Деяния 12 глава

Деяния святых апостолов
Перевод Еп. Кассиана → Комментарии Баркли

Перевод Еп. Кассиана

1 А в то время царь Ирод наложил руки на некоторых, принадлежащих к церкви, чтобы сделать им зло.
2 Он убил Иакова, брата Иоаннова, мечем,
3 Увидев же, что это приятно Иудеям, решил задержать кроме того и Петра: а были дни Опресноков.
4 Он и взял его, посадил в тюрьму и поручил четырем четверицам воинов стеречь его, намереваясь после Пасхи вывести его к народу.
5 Итак, Петра стерегли в тюрьме, а церковь усердно молилась о нем Богу.
6 Когда же Ирод собирался вывести его, — в ту ночь Петр спал между двумя воинами, связанный двумя цепями, и стражи у двери стерегли тюрьму.
7 И вот предстал ангел Господень, и свет воссиял в темнице. Толкнув Петра в бок, он разбудил его, говоря: встань скорее. И спали цепи его с рук.
8 И сказал ему ангел: опояшься и надень твои сандалии. И он сделал так. И говорит он ему: оденься в одежду твою и следуй за мной.
9 И выйдя, он следовал за ним, и не знал, что творимое ангелом есть действительность, но думал, что видит видение,
10 Пройдя же первую стражу и вторую, они пришли к железным воротам, ведущим в город, которые сами собой отворились им, и выйдя, они прошли одну улицу, и тотчас отделился от него ангел,
11 И Петр, придя в себя, сказал: теперь я вижу воистину, что послал Господь ангела Своего и избавил меня от руки Ирода и от всего, чего ждал народ Иудейский.
12 И осмотревшись, он пришел к дому Марии, матери Иоанна, прозываемого Марком, где многие собрались и молились.
13 И когда он постучался в дверь в воротах, подошла послушать служанка, по имени Рода,
14 и, узнав голос Петра, от радости не отворила ворот, но вбежав, объявила, что Петр стоит у ворот.
15 А они ей сказали: ты не в своем уме. Но она утверждала, что это так. А они говорили: это ангел его.
16 Между тем Петр продолжал стучаться. И отворив, увидели его и изумились.
17 Он же, дав им знак рукой, чтобы молчали, рассказал им, как Господь его вывел из тюрьмы, и сказал: объявите об этом Иакову и братьям. И выйдя, направился в другое место.
18 А когда настал день, было немалое волнение среди воинов: что же случилось с Петром?
19 Ирод же, поискав его и не найдя, подверг стражей допросу и повелел казнить. И отправившись из Иудеи в Кесарию, оставался там.
20 Он был крайне раздражен на Тирян и Сидонян; они же, с общего согласия, явились к нему и, склонив на свою сторону Власта, постельничего царского, просили мира, так как область их питалась от области царской.
21 В назначенный же день Ирод, одевшись в царскую одежду, сел на возвышенном месте и держал к ним речь.
22 А народ восклицал: голос бога, а не человека!
23 И тотчас поразил его ангел Господень за то, что не воздал он славы Богу, и, изъеденный червями, он испустил дух.
24 А слово Божие росло и распространялось.
25 Варнава же и Савл, исполнив служение, возвратились из Иерусалима, захватив с собой и Иоанна, прозванного Марком.

Комментарии Баркли

АРЕСТ И ОСВОБОЖДЕНИЕ (Деян 12:1−11)

На Церковь, и особенно на ее руководителей, надвигалась новая волна преследований, спровоцированная царем Иродом. Давайте сперва бросим беглый взгляд на дом Ирода и посмотрим, какое отражение он получил в Новом Завете.

Первый царь из дома Иродов, о котором упоминается в Новом Завете, в Мф 2 — Ирод Великий, правивший приблизительно с 41 г. до Р.Х. по 1 г. то есть, когда родился Иисус. Это он принимал волхвов с востока и приказал убить младенцев. Он был женат десять раз. Следующие члены его семьи упоминаются на страницах Нового Завета:

1) Ирод Филипп Первый. Он был первым мужем Иродиады, повинной в смерти Иоанна Крестителя. Он упоминается под именем Филиппа у Мф 14:3; Мк 6:17; Лк 3:19. Он не имел никакого официального титула. Он был отцом Саломеи.

2) Ирод Антипа, был четверовластником в Галилее и Перее. Он был вторым мужем Иродиады и одобрил казнь Иоанна Крестителя. Это тот самый Ирод, на суд которого Понтий Пилат послал Иисуса (Лк 23:7 и далее).

3) Ирод Архелай, был правителем Иудеи, Самарии и Идумеи. Он был очень плохим правителем, был смещен и выслан из страны (Мф 2:22).

4) Ирод Филипп Второй, был четверовластником над Итурией и Трахонитской областью. Он основал город Кесарию Филиппова, названный в его честь. В Новом Завете он назван Филиппом и упоминается у Лк 3:1.

5) Другого сына Ирода Великого звали Аристовулом. Его мать Марианна, принцесса — потомок великих Маккавейских героев. Он был убит своим отцом, но оставил сына по имени Ирод Агриппа. Именно этот Ирод упоминается в настоящем отрывке гл. 12.

6) Завершая список, можно упомянуть, что Ирод Агриппа был отцом а) Ирода Агриппы Второго, который расследовал дело Павла и перед которым Павел произнес свою речь (Деян 25 и 26). 6) Вереники, упоминаемой вместе с братом при расследовании дела Павла, в) Друзиллы, которая была женою правителя Феликса, судившего Павла (Деян 24:24).

Из этой родословной видно, что Ирод Агриппа был прямым потомком Маккавеев через свою мать Марианну. Он получил образование в Риме, но усердно развивал искусство иудеев, и старательно исполнял закон и все иудейские обычаи. Поэтому он пользовался любовью народа; и для достижения еще большей популярности у правоверных иудеев, он решил усилить преследования христиан и их руководителей. Уже само его поведение вовремя ареста Петра показывает его стремление расположить к себе иудеев. 14-го нисана начиналась Пасха. В этот день и в следующие семь дней запрещалось употреблять тесто на закваске, и поэтому, вся эта неделя называлась неделей опресноков. В течение этого времени нельзя было проводить суд или казнь, и поэтому Ирод отложил казнь Петра до конца недели. Ужас этой волны преследования христиан обусловлен не чьими-то принципами, а исключительно стремлением Ирода завоевать популярность у народа.

РАДОСТЬ ОСВОБОЖДЕНИЯ (Деян 12:12−19)

Были приняты самые тщательные предосторожности, чтобы Петр не совершил побега. Его охраняли четыре группы воинов, каждая состоящая из четырех человек, по три часа каждая. Обычно узника приковывали правой рукой к левой руке стражника; Петр же был прикован обеими руками, каждая к одному из стражников, а два других воина четверки охраняли у двери. Больших предосторожностей нельзя было придумать. Когда Петр был освобожден ангелом, то его стражу увели на казнь. Закон гласил: если преступник сбежал, то стража несла наказание, которое полагалось понести преступнику.

Когда Петр вышел из тюрьмы, он направился прямо к дому Марии, матери Иоанна, называемого Марком. Отсюда мы узнаем, что этот дом и был основным местом сбора членов Иерусалимской церкви. Высказывались предположения, что в этом доме состоялась тайная вечеря, и что он продолжал оставаться местом сбора Иерусалимских учеников. Обратите внимание на то, что делали в это время христиане: Они молились. Когда перед ними вставали трудности, они молились Богу.

Из этого отрывка мы впервые узнаем имя действительного руководителя христианской церкви в Иерусалиме. Петр говорит братьям, чтобы они пошли и сообщили новость Иакову. Это брат Иисуса Христа. В нем есть нечто загадочное. На Востоке существовал обычай, что следующий по старшинству брат продолжал дело покойного старшего брата; но из Евангелий мы знаем, что братья Иисуса не верили в Него (Иоанн. 7:5), и что они действительно считали, что Он вышел из себя (Мк 3:21). При Его жизни Иаков не поддерживал Иисуса. Но воскресении Христос явился Иакову особо (1Кор 15:7). В апокрифах согласно арамейскому тексту, сказано, что после смерти Иисуса Иаков дал обет не есть и не пить до тех пор, пока не увидит Иисуса, и Иисус явился ему. Вероятней всего, смерть Иисуса произвела на Иакова такое сильное впечатление, что, когда он увидел умирающего Иисуса, то осознал, Кто в действительности был его Брат, и посвятил всю свою жизнь служению Ему. Разительная перемена, произошедшая с Иаковом, может служить еще одним важным примером того радикального изменения, которое оказывает на людей распятие.

УЖАСНАЯ КОНЧИНА (Деян 12:20−25)

Между Иродом и городами Тиром и Сидоном была вражда, вызывавшая у жителей названных городов большую озабоченность. Их земли лежали к северу от Палестины и Ирод мог серьезно ухудшить их положение. Стоило ему, например, запретить экспорт палестинских товаров через эти порты, и их доходы сильно упали бы.

Более того, в обеспечении продуктами питания эти города полностью зависели от Палестины, и, если бы поставки продуктов прекратились, положение этих городов стало бы очень серьезным. Поэтому жители Тира и Сидона склонили на свою сторону постельника Власта и в надлежащее время состоялось публичное заседание. Иудейский историк Иосиф (Флавий) пишет, что на второй день празднеств Ирод вошел в театр, одетый в серебристое платье. Солнце сияло на серебре и народ закричал, что это сходит к ним бог. Но вдруг какая-то внезапная и ужасная болезнь поразила Ирода, от которой он уже никогда не оправился.

Стихи 24 и 25 возвращают нас назад к Деян 11:27−30. Павел и Варнава исполнили возложенную на них благотворительную миссию по отношению к Иерусалимской церкви и вернулись в Антиохию, взяв с собой Иоанна, прозванного Марком.

ПЕРВОЕ МИССИОНЕРСКОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ

В Деян 13 и 14 рассказывается о первом миссионерском путешествии. Павел и Варнава отправились из Антиохии. Антиохия была расположена на расстоянии двадцати четырех километров вверх по реке Оронте, так что они отправились в это путешествие из Селевкии, служившей гаванью для Антиохии. Оттуда они направились морем в Кипр, где проповедовали слово Божие в Саламине и в Пафе. Из Пафы они отплыли в Пергию, в Памфилии. Памфилия прибрежная провинция с низменным ландшафтом; они не стали проповедовать там, потому что здоровье Павла не позволяло ему проживать там. Павел и Варнава направились вглубь острова и прибыли в Антиохию Писидийскую. Когда обстоятельства там стали угрожающими, они пошли в Иконию, отдаленную на 144 километров от Антиохии Писидийской. Но и здесь им угрожала опасность, и они пошли еще дальше в Листру, до которой было около 30 километров. После того, как на них было совершенно нападение, они пошли еще дальше в Дервию, месторасположение которой до сих пор точно не установлено. Оттуда они направились обратно домой и пришли в Листру, Иконию и Антиохию Писидийскую. После того как они проповедовали слово Божие в Пергии и Памфилии, они сели на судно в Атталии, главном порту Памфилии и отплыли через Селевкию в Антиохию. Все это путешествие заняло около трех лет.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.