so a little folly outweighs wisdom and honor.
but a fool’s heart to the left.
and he says to everyone that he is a fool.
for calmnessa will lay great offenses to rest.
and a serpent will bite him who breaks through a wall.
and he who splits logs is endangered by them.
he must use more strength,
but wisdom helps one to succeed.b
there is no advantage to the charmer.
but the lips of a fool consume him.
and the end of his talk is evil madness.
though no man knows what is to be,
and who can tell him what will be after him?
for he does not know the way to the city.
and your princes feast in the morning!
and your princes feast at the proper time,
for strength, and not for drunkenness!
and through indolence the house leaks.
and wine gladdens life,
and money answers everything.
nor in your bedroom curse the rich,
for a bird of the air will carry your voice,
or some winged creature tell the matter.
Г. Мудрые и безумцы под солнцем (Гл. 10)
10:1 Когда мухи увязают в благовонной масти и погибают, они делают ее зловонною. Аналогия этому есть и в человеческом поведении. Человек создает себе репутацию мудреца и пользуется почетом, но одним промахом может все погубить. Люди будут помнить одну маленькую ошибку и забудут о годах достижений. Любой человек может погубить свою репутацию, произнеся на публике три необдуманных слова.
10:2 Правая сторона традиционно считалась более умелой, а левая — менее. Мудрый человек знает, как поступать правильно; глупый же — неуклюжий растяпа.
10:3 Даже когда глупец делает простые вещи, например, идет по дороге, он выдает недостаток здравого смысла. Он всякому покажет, что он глуп, — то есть либо он называет всех остальных глупцами, либо демонстрирует свое собственное невежество во всем, что делает. Скорее всего, имеется в виду последнее.
10:4 Если начальник сердится на вас, лучше не уходить в приступе гнева. Лучше вести себя кротко и повиноваться. Это быстрее умиротворит его и искупит ваш проступок.
10:5−6 В этом непонятном мире Соломона волновали также неразумные решения и несправедливые поступки властелинов. Часто высокие посты занимают люди, не имеющие подходящих для этого качеств, а талантливые люди вынуждены заниматься презренным трудом.
10:7 Таким образом, рабы часто ездят на конях, а князьям приходится ходить пешком. Подобное неравенство существует в политике, производстве, военной службе и религии.
10:8 Тот, кто копает яму для другого, сам окажется жертвой своего коварства. Греховные замыслы падут на голову злоумышленника.
Тот, кто разрушает ограду, либо чтобы незаконно проникнуть куда-нибудь, либо для кражи, либо для изменения границ собственности, будет ужален змеей или каким-то иным образом заплатит за свое преступление.
10:9−10 Даже законная деятельность связана с риском. Каменщик может пострадать от упавших камней, а дровосек — от топора.
Работать с помощью острых орудий труда выгодно. При использовании других орудий приходится работать намного дольше. Время, которое тратится на затачивание топора, окупается позже экономией времени и усилий. Мудрость помогает исправлять недостатки и придумывать приспособления, облегчающие труд. Леупольд передает эту мысль так: «Мудрость готовит путь к успеху».
10:11 Какой смысл в заговаривании, если змея ужалит тебя раньше? Мы могли бы сказать: какой смысл запирать амбар, если его содержимое уже украдено? Все нужно делать вовремя, чтобы в усилиях был смысл.
10:12−13 Слова из уст мудрого полезны, потому что они — благодать. Слова глупого ведут к неудаче.
Сначала это может быть безвредная чепуха, но в конечном итоге это превращается в безумие.
10:14 Глупый не умеет вовремя остановиться. Он говорит много, но это всего лишь слова. Он говорит так, словно все знает, но это не так. Его бесконечная болтовня неизбежно завершается похвальбой о том, что он совершит в будущем. Он подобен богатому глупцу, который сказал: «Вот что сделаю: сломаю житницы мои и построю большие, и соберу туда весь хлеб мой и все добро мое, и скажу душе моей: душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись» (Лк 12:18−19). Но он не знает, что произойдет потом. Лучше бы он говорил: «Если угодно будет Господу и живы будем, то сделаем то или другое» (Иак 4:15).
10:15 Он истощает себя, занимаясь безрезультатной и непродуктивной работой. Он не замечает очевидного и не может найти дорогу в видный издали город. Вероятно, мы могли бы добавить, что он недостаточно умен, чтобы укрыться от дождя. Его невежество в таких простых вещах приводит к тому, что все его планы на будущее остаются на словах.
10:16−17 Жаль ту землю, правитель которой — человек незрелый и впечатлительный, как отрок, а его советники утром пируют, вместо того, чтобы выполнять свои обязанности.
Счастлива та земля, царь которой — человек с характером, благородный, князья которой придерживаются рамок приличия и проявляют воздержание, употребляя пищу для подкрепления, а не для пресыщения.
10:18 Постоянная леность и небрежность могут привести к тому, что дом развалится. Дом здесь символизирует и страну, и жизнь отдельного человека. Любая крыша прохудится, если владелец не чинит ее.
10:19 Еда доставляет удовольствие. Вино придает дополнительную радость жизни. Деньги — ответ на все.
Действительно ли Соломон считал, что серебро — ключ ко всем удовольствиям? Возможно, он просто имел в виду, что за деньги можно купить все, что человеку нужно из пищи и питья. Или же он просто цитирует правителей из стиха 16, когда их предупреждают, куда приведут их злоупотребления (ст. 18). Факт заключается в том, что, как сказал некто, за деньги можно купить все, кроме счастья, и билет куда угодно, кроме как на небеса. Жизнь человека — не в обилии вещей, которыми он обладает.
10:20 Старайтесь не говорить дурно о царе или его богатых подданных. Вы можете думать, что никто вас не слышит. Но даже у стен есть уши, и какая-нибудь птица может донести ваши слова до царского дворца. У неосторожных высказываний могут вырасти крылья.