Genesis 7 глава

Genesis
English Standard Version → Толкования Августина

English Standard Version

1 Then the Lord said to Noah, “Go into the ark, you and all your household, for I have seen that you are righteous before me in this generation.
2 Take with you seven pairs of all clean animals,a the male and his mate, and a pair of the animals that are not clean, the male and his mate,
3 and seven pairsb of the birds of the heavens also, male and female, to keep their offspring alive on the face of all the earth.
4 For in seven days I will send rain on the earth forty days and forty nights, and every living thingc that I have made I will blot out from the face of the ground.”
5 And Noah did all that the Lord had commanded him.
6 Noah was six hundred years old when the flood of waters came upon the earth.
7 And Noah and his sons and his wife and his sons’ wives with him went into the ark to escape the waters of the flood.
8 Of clean animals, and of animals that are not clean, and of birds, and of everything that creeps on the ground,
9 two and two, male and female, went into the ark with Noah, as God had commanded Noah.
10 And after seven days the waters of the flood came upon the earth.
11 In the six hundredth year of Noah’s life, in the second month, on the seventeenth day of the month, on that day all the fountains of the great deep burst forth, and the windows of the heavens were opened.
12 And rain fell upon the earth forty days and forty nights.
13 On the very same day Noah and his sons, Shem and Ham and Japheth, and Noah’s wife and the three wives of his sons with them entered the ark,
14 they and every beast, according to its kind, and all the livestock according to their kinds, and every creeping thing that creeps on the earth, according to its kind, and every bird, according to its kind, every winged creature.
15 They went into the ark with Noah, two and two of all flesh in which there was the breath of life.
16 And those that entered, male and female of all flesh, went in as God had commanded him. And the Lord shut him in.
17 The flood continued forty days on the earth. The waters increased and bore up the ark, and it rose high above the earth.
18 The waters prevailed and increased greatly on the earth, and the ark floated on the face of the waters.
19 And the waters prevailed so mightily on the earth that all the high mountains under the whole heaven were covered.
20 The waters prevailed above the mountains, covering them fifteen cubitsd deep.
21 And all flesh died that moved on the earth, birds, livestock, beasts, all swarming creatures that swarm on the earth, and all mankind.
22 Everything on the dry land in whose nostrils was the breath of life died.
23 He blotted out every living thing that was on the face of the ground, man and animals and creeping things and birds of the heavens. They were blotted out from the earth. Only Noah was left, and those who were with him in the ark.
24 And the waters prevailed on the earth 150 days.

Толкования Августина

Стих 1

Да узнаем этот ковчег, который служит прообразом Церкви. Да будем в нем чистыми животными, но не станем препятствовать, чтобы вместе с нами и нечистые могли укрыться в нем до конца потопа. Чистые и нечистые одновременно пребывали в ковчеге, но обоняние от их жертвоприношений не одинаково было угодно Господу. Ибо после потопа Ной принес жертву Богу от чистых животных, а не от нечистых. И тем не менее никто из чистых не покинул ковчег раньше времени из-за нечистых. Ворон, правда, оставил ковчег и раньше времени покинул сообщество в ковчеге; но ворон был из нечистых, взятых по двое, а не из чистых, взятых по семи. И да возненавидим нечистоту этого отделения.

Августин Иппонский, Послания 108. Cl. 0262, 108.34/2.7.633.23.

***

Сказанное в Писании о том, что вместе с Ноем в ковчег вошли также нечистые животные, еще не означает, что начальствующие должны препятствовать, если кто-либо из нечестивейших трагических актеров — которые, конечно, менее нечестивы, чем актеры комические — захочет принять крещение. Но тем самым предвозвещается, что нечистые в будущем окажутся в Церкви не из-за порчи вероучения и не из-за ослабления дисциплины, а по причине терпимости. Ибо нечистые животные вошли в ковчег не через любую часть ковчега, где кому вздумалось, но все через один и тот же вход, сделанный строителем.

Августин Иппонский, О вере и делах 27.49. Cl. 0294, 27.49.95.17.

Стих 2

Говорят также, что ковчег такой величины не мог вместить так много родов животных обоего пола, и притом нечистых по две пары, а чистых — по семь. На мой взгляд, говорящие так принимают в расчет только его триста локтей в длину и пятьдесят в ширину; но не принимают в соображение, что столько же локтей было в верхнем ряду и столько же в еще высшем, и что поэтому локти эти, взятые три раза, составят девятьсот и сто пятьдесят. А если представить себе, как весьма удачно заметил Ориген1 , что Моисей, т. е. человек Божий, который, по словам Писания, «научен был всей мудрости» египтян (22 И научен был Моисей всей мудрости Египетской, и был силен в словах и делах. Деян 7:22), любивших геометрию, мог показывать размеры в геометрических локтях, которые, как утверждают, были в шесть раз больше наших, то кто не увидит, какое множество вещей могло вместиться в таком обширном пространстве?

Примечания

  • 1 — Homil. II in Gen.

***

Стих 6

Ной есть прообраз Христа, а ковчег круг земной. Для чего же и помещены в ковчег все животные, как не для того, чтобы означать все народы? Ведь Бог не нуждался в них, чтобы заново сотворить всякий род живых существ. Когда никого из них не было, разве Он не сказал земле, чтобы она произвела их, и земля произвела их? (См. 24 И сказал Бог: да произведет земля душу живую по роду ее, скотов, и гадов, и зверей земных по роду их. И стало так. Быт 1:24) Следовательно, как Он сотворил их тогда, так сотворил бы и теперь; как сотворил словом, так словом бы и сотворил заново. Так разве, помещая их в ковчег, Он тем самым не возвещал тайну и не дополнял пророчество, представляя в дереве ковчега образ всех народов, ибо на дереве была утверждена жизнь всех народов?

Августин Иппонский, Трактат на Евангелие от Иоанна 9.11. Сl. 0278, 9.11.1.

***

Разве не было других патриархов? Разве прежде этих святых не было Ноя, который один из всего рода человеческого, вместе с домом своим, заслужил спастись от потопа и в котором, как и в сыновьях его, был предвосхищен образ Церкви? Они убереглись от потопа на спасительном древе.

Августин Иппонский, Трактат на Евангелие от Иоанна 11.7. Сl. 0278, 11.7.5.

Стих 10

Теперь посмотрим, каким образом можно с очевидностью доказать, что годы, насчитанные в продолжительной жизни тех людей, были вовсе не настолько коротки, чтобы десять их составляли один наш, а были столь же продолжительными, как и наши, образуемые круговым обращением солнца. На шестисотом году жизни Ноя, по словам Писания, произошел потоп. Если те годы были такими короткими, что десять их составляют один наш, то есть каждый из них состоял из тридцати шести дней, то почему тогда написано: Чрез семь дней воды потопа пришли на землю. В шестисотый год жизни Ноевой, во второй месяц, в двадцать седьмой день месяца (10 Чрез семь дней воды потопа пришли на землю. 11 В шестисотый год жизни Ноевой, во второй месяц, в семнадцатый [27] день месяца, в сей день разверзлись все источники великой бездны, и окна небесные отворились; Быт 7:10−11)? Ведь такой малый год (если он по древнему обычаю носил имя года) или вовсе не имел месяцев, или же, чтобы он мог иметь двенадцать месяцев, каждый месяц его должен был состоять из трех дней. Почему же тогда было сказано: во второй месяц, в двадцать седьмой день месяца, если не потому, что месяцы тогда были такими же, как и теперь? Ведь иначе каким бы образом говорило Писание, что потоп начался в двадцать седьмой день второго месяца1 ?

Примечания

  • 1 — Августин следует числу дней в Септуагинте.

Августин Иппонский, О граде Божием 15.14. Cl. 0313, 48.15.14.1.

Стих 20

Но никто не должен думать, будто бы... всего этого в действительности не было, а что это только одни словесные образы.

Те же, которые утверждают, что это совсем не события, а только образы для обозначения других вещей, прежде всего считают невозможным такой большой потоп, чтобы вода, постепенно прибывая, покрыла высочайшие горы на пятнадцать локтей, и указывают на вершину горы Олимп, над которой, как утверждают, не могут образовываться облака, потому что она так высока, как небо, и оттого воздух на ней не настолько густ, чтобы могли появляться ветры, облака и дожди. Но они упускают из виду, что может же быть там земля, самая тяжелая из всех стихий. Разве будут они отрицать, что вершина горы состоит из земли? На каком же основании они утверждают, что земля могла подняться в эти небесные пространства, а вода — не могла, когда эти же самые мерятели и взвешиватели стихий говорят, что вода и выше и легче земли? Какую могут привести они разумную причину, по которой бы земля, более тяжелая и низменная, могла занимать тихие пространства неба в течение стольких лет, а воде, более легкой и высокой, нельзя было сделать этого даже на короткое время?

Стих 21

Разве нужно далеко ходить за примерами, когда тут же, немного выше, сказано: Да произведет земля душу живую (24 И сказал Бог: да произведет земля душу живую по роду ее, скотов, и гадов, и зверей земных по роду их. И стало так. Быт 1:24)? Затем, через несколько страниц, когда повествуется о том, как погибло все живущее на земле при потопе, читаем: Все, что имело дыхание духа жизни в ноздрях своих на суше, умерло (22 все, что имело дыхание духа жизни в ноздрях своих на суше, умерло. Быт 7:22). Итак, если подобные выражения мы встречаем и по отношению к скотам; если, далее, в подобных местах греки ставят в текстах не πνεὖμα1 , а πνοή2 , то разве не ясно, что Писание называет душу живой просто по принятому в нем обороту речи.

Примечания

  • 1 — πνεὖμα (от гл. πνέω) — 1)дуновение, ветер; 2) душа; 3) дух.
  • 2 — πνοή (от гл. πνέω) — 1) дуновение, порыв ветра; 2) дыхание; 3) испарение.

Августин Иппонский, О граде Божием 13.24. Cl. 0313, 48.13.24.121.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.