От Матфея 25 глава

Евангелие от Матфея святое благовествование
Перевод Еп. Кассиана → Толкования Августина

Перевод Еп. Кассиана

1 Тогда подобно будет Царство Небесное десяти девам, которые, взяв светильники свои, вышли навстречу жениху.
2 Пять из них было неразумных, и пять разумных,
3 Неразумные, взяв светильники свои, не взяли с собой масла;
4 разумные же взяли масло в сосудах, вместе со светильниками своими.
5 А пока жених медлил, все они задремали и уснули.
6 В полночь же крик раздался: «вот жених, выходите навстречу».
7 Тогда встали все девы те и оправили светильники свои.
8 Неразумные же сказали разумным: «дайте нам от масла вашего, ибо светильники наши гаснут».
9 Но разумные ответили, говоря: «как бы не оказалось недостатка у нас и у вас. Пойдите лучше к продавцам и купите себе»,
10 Пока же они ходили покупать, пришел жених, и готовые вошли вместе с ним на брачный пир, и дверь была затворена.
11 После же приходят и прочие девы и говорят: «Господи! Господи! Отвори нам».
12 Он же ответил: «Истинно говорю вам: не знаю вас».
13 Итак, бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа.
14 Ибо будет, как с человеком, который, уезжая, позвал рабов своих и вручил им имение свое;
15 и одному дал он пять талантов, другому два, иному один, каждому по его силе; и уехал.
16 Тотчас пошел получивший пять талантов, вложил их в дело и приобрел другие пять;
17 также получивший два приобрел другие два;
18 получивший же один ушел, раскопал землю и скрыл деньги господина своего.
19 По долгом же времени приходит господин рабов тех и сводит с ними счет.
20 И подошел получивший пять талантов, принес другие пять и сказал: «господин, пять талантов ты мне вручил; вот, другие пять талантов я приобрел».
21 Сказал ему господин его: «хорошо, раб добрый и верный, в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего».
22 Подошел и получивший два таланта и сказал: «господин, два таланта ты мне вручил; вот, другие два таланта я приобрел».
23 Сказал ему господин его: «хорошо, раб добрый и верный, в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего».
24 Подошел же и тот, у кого был один талант, и сказал: «господин, я знал тебя, что ты человек жёсткий: жнешь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпал;
25 и в страхе пошел и скрыл талант твой в земле: вот тебе твое».
26 И ответил ему господин его: «лукавый раб и ленивый, ты знал, что я жну, где не сеял, и собираю, где не рассыпал?
27 Потому надлежало тебе дать деньги мои менялам, и придя, я получил бы свое с ростом.
28 Возьмите же у него талант и дайте имеющему десять талантов;
29 ибо каждому имеющему будет дано, и у него будет изобилие, а у неимеющего будет взято и то, что он имеет,
30 И негодного раба выбросьте во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов».
31 Когда же придет Сын Человеческий во славе Своей, и все ангелы с Ним, тогда сядет Он на престоле славы Своей,
32 и будут собраны перед Ним все народы; и Он отделит их друг от друга, как пастух отделяет овец от козлов;
33 и поставит овец по правую Свою сторону, козлов же по левую.
34 Тогда скажет Царь тем, кто по правую сторону Его: «придите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от основания мира.
35 Ибо голоден был Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и напоили Меня; странником был, и приняли Меня;
36 наг, и одели Меня; болен был, и посетили Меня; в тюрьме был, и пришли ко Мне».
37 Тогда ответят Ему праведные: «Господи, когда мы Тебя видели голодным, и накормили? Или жаждущим, и напоили?
38 Когда же мы видели Тебя странником, и приняли? Или нагим, и одели?
39 Когда же мы видели Тебя больным, или в тюрьме, и пришли к Тебе?»
40 И ответит им Царь: «истинно говорю вам: сделав для одного из братьев Моих меньших, вы для Меня сделали».
41 Тогда скажет и тем, кто по левую сторону: «идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его.
42 Ибо голоден был Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и не напоили Меня;
43 странником был, и не приняли Меня; наг, и не одели Меня; болен и в тюрьме, и не посетили Меня».
44 Тогда ответят и они: «Господи, когда мы видели Тебя голодным, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в тюрьме, и не послужили Тебе?»
45 Тогда Он ответит им: «истинно говорю вам: не сделав для одного из этих меньших, вы и для Меня не сделали».
46 И пойдут эти в муку вечную, праведные же в жизнь вечную.

Толкования Августина

Стих 2

Давайте поймем, возлюбленные, что притча эта ко всем нам, то есть всей Церкви, относится, а не только к духовенству, о котором говорили вчера, и не только к мирянам, но ко всем нам. А почему дев по пять? Эти пять и еще пять дев — это все души христиан. Но мы должны сказать, как чувствуем это по вдохновению Божьему, что это не любые души, но такие, которые имеют веру кафолическую и обнаруживают дела добрые в Церкви Божией. И даже о таких сказано: пять было мудрых и пять неразумных.

Проповеди 93.5Cl. 0284, 93.PL38.574.18

Стих 3

Что значит: не взяли с собою масла в сосудах своих? Что значит в сосудах своих? — В своих сердцах. Потому и говорит апостол: Ибо похвала наша сия есть свидетельство совести нашей (12 Ибо похвала наша сия есть свидетельство совести нашей, что мы в простоте и богоугодной искренности, не по плотской мудрости, но по благодати Божией, жили в мире, особенно же у вас. 2Кор 1:12). Там и есть масло, ценнейшее масло: оно — от дара Божьего. Люди могут налить масло в светильники, но создать оливу люди не могут. Вот, у меня есть масло: разве ты создал его? Нет, оно от дара Божьего. Есть у тебя масло, так носи его с собой. Что значит: носи с собой? Имей его в себе, как это угодно Богу. Заметь, что неразумные девы, которые не взяли с собою масла, искали угождения людям своей воздержанностью, за которую они и зовутся девами, и добрыми делами, когда несли светильники. А если они хотят угодить людям и потому делают все то, что похвально для людей, то они и не несут масла с собой.

Проповеди 93.7−8

С1. 0284, 93.PL38.575.35.

Стих 4

Нечто великое означает масло, слишком великое. Не думаешь ли, что это любовь? Если мы пойдем этим путем, то вреда высказыванию не принесем. Я скажу вам, почему мне кажется, что масло означает любовь. Апостол говорит: Я покажу вам путь еще превосходнейший (31 Ревнуйте о дарах больших, и я покажу вам путь еще превосходнейший. 1Кор 12:31). А также: Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я — медь звенящая или кимвал звучащий (1 Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я — медь звенящая или кимвал звучащий. 1Кор 13:1). Итак, вот он — превосходнейший путь, то есть любовь, по праву названный маслом. Ведь масло держится поверх любых других жидкостей. Налей воды, влей туда масло — и масло останется сверху. Налей масла, влей в него воды — и масло снова останется сверху. Если сохранишь обычный порядок, масло будет сверху; если изменишь порядок [следования], оно опять будет сверху. Любовь никогда не перестает (8 Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится. 1Кор 13:8).

Проповеди 93.4С1. 0284, 93.PL38.574.37.

Стих 5

Жених замедлил. Тогда задремали все и уснули. Что значит все? Мудрые и неразумные — все задремали и уснули. Подумаем, хорош ли сон этот? Что сон этот означает? Может ли это означать, что во время задержки жениха по причине умножения беззакония во многих охладеет любовь (12 и, по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь; Мф 24:12)? Не так ли нам следует понимать этот сон? Мне не нравится такое объяснение, и скажу, почему. Потому что среди них и мудрые. А когда Господь говорил: по причине умножения беззакония во многих охладеет любовь, то к этому Он прямо добавил: претерпевший же до конца спасется (13 претерпевший же до конца спасется. Мф 24:13). Где же эти мудрые? Разве нет их среди тех, которые претерпят до конца? Но они и не были бы допущены туда, если бы не претерпели до конца. Никакого охлаждения любви в них не произошло, любовь в них не охладела — она в них пылает до самого конца. А поскольку она пылает в них до конца, то для них открыты ворота жениха, то им сказано, чтобы входили, как тому превосходному рабу1 сказано было: войди в радость господина твоего (21 Господин его сказал ему: хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего. Мф 25:21, 23). Итак, что же значит: все уснули ? Есть и другой сон, которого никому не избежать. Не помните ли, как апостол сказал: Не хочу же оставить вас, братия, в неведении об умерших (13 Не хочу же оставить вас, братия, в неведении об умерших, дабы вы не скорбели, как прочие, не имеющие надежды. 1Фес 4:13). Почему же они названы усопшими2 , вместо того чтобы назвать их умершими каждого в свое время? Они бы и не были названы так, если бы не предстояло им восстать. Потому сказано, что они уснули. Ты думаешь, если она мудра, то ей не придется умереть? Неразумна дева, или мудра — всех ожидает сон смерти.

Примечания

  • 1 — В притче о талантах.
  • 2 — В латинском тексте на месте русского «об умерших» стоит слово "dormientes", буквально означающее "спящие».

Проповеди 93.5С1. 0284, 93.PL38.575.57.

Стих 6

Почему же в полночь? Потому что в это время не надеются, в это время не верят: ночь — это время незнания. Некто исчислит для себя: вот, от Адама прошло так много дней, и шесть тысяч лет совершилось 1 теперь наступает, как подсчитали некоторые толкователи, день суда. Но подобные расчеты приходят и уходят, а пришествие жениха все откладывается. Вот и девы, вышедшие навстречу ему, теперь спят. Но как раз когда не надеются, когда говорят: Его ожидали шесть тысяч лет, и они прошли; как нам знать, когда Он придет? — он и придет в полночь. Что значит в полночь? Значит, придет, когда ты не будешь знать.

Примечания

  • 1 — Представление о том, что род человеческий завершится через шесть тысяч лет, было широко распространено среди ранних христиан: тысячелетие соответствовало каждому из шести дней творения, к ним прибавляется седьмое тысячелетие как эсхатологический день покоя. Августин отвергает подобные хронологические исчисления и предостерегает своих слушателей от того, чтобы возлагать на них надежды и ожидания.

Проповеди 93.7С1. 0284, 93.PL38.576.46.

Стих 8

Светильники их стали угасать, и тогда неразумные девы обратились к девам разумным: дайте нам вашего масла, потому что светильники наши гаснут. Они просили того, к чему привыкли, — светить от чужого масла, искать чужой похвалы.

Проповеди 93.8

С1. 0284, 93.PL38.577.40.

Стих 9

А мудрые отвечали: чтобы не случилось недостатка и у нас и у вас, пойдите лучше к продающим и купите себе. Это ответ не дающих совет, а упрекающих. Почему они рассержены? Потому что были мудрыми, потому что мудрость была в них. Они не своей мудростью были мудры, но была в них та мудрость, о которой написано в некоем Писании, что мудрость скажет отвергшим ее, когда они впадут в зло, о котором она их предупреждала: За то и я посмеюсь вашей погибели; порадуюсь, когда придет на вас ужас (26 За то и я посмеюсь вашей погибели; порадуюсь, когда придет на вас ужас; Притч 1:26). Пойдите лучше к продающим и купите себе — вы, никогда не желавшие жить добропорядочно, но лишь ради похвалы от людей, продававших вам масло. Кто они — продававшие масло? Это те, кто продает похвалы. А кто же их продает, как не льстецы? Сколь же лучше было бы для вас не соглашаться молчаливо с льстецами, а носить масло внутри себя и ради доброй совести вершить дела добра. Что же, идите к продающим, вы так привыкли поступать. Мы же масла не дадим. Почему? Чтобы не случилось недостатка и у нас и у вас. Что значит: не случилось недостатка? Это сказано не с отчаянием, но в трезвом и благочестивом смирении. Ведь хотя человек добрый имеет чистую совесть, но как ему знать, что рассудит о нем Тот, Кого невозможно обмануть? Он имеет чистую совесть; не прельщают его зародившиеся в сердце греховные помыслы. Но пусть и чиста его совесть, по причине повседневных грехов человеческой жизни он каждый день просит Бога: Прости нам долги наши, предполагая, что уже сделал то, что за этим следует: как и мы прощаем должникам нашим (12 и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим; Мф 6:12). Он разламывал хлеб для алчущего от сердца, он одевал нагого от сердца, из того масла внутри себя он творил дела добра — однако на том суде содрогнется даже его добрая совесть.

Проповеди 93.8−9С1. 0284, 93.PL38.578.4.

Стих 10

Не стоит удивляться, что именно когда они пошли покупать, когда искали похвалы, [тогда] и не находи-ли; когда искали утешения и не находили — вот тогда двери затворились, пришел жених, и невеста, Церковь, прославлена была со Христом, собрав всех членов своих воедино.

Проповеди 93.9

С1. 0284, 93.PL38.579.24.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.