Exodus 1 глава

Exodus
Darby Bible Translation → Толкование Далласской семинарии

Darby Bible Translation

The Israelites Multiply in Egypt

1 And these are the names of the sons of Israel who had come into Egypt; with Jacob had they come, each with his household:
2 Reuben, Simeon, Levi, and Judah;
3 Issachar, Zebulun, and Benjamin;
4 Dan and Naphtali; Gad and Asher.
5 And all the souls that had come out of the loins of Jacob were seventy souls; and Joseph was in Egypt.
6 And Joseph died, and all his brethren, and all that generation.
7 And the children of Israel were fruitful, and swarmed and multiplied, and became exceeding strong; and the land was full of them.
Oppression by a New Pharaoh

8 And there arose a new king over Egypt, who did not know Joseph.
9 And he said to his people, Behold, the people of the children of Israel are more numerous and stronger than we.
10 Come on, let us deal wisely with them, lest they multiply, and it come to pass that, if war occur, they take side with our enemies and fight against us, and go up out of the land.
11 And they set over them service-masters to oppress them with their burdens. And they built store-cities for Pharaoh, Pithom and Rameses.
12 But the more they afflicted them, the more they multiplied and spread; and they were distressed because of the children of Israel.
13 And the Egyptians made the children of Israel serve with harshness;
14 and they embittered their life with hard labour in clay and bricks, and in all manner of labour in the field: all their labour with which they made them serve was with harshness.
Pharoah Orders Male Children Killed

15 And the king of Egypt spoke to the Hebrew midwives -- of whom the name of the one was Shiphrah, and the name of the other was Puah --
16 and he said, When ye help the Hebrew women in bearing, and see [them] on the stool, if it be a son, then ye shall kill him, but if a daughter, then she shall live.
17 But the midwives feared God, and did not as the king of Egypt had said to them, but saved the male children alive.
18 And the king of Egypt called the midwives and said to them, Why have ye done this, and saved the male children alive?
19 And the midwives said to Pharaoh, Because the Hebrew women are not as the Egyptian; for they are strong, and they have borne before the midwife comes to them.
20 And God dealt well with the midwives; and the people multiplied and became very strong.
21 And it came to pass, because the midwives feared God, that he made them houses.
22 Then Pharaoh charged all his people, saying, Every son that is born ye shall cast into the river, but every daughter ye shall save alive.

Толкование Далласской семинарии

Книга Исхода делится на две части. В первой (главы 1−18) речь идет о тяжелом положении потомков Иакова и об освобождении их из-под ярма, наложенного на них Тутмосом III и Аменхотепом II; во второй части (главы 19−40) рассказывается о поклонении искупленного народа Богу. Итак, первая часть Исхода — об избавлении израильтян могущественной Божией рукой; вторая — о подготовке их к воздаянию Богу почестей в послушании и смирении.

I. Избавление Божиего народа из Египта (главы 1−18)

Моисей описал в этих главах тяжелое положение израильтян в Египте, как и откуда явился их освободитель (т. е. он сам), а также свою борьбу с фараоном, «ожесточившимся сердцем», результатом чего было чудесное избавление Израиля, который перешел Красное море и невредимым подошел к горе Синай.

А. Притеснение Израиля в Египте (глава 1)

1. ОБСТАНОВКА, В КОТОРОЙ ПРОТЕКАЛИ СОБЫТИЯ: ИЗРАИЛЬ В ЕГИПТЕ (1:1−7)

Исх 1:1−5. Эти стихи являются связующим звеном между периодом патриархов, описываемым в последних главах книги Бытия, и событиями, о которых повествуется в Исходе. Бог, действуя с чудной проницательностью защитил детей Иакова (получившего также имя Израиль) и увеличил число его потомков, так что некогда небольшая эта группа людей составила значительную часть населения Египта.

Шесть сынов Лии перечислены в порядке их старшинства — от Рувима до Завулона (сравните Быт 35:23). Сразу после них упоминается Вениамин, сын Иакова от второй его жены Рахили; Иосиф же — перворожденный сын Рахили, здесь не упомянут, потому что в то время он уже был в Египте. Дан и Неффалим были сыновьями Валлы, служанки Рахили (Быт 35:25), а Гад и Асир — сынами Зеллы, служанки Лии (Быт 35:26). Всего мужчин, вошедших в Египет с Иаковом было семьдесят (сравните Быт 46:27; Втор 10:22; а также — толкование на Деян 7:14, где указано число 75).

Исх 1:6−7. Число потомков Иакова возрастало: А сыны Израилевы расплодились, и размножились, и возросли… чрезвычайно (сравните Деян 7:17). Несколько поколений отделяло Моисея от Левия (сравните толкование на Чис 26:58−59), так что время, прошедшее со смерти Иосифа (Быт 50:26) до увеличения народа, как это описано в Исх 1:7, вероятно, составило немногим более 100 лет. Число взрослых мужчин, по свидетельству книги Исхода, равнялось 600 тысячам, не считая женщин и детей (12:37); таким образом, всего израильтян могло быть к тому времени около 2 миллионов. Неудивительно, что земля (т. е. Гесем, Быт 45:10, в юго-восточной части Дельты) была переполнена ими. Так — в соответствии с обетованием Божиим Аврааму (Быт 12:1−3) — возник великий народ. Но ему еще предстояло получить землю (Быт 15:18−21) и «конституцию» (закон Моисея).

2. ПРИТЕСНЕНИЯ: ИЗРАИЛЬ ПОД ВЛАСТЬЮ ФАРАОНОВ (1:8−22)

Моисей написал о двух формах притеснений, которым подвергались евреи в Египте в царствование фараона из 18-ой династии: это — рабский труд (стихи 8−14) и лишение права иметь сыновей (стихи 15−22). Этой политикой фараона воспользовался Бог, чтобы пробудить в Своем народе желание уйти из Египта.

а. Наложение рабского ярма (1:8−14)

Ход рассуждений «нового царя» изложен в стихах 8−10, как и политика его по отношению к евреям, которая вытекала из этих рассуждений (стихи 11−14).

Исх 1:8−10. Новый царь …не знал Иосифа (или «не знал об Иосифе»). Какой именно фараон имеется здесь в виду, точно не известно, может быть, речь идет о Яхмосе I, основателе 18-ой династии, или, что еще вероятнее, об Аменхотепе I (1545−1526), либо Тутмосе 1 (1526−1512; «Историческую обстановку» во Вступлении). Если «не знал об Иосифе» означает, что он «не оценил его характера и достижений», то можно предположить, что новый царь воссел на трон после падения гиксосов.

На подъеме волны египетского национализма (распалившего ненависть к гиксосам), египтяне могли относиться подозрительно и недружелюбно ко всем семитам, т. с. не только к гиксосам, но и к израильтянам. Для беспокойства у упомянутого фараона было две причины: возрастание израильтян в числе, которое не могло не тревожить его, и страх, что в случае войны они объединятся с врагами египтян. Слова перехитрим же предполагали такую политику в отношении евреев, которая поставила бы под контроль их рост и позволила эксплуатировать их труд.

Исх 1:11−14. Итак, изнуряли его (Израиль) тяжкими работами (в частности, на территории Дельты, где евреев заставили строить фараону Пифом и Раамсес, города для запасов). Изнуряли соответствует тому же слову, которое употреблено Богом в Быт 15:13, во фразе «будут угнетать их», где Он возвещает Аврааму относительно грядущего египетского рабства. Оно уподоблено пребыванию в «печи железной» (Втор 4:20). Но, несмотря на безжалостное обращение египтян с Израилем, Бог дал ему увеличиваться численно. И это вызывало у египтян страх и побуждало их еще нещаднее эксплуатировать труд израильтян.

б. Распоряжение уничтожать детей (1:15−22)

Исх 1:15−16. Принуждение к рабскому труду приносило лишь частичные результаты, и фараон решил действовать более агрессивно, а именно — через детоубийство. Не следует думать, будто у израильтян были всего две повивальные бабки. Скорее, судя по огромному числу евреев, упомянутые две женщины были чем-то вроде начальниц клана повивальных бабок. Повеления царя были совершенно ясными: младенцев мужского пола — убивать, а женского — оставлять в живых.

Исх 1:17−19. Однако повивальные бабки, боясь Бога (стих 21) более нежели законов, установленных земными владыками (сравните Деян 5:29), не подчинились указу. Тогда их (Шифру и Фуа, Исх 1:15) призвали к ответу за ослушание. И они «объяснили» что еврейские женщины рожают так быстро, что дети появляются на свет прежде нежели прийдут к ним повивальные бабки. Надо думать, на самом деле те попросту не спешили появляться в домах рожениц.

Исх 1:20−21. Израильский народ в целом Бог благословил все возраставшей плодовитостью (1:7), а на Шифру и Фуа, в частности, изливал милости Свои. По-видимому, цель Бога, увеличивавшего израильтян в числе, состояла в том, чтобы вызвать озлобление и страх у египтян, дабы те становились все более жестокими по отношению к Его народу, и таким образом, пробудили бы в нем желание к освобождению. Так явное и непосредственное благословение приводило к отрицательному результату, который в будущем обернулся, однако, еще большим благословением.

Исх 1:22. Тогда фараон стал действовать с открытой агрессивностью, чтобы воспрепятствовать израильтянам увеличиваться в числе. Потерпев неудачу в попытке тайно, с помощью повивальных бабок, поставить предел увеличению народа, он приказал всему народу своему обеспечить выполнение царского декрета. Таким образом, гнет, которому подвергались израильтяне, усиливался, но пока народ Божий страдал под жестоким игом, Он готовил ему освободителя.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.