Есфирь 3 глава

Книга Есфирь
Библейской Лиги ERV → Толкование Далласской семинарии

Библейской Лиги ERV

1 После того как это произошло, царь Артаксеркс оказал почёт Аману, сыну Амадафа вугеянина. Царь возвысил Амана, и тот занял место более почётное, чем другие вожди.
2 Все царские вожди, которые находились у царских ворот, кланялись и падали ниц перед Аманом, потому что так приказал царь. Мардохей же отказывался кланяться и отдавать честь Аману.
3 Царские вожди у ворот спрашивали Мардохея:
«Почему ты не подчиняешься царскому приказу кланяться Аману?»
4 День за днём царские вожди спрашивали об этом Мардохея, но он отказывался подчиниться приказу кланяться Аману. Тогда вожди рассказали об этом Аману, так как хотели посмотреть, что он сделает с Мардохеем, который ещё раньше сказал этим вождям, что он еврей.
5 Когда Аман увидел, что Мардохей отказывается кланяться и не падает ниц перед ним, он очень разгневался.
6 Аман узнал, что Мардохей был евреем, но ему недостаточно было убить одного Мардохея. Аман хотел найти способ уничтожить весь его народ, то есть всех евреев, которые жили в царстве Артаксеркса.
7 На двенадцатом году царствования Артаксеркса, в первом месяце, месяце нисане, Аман бросил жребий, чтобы выбрать особый день и месяц. И был выбран двенадцатый месяц, месяц адар. (В то время жребий называли «пур»).
8 Тогда Аман пришёл к царю Артаксерксу и сказал:
«Царь Артаксеркс, среди нас живёт один народ, рассеянный между народами по всем областям твоего царства. Эти люди живут отдельно от других народов, их обычаи отличаются от обычаев всех других народов, и они не подчиняются царским законам. Царю не следует позволять им продолжать жить в твоём царстве.
9 Если царю угодно, то у меня есть предложение. Прикажи уничтожить этих людей, а я дам 10 000 талантов серебра в царскую казну, чтобы заплатить людям, которые это сделают».
10 Тогда царь снял со своего пальца перстень и отдал его врагу евреев Аману, сыну Амадафа вугеянина.
11 Царь сказал ему:
«Делай с этими людьми всё что захочешь, а собранные деньги можешь оставить себе».
12 На тринадцатый день первого месяца были созваны царские писари, которые записали все приказы Амана на языке каждой области и каждого народа. Они написали царским сатрапам (вождям), начальникам всех областей и вождям каждого народа от имени самого царя Артаксеркса, а затем скрепили приказ царским перстнем.
13 Гонцы разнесли письма по всем областям. В письмах был приказ царя истребить, убить и полностью уничтожить всех евреев, молодых и старых, женщин и детей. Было приказано убить всех евреев в один день, в тринадцатый день двенадцатого месяца, то есть месяца адара. Приказано было также забрать всё имущество, принадлежащее евреям.
14 Копия письма с этим приказом должна была стать законом в каждой области, и этот закон должен был быть объявлен всем народам, живущим в царстве, чтобы эти люди были готовы к назначенному дню.
15 По приказу царя, отданному в столичном городе Сузы, гонцы поспешно отправились в путь. После этого царь и Аман сели, чтобы выпить, в то время как город Сузы был охвачен смятением.

Толкование Далласской семинарии

2. ВОЗВЕЛИЧЕНИЕ АМАНА (3:1−6)

Есф 3:1. Через какое-то время после описываемых событий «Артаксеркс» сделал самым доверенным своим сановником некоего Амана… Вугеянниа. Другое, весьма распространенное, написание слова «Вугеянин» — «Агагит»; отсюда оно расшифровывается некоторыми как «потомок Агага» (имя древнего царя амаликитян). К примеру, Иосиф Флавий считал Амана амаликитянниом.

Но не все разделяют эту точку зрения, выражая сомнение в том, что высокопоставленный персидский сановник мог происходить из западно-семитского племени, жившего в Палестине за 600 лет до описываемых событий. Относительно недавно археологами была обнаружена надпись, из которой следует, что в Персидской империи имелась провинция под названием «Агаг»; может быть, оттуда и был родом Аман.

Есф 3:2−4. Царь издал приказ, обязав всех «служащих при нем» падать ниц пред Аманом. И хотя это не было равносильно акту поклонения божеству (как в случае с тремя юношами в книге Даниила; Дан 3:8−13) упорное нежелание Мардохея склоняться перед Аманом могло быть как-то связано с его иудейским вероисповеданием, запрещавшим «падать ниц» перед кем-нибудь, кроме Иеговы.

Во всяком случае из последней фразы стих 4 следует, что свой отказ подчиниться «повелению царскому» (стих 3) Мардохей обосновывал тем, что он — Иудеянин. И все же можно думать, что не столько скрупулезным следованием религиозному закону, сколько гордостью, объяснялось нежелание Мардохея воздавать почести персидскому сановнику.

Фразе устоит ли в слове своем Мардохей (русский текст) в англ. тексте Библии соответствует (примерно) следующее: «чем закончится для Мардохея его поведение, станут ли его терпеть». По смыслу это, однако, почти одно и то же: «служащим», донесшим Аману на Мардохея, интересно было посмотреть, «устоит ли» Мардохей в упрямстве своем, или будет сломлен силой Амана.

Есф 3:5−6. Непокорность Мардохея так в конце-концов озлобила Амана, что он решил, что наложить руку на него одного будет слишком мало, и задумал Аман истребить всех Иудеев, соплеменников Мардохея, по всему царству Персидскому. Перед нами ранний пример готовившейся в массовом масштабе антисемитской акции. Литературное повествование об этом дважды достигает высшего напряжения — здесь и в тот момент, когда Аман сознает, что сам стал жертвой своего заговора против евреев (7:6).

Итак, Аман планировал уничтожение евреев во всем царстве «Артаксеркса», значит, и в Палестине, где жили в это время люди, подчинившиеся Господу и возвратившиеся в землю обетованную, чтобы там поклоняться Ему в восстановленном храме и жить в соответствии с требованиями закона Моисеева (толкование на. Езд 1−6).

Гибель тысяч иудеев помешала бы осуществлению Божиих планов; однако любую «помеху» сокрушает сила Его. Любым человеческим намерениям, внушенным силой зла, в состоянии воспрепятствовать Бог (Иов 42:2), совершающий порой явные чудеса или дела на грани сверхъестественного, порой же действующий посредством случайных как будто совпадений, как в данном повествовании.

Б. Аман склоняет царя к мысли об истреблении иудеев (3:7−15)

1. АМАН БРОСАЕТ ЖРЕБИЙ (3:7−9)

Есф 3:7. Этот стих звучит не вполне ясно, но смысл его, видимо, в том, что, начиная с первого месяца (т. е. Нисана, или апреля-мая) года (двенадцатого года правления «Артаксеркса»), по приказу Амана изо дня в день… бросали пур (жребий по-вавилонски), чтобы определить наилучшее время для совершения массовой акции по уничтожению иудеев. Прошло четыре с половиной года, как Есфирь стала (в 478 г. до Р. Х.; 2:16) царицей. Наконец жребий, или пур (отсюда название праздника Пурим, 9:26) пал (указал) на двенадцатый месяц… Адар (474-года) как на благоприятное время.

В системе религиозных верований персов большое значение придавалось судьбе и случаю. Потому и Аман, не раздумывая, подчинился «диктату жребия». Едва ли сознавал он, что Бог, сотворивший все сущее и контролирующий все дела и события, определил и эту ситуацию, которая лишь по видимости определена была «пуром» (сравните Притч 16:33; толкование на Деян 1:26).

Господь, между тем, уже направлял развитие событий и человеческие настроения и решения так, чтобы все это вкупе привело Его народ к избавлению от гибели, уготованной ему Аманом. Итак, был месяц Адар (февраль-март), и назначен был день — 13-ый день этого месяца (3:13; сравните 8:12; 9:1) для уничтожения иудеев от мала до велика «по всем областям» (стих 8).

Есф 3:8−9. И явился Аман к царю со своим «предложением», ложно и огульно обвинив всех евреев в том, что они живут по своим законам, и законов царя… не выполняют. Зачем же ему терпеть их в качестве своих подданных! — воскликнул он.

Судя по стиху 9, Аман выразил готовность внести в казну царскую свой «вклад» (для осуществления задуманной им акции) — громадную сумму денег (десять тысяч талантов серебра по весу составляли более 300 тонн его). Иначе говоря, он предлагал царю своего рода взятку. Несомненно человек очень богатый, Аман мог, тем не менее, рассчитывать на то, что сумма, предложенная им Ксерксу, «окупится» — после конфискации имущества евреев. Царь, однако, взять у Амана его серебро не пожелал (стих 11).

2. РАЗРЕШЕНИЕ ЦАРЯ ПОЛУЧЕНО (3:10−11)

Есф 3:10−11. Можно лишь удивляться тому, с какой готовностью принимал могущественный царь советы своих сановников (сравните 1:16−22; 2:2−4). Видимо, не слишком утруждая себя раздумьями, принял он и совет Амана; в знак того, что официально разрешает ему поступить с этим народом, как ему угодно, царь отдал… Аману свой перстень-печать, чтобы скрепить указ против Иудеев (сравните 8:8; Дан 6:17). Заметим в этой связи, что четырежды на страницах книги Есфирь назван Аман «врагом Иудеев» (7:6; 8:1; 9:10, 24). Ни Аман ни сам царь не подозревали, какую роль сыграет в этом зловещем деле царица-еврейка Есфирь.

3. ПИСЬМА, ПРИЗЫВАЮЩИЕ УБИВАТЬ ИУДЕЕВ, РАЗОСЛАНЫ ПО ВСЕЙ ИМПЕРИИ (3:12−15)

Есф 3:12−15. Одинакового содержания письма с повелением истребить Иудеев от мала до велика написаны были многочисленными писцами на языках всех народов Персидской империи. «Скрепленные царским перстнем», они были приравнены закону (стих 14), и быстро доставлены гонцами во все области. Аман предписывал от имени царя погубить евреев, где бы они ни жили, а имущество их разграбить (стих 13). Это должно было произойти в марте 474 г. до Р. Х.

Указ царя вызвал смятение в Сузах. Возможно, потому, что до сих пор столь кровожадного указа из царского дворца не исходило. И даже в глазах древневосточного общества, жившего по жестоким обычаям, он был жесток чрезмерно. Не исключено, что, читая письмо, составленное Аманом, представители других народов задавались вопросом: а не их ли очередь следующая?



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.