Esther 3 глава

Esther
Darby Bible Translation → Толкование Далласской семинарии

Darby Bible Translation

Haman Plots against the Jews

1 After these things king Ahasuerus promoted Haman the son of Hammedatha the Agagite, and advanced him, and set his seat above all the princes that were with him.
2 And all the king's servants that were in the king's gate bowed and did Haman reverence, for the king had so commanded concerning him. But Mordecai bowed not, nor did [him] reverence.
3 Then the king's servants, who were in the king's gate, said to Mordecai, Why transgressest thou the king's commandment?
4 And it came to pass as they spoke daily to him, and he hearkened not to them, that they informed Haman, to see whether Mordecai's matters would stand; for he had told them that he was a Jew.
5 And when Haman saw that Mordecai bowed not, nor did him reverence, Haman was full of fury.
6 But he scorned to lay hands on Mordecai alone; for they had made known to him the people of Mordecai; therefore Haman sought to destroy all the Jews that were in all the kingdom of Ahasuerus -- the people of Mordecai.
7 In the first month, that is, the month Nisan, in the twelfth year of king Ahasuerus, they cast Pur, that is, the lot, before Haman for each day and for each month, to the twelfth [month], that is, the month Adar.
8 And Haman said to king Ahasuerus, There is a people scattered abroad and dispersed among the peoples in all the provinces of thy kingdom; and their laws are diverse from [those of] every people, and they keep not the king's laws; and it is not for the king's profit to suffer them.
9 If it please the king, let it be written that they may be destroyed, and I will pay ten thousand talents of silver into the hands of those that have charge of the affairs, to bring [it] into the king's treasuries.
10 And the king took his ring from his hand, and gave it to Haman the son of Hammedatha the Agagite, the Jews' enemy.
11 And the king said to Haman, The silver is given to thee, the people also, to do with them as seems good to thee.
12 Then were the king's scribes called, in the first month, on the thirteenth day of the [month], and there was written according to all that Haman commanded unto the king's satraps, and to the governors over every province, and to the princes of every people; to every province according to the writing thereof, and to every people according to their language: in the name of king Ahasuerus was it written, and sealed with the king's ring.
13 And the letters were sent by couriers into all the king's provinces, to destroy, to kill, and to cause to perish, all Jews, both young and old, little children and women, in one day, upon the thirteenth of the twelfth month, that is, the month Adar, and [to take] the spoil of them for a prey.
14 That the decree might be given in every province, a copy of the writing was published to all peoples, that they should be ready against that day.
15 The couriers went out, being hastened by the king's commandment, and the decree was given in Shushan the fortress. And the king and Haman sat down to drink; but the city of Shushan was in consternation.

Толкование Далласской семинарии

2. ВОЗВЕЛИЧЕНИЕ АМАНА (3:1−6)

Есф 3:1. Через какое-то время после описываемых событий «Артаксеркс» сделал самым доверенным своим сановником некоего Амана… Вугеянниа. Другое, весьма распространенное, написание слова «Вугеянин» — «Агагит»; отсюда оно расшифровывается некоторыми как «потомок Агага» (имя древнего царя амаликитян). К примеру, Иосиф Флавий считал Амана амаликитянниом.

Но не все разделяют эту точку зрения, выражая сомнение в том, что высокопоставленный персидский сановник мог происходить из западно-семитского племени, жившего в Палестине за 600 лет до описываемых событий. Относительно недавно археологами была обнаружена надпись, из которой следует, что в Персидской империи имелась провинция под названием «Агаг»; может быть, оттуда и был родом Аман.

Есф 3:2−4. Царь издал приказ, обязав всех «служащих при нем» падать ниц пред Аманом. И хотя это не было равносильно акту поклонения божеству (как в случае с тремя юношами в книге Даниила; Дан 3:8−13) упорное нежелание Мардохея склоняться перед Аманом могло быть как-то связано с его иудейским вероисповеданием, запрещавшим «падать ниц» перед кем-нибудь, кроме Иеговы.

Во всяком случае из последней фразы стих 4 следует, что свой отказ подчиниться «повелению царскому» (стих 3) Мардохей обосновывал тем, что он — Иудеянин. И все же можно думать, что не столько скрупулезным следованием религиозному закону, сколько гордостью, объяснялось нежелание Мардохея воздавать почести персидскому сановнику.

Фразе устоит ли в слове своем Мардохей (русский текст) в англ. тексте Библии соответствует (примерно) следующее: «чем закончится для Мардохея его поведение, станут ли его терпеть». По смыслу это, однако, почти одно и то же: «служащим», донесшим Аману на Мардохея, интересно было посмотреть, «устоит ли» Мардохей в упрямстве своем, или будет сломлен силой Амана.

Есф 3:5−6. Непокорность Мардохея так в конце-концов озлобила Амана, что он решил, что наложить руку на него одного будет слишком мало, и задумал Аман истребить всех Иудеев, соплеменников Мардохея, по всему царству Персидскому. Перед нами ранний пример готовившейся в массовом масштабе антисемитской акции. Литературное повествование об этом дважды достигает высшего напряжения — здесь и в тот момент, когда Аман сознает, что сам стал жертвой своего заговора против евреев (7:6).

Итак, Аман планировал уничтожение евреев во всем царстве «Артаксеркса», значит, и в Палестине, где жили в это время люди, подчинившиеся Господу и возвратившиеся в землю обетованную, чтобы там поклоняться Ему в восстановленном храме и жить в соответствии с требованиями закона Моисеева (толкование на. Езд 1−6).

Гибель тысяч иудеев помешала бы осуществлению Божиих планов; однако любую «помеху» сокрушает сила Его. Любым человеческим намерениям, внушенным силой зла, в состоянии воспрепятствовать Бог (Иов 42:2), совершающий порой явные чудеса или дела на грани сверхъестественного, порой же действующий посредством случайных как будто совпадений, как в данном повествовании.

Б. Аман склоняет царя к мысли об истреблении иудеев (3:7−15)

1. АМАН БРОСАЕТ ЖРЕБИЙ (3:7−9)

Есф 3:7. Этот стих звучит не вполне ясно, но смысл его, видимо, в том, что, начиная с первого месяца (т. е. Нисана, или апреля-мая) года (двенадцатого года правления «Артаксеркса»), по приказу Амана изо дня в день… бросали пур (жребий по-вавилонски), чтобы определить наилучшее время для совершения массовой акции по уничтожению иудеев. Прошло четыре с половиной года, как Есфирь стала (в 478 г. до Р. Х.; 2:16) царицей. Наконец жребий, или пур (отсюда название праздника Пурим, 9:26) пал (указал) на двенадцатый месяц… Адар (474-года) как на благоприятное время.

В системе религиозных верований персов большое значение придавалось судьбе и случаю. Потому и Аман, не раздумывая, подчинился «диктату жребия». Едва ли сознавал он, что Бог, сотворивший все сущее и контролирующий все дела и события, определил и эту ситуацию, которая лишь по видимости определена была «пуром» (сравните Притч 16:33; толкование на Деян 1:26).

Господь, между тем, уже направлял развитие событий и человеческие настроения и решения так, чтобы все это вкупе привело Его народ к избавлению от гибели, уготованной ему Аманом. Итак, был месяц Адар (февраль-март), и назначен был день — 13-ый день этого месяца (3:13; сравните 8:12; 9:1) для уничтожения иудеев от мала до велика «по всем областям» (стих 8).

Есф 3:8−9. И явился Аман к царю со своим «предложением», ложно и огульно обвинив всех евреев в том, что они живут по своим законам, и законов царя… не выполняют. Зачем же ему терпеть их в качестве своих подданных! — воскликнул он.

Судя по стиху 9, Аман выразил готовность внести в казну царскую свой «вклад» (для осуществления задуманной им акции) — громадную сумму денег (десять тысяч талантов серебра по весу составляли более 300 тонн его). Иначе говоря, он предлагал царю своего рода взятку. Несомненно человек очень богатый, Аман мог, тем не менее, рассчитывать на то, что сумма, предложенная им Ксерксу, «окупится» — после конфискации имущества евреев. Царь, однако, взять у Амана его серебро не пожелал (стих 11).

2. РАЗРЕШЕНИЕ ЦАРЯ ПОЛУЧЕНО (3:10−11)

Есф 3:10−11. Можно лишь удивляться тому, с какой готовностью принимал могущественный царь советы своих сановников (сравните 1:16−22; 2:2−4). Видимо, не слишком утруждая себя раздумьями, принял он и совет Амана; в знак того, что официально разрешает ему поступить с этим народом, как ему угодно, царь отдал… Аману свой перстень-печать, чтобы скрепить указ против Иудеев (сравните 8:8; Дан 6:17). Заметим в этой связи, что четырежды на страницах книги Есфирь назван Аман «врагом Иудеев» (7:6; 8:1; 9:10, 24). Ни Аман ни сам царь не подозревали, какую роль сыграет в этом зловещем деле царица-еврейка Есфирь.

3. ПИСЬМА, ПРИЗЫВАЮЩИЕ УБИВАТЬ ИУДЕЕВ, РАЗОСЛАНЫ ПО ВСЕЙ ИМПЕРИИ (3:12−15)

Есф 3:12−15. Одинакового содержания письма с повелением истребить Иудеев от мала до велика написаны были многочисленными писцами на языках всех народов Персидской империи. «Скрепленные царским перстнем», они были приравнены закону (стих 14), и быстро доставлены гонцами во все области. Аман предписывал от имени царя погубить евреев, где бы они ни жили, а имущество их разграбить (стих 13). Это должно было произойти в марте 474 г. до Р. Х.

Указ царя вызвал смятение в Сузах. Возможно, потому, что до сих пор столь кровожадного указа из царского дворца не исходило. И даже в глазах древневосточного общества, жившего по жестоким обычаям, он был жесток чрезмерно. Не исключено, что, читая письмо, составленное Аманом, представители других народов задавались вопросом: а не их ли очередь следующая?



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.