«Отдай мне свой виноградник, потому что он рядом с моим дворцом. Я хочу сделать из него огород. Взамен я дам тебе виноградник лучше этого или, если угодно тебе, заплачу тебе столько, сколько он стоит».
«Я не могу отдать тебе мою землю. Эта земля принадлежит моей семье».
«Почему ты так встревожен? Почему ты отворачиваешься и отказываешься есть?»
«Потому что я сказал Навуфею изреелитянину: „Продай мне свой виноградник или, если угодно тебе, я дам тебе взамен другой виноградник”. Но он отказался отдать мне своё поле».
«Но ты же царь Израиля! Встань с постели, съешь что-нибудь и тебе сразу же станет лучше. Я заполучу для тебя виноградник Навуфея изреелитянина».
«Навуфей забит камнями».
«Навуфей мёртв. Иди и возьми в своё владение виноградник Навуфея изреелитянина, который он отказался продать тебе».
«Мой враг снова нашёл меня».
Илия ответил:
«Да, я снова нашёл тебя, так как ты посвятил жизнь тому, чтобы творить зло против Господа.
«Псы съедят тело жены твоей Иезавели в городе Изреель.
12. Преступления Ахава против Навуфея (Гл. 21)
21:1−4 В главе 21 рассказывается о событиях, приведших к смерти Ахава. Действие происходит в Изрееле, где у Ахава и Иезавели был дворец. Рядом с дворцом был виноградник, принадлежавший Навуфею Изреельтянину. Ахав захотел отнять виноградник и сделать на его месте овощной сад. Навуфей отказался продавать или обменять эту землю, потому что по закону Израиля земельная собственность должна была сохраняться у семьи, которой была изначально выделена (Лев 25:23−28; Чис 36:7; Иез 46:18).
21:5−16 Когда Иезавель увидела, что ее муж встревожен и огорчен, и узнала, что Навуфей отказывается продавать виноградник, она уверила Ахава, что виноградник скоро будет принадлежать им. Она объявила пост и устроила суд над Навуфеем. Два лжесвидетеля обвинили Навуфея в хуле на Бога и царя. Навуфея вывели за город и побили насмерть камнями.
Коварная Иезавель подстроила так, чтобы Навуфея осудили за нарушение закона Иеговы. Так как собственность Навуфея должна была перейти после его смерти к его сыновьям, Иезавели пришлось убить и их (4Цар 9:26). Эта коварная царица была хитрой и нечестивой.
21:17−26 Когда Ахав отправился завладеть виноградником, к нему пришел Илия, обвинивший его в убийстве и грабеже. Илия предсказал, что сам Ахав будет убит, его наследники мужского пола будут убиты, его династия прервется, тело Иезавели съедят псы в Изрееле, и потомки Ахава будут лишены достойного погребения (ст. 24). Суровость наказания Ахава объясняется его вопиющим идолопоклонством — «не было еще такого, как Ахав, который предался бы тому, чтобы делать неугодное пред очами Господа».
21:27−29 Выслушав все слова сии, Ахав смирился перед Господом. За это Господь постановил, что суд над женой и детьми Ахава не состоится до его смерти.
Из этих стихов мы узнаем, что Бог милостив и полон благодати. «Скажи им: живу Я, говорит Господь Бог: не хочу смерти грешника, но чтобы грешник обратился от пути своего и жив был. Обратитесь, обратитесь от злых путей ваших; для чего умирать вам, дом Израилев?» (Иез 33:11). Даже поверхностное покаяние Ахава принесло отсрочку наказания. Но из следующей главы видно, что сердце его осталось прежним. Благодать не укротила его гордости, поэтому Господь предал Ахава ангелу смерти, а Ииуй совершил кровавую расправу над его родственниками, согласно пророчеству Илии (4Цар 9:10).