что народ, который убьет Христа, потеряет изобилие духовных богатств, которые, по пророческому обычаю, представляет под видом земного плодородия.
«О граде Божием" Кн. 18, Глава XXXII. О пророчестве, содержащемся в молитве и песне Аввакума.
Стих 18
Итак, поскольку народ этот заслужил гнев Божий, ибо, не зная правды Божией, захотел установить свою, то далее (пророк) говорит: Аз же о Господе возрадуюся, возвеселюся о Бозе Спасе моем.
Источник: «О граде Божием." Кн. 18, Глава XXXII. О пророчестве, содержащемся в молитве и песне Аввакума.
Стих 19
Господь Бог мой сила моя, и учинит нозе мои на совершение, и на высокая возводит мя, еже победити ми в песни его, т. е. в той песне, о которой нечто подобное говорится в псалме: «И поставил на камне ноги мои, и утвердил стопы мои; и вложил в уста мои новую песнь — хвалу Богу нашему» (3 извлек меня из страшного рва, из тинистого болота, и поставил на камне ноги мои и утвердил стопы мои; 4 и вложил в уста мои новую песнь — хвалу Богу нашему. Увидят многие и убоятся и будут уповать на Господа. Пс 39:3−4). Итак, тот побеждает в песне Господа, кто поет хвалу Ему, а не самому себе, соответственно выражению: «Хвалящийся хвались Господом» (31 чтобы было, как написано: хвалящийся хвались Господом. 1Кор 1:31) Но, на мой взгляд, некоторые кодексы, в коих стоит: «Возвеселюся о Боге Иисусе моем», излагают это место лучше, чем те, которые, желая это место перевести по-латыни, не поставили самого имени, сам звук которого нам любезен и приятен.
«О граде Божием" Кн. 18, Глава XXXII. О пророчестве, содержащемся в молитве и песне Аввакума.