Екклезіаста 10 глава

Книга Екклезіястова (або Проповідника)
Переклад Огієнка → Комментарии МакДональда

Переклад Огієнка

1 Мертві мухи псують та зашумовують оливу мирова́рника, — так трохи глупо́ти псує мудрість та славу.
2 Серце мудрого тягне право́руч, а серце безумного — ліво́руч.
3 Коли нерозумний і прямою дорогою йде, йому серця бракує, і всім він говорить, що він нерозумний.
4 Коли гнів володаря стане на тебе, не лишай свого місця, — бо лагі́дність доводить до про́щення навіть великих провин.
5 Є зло, що я бачив під сонцем, мов по́милка, що повстає від володаря:
6 на великих висо́тах глупо́та буває поста́влена, а багаті сидять у низині́!
7 Я бачив на ко́нях рабів, князі́ ж пішки ходили, немов ті раби.
8 Хто яму копає, той в неї впаде́, а хто валить мура, того га́дина вкусить.
9 Хто зно́сить камі́ння, пора́ниться ним; хто дро́ва рубає, загро́жений ними.
10 Як залізо ступіє, й хтось ле́за не ви́гострить, той мусить напру́жити свою силу, — та мудрість зара́дить йому!
11 Коли вкусить гадюка перед закля́ттям, тоді ворожби́т не потрібний.
12 Слова́ з уст премудрого — милість, а губи безумного нищать його:
13 поча́ток слів його уст — глупо́та, а кінець його уст — зле шале́нство.
14 Нерозумний говорить багато, та не знає люди́на, що́ буде; а що буде по ньому, хто скаже йому?
15 Втомляє безумного праця його, бо не знає й дороги до міста.
16 Горе, кра́ю, тобі, коли цар твій — хлопчи́на, а влади́ки твої спозара́нку їдять!
17 Щасливий ти, кра́ю, коли син шляхе́тних у тебе царем, а влади́ки твої своєча́сно їдять, як ті му́жі, а не як п'яни́ці!
18 Від лі́нощів ва́литься стеля, а з опу́щення рук тече дах.
19 Гости́ну справляють для радощів, і вином весели́ться життя, а за срі́бло все це можна мати.
20 Навіть у ду́мці своїй не злосло́в на царя, і в спа́льні своїй не кляни багача́, — небесний бо птах віднесе́ твою мову, а крила́тий розкаже про слово твоє.

Комментарии МакДональда

Г. Мудрые и безумцы под солнцем (Гл. 10)

10:1 Когда мухи увязают в благовонной масти и погибают, они делают ее зловонною. Аналогия этому есть и в человеческом поведении. Человек создает себе репутацию мудреца и пользуется почетом, но одним промахом может все погубить. Люди будут помнить одну маленькую ошибку и забудут о годах достижений. Любой человек может погубить свою репутацию, произнеся на публике три необдуманных слова.

10:2 Правая сторона традиционно считалась более умелой, а левая — менее. Мудрый человек знает, как поступать правильно; глупый же — неуклюжий растяпа.

10:3 Даже когда глупец делает простые вещи, например, идет по дороге, он выдает недостаток здравого смысла. Он всякому покажет, что он глуп, — то есть либо он называет всех остальных глупцами, либо демонстрирует свое собственное невежество во всем, что делает. Скорее всего, имеется в виду последнее.

10:4 Если начальник сердится на вас, лучше не уходить в приступе гнева. Лучше вести себя кротко и повиноваться. Это быстрее умиротворит его и искупит ваш проступок.

10:5−6 В этом непонятном мире Соломона волновали также неразумные решения и несправедливые поступки властелинов. Часто высокие посты занимают люди, не имеющие подходящих для этого качеств, а талантливые люди вынуждены заниматься презренным трудом.

10:7 Таким образом, рабы часто ездят на конях, а князьям приходится ходить пешком. Подобное неравенство существует в политике, производстве, военной службе и религии.

10:8 Тот, кто копает яму для другого, сам окажется жертвой своего коварства. Греховные замыслы падут на голову злоумышленника.

Тот, кто разрушает ограду, либо чтобы незаконно проникнуть куда-нибудь, либо для кражи, либо для изменения границ собственности, будет ужален змеей или каким-то иным образом заплатит за свое преступление.

10:9−10 Даже законная деятельность связана с риском. Каменщик может пострадать от упавших камней, а дровосек — от топора.

Работать с помощью острых орудий труда выгодно. При использовании других орудий приходится работать намного дольше. Время, которое тратится на затачивание топора, окупается позже экономией времени и усилий. Мудрость помогает исправлять недостатки и придумывать приспособления, облегчающие труд. Леупольд передает эту мысль так: «Мудрость готовит путь к успеху».

10:11 Какой смысл в заговаривании, если змея ужалит тебя раньше? Мы могли бы сказать: какой смысл запирать амбар, если его содержимое уже украдено? Все нужно делать вовремя, чтобы в усилиях был смысл.

10:12−13 Слова из уст мудрого полезны, потому что они — благодать. Слова глупого ведут к неудаче.

Сначала это может быть безвредная чепуха, но в конечном итоге это превращается в безумие.

10:14 Глупый не умеет вовремя остановиться. Он говорит много, но это всего лишь слова. Он говорит так, словно все знает, но это не так. Его бесконечная болтовня неизбежно завершается похвальбой о том, что он совершит в будущем. Он подобен богатому глупцу, который сказал: «Вот что сделаю: сломаю житницы мои и построю большие, и соберу туда весь хлеб мой и все добро мое, и скажу душе моей: душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись» (Лк 12:18−19). Но он не знает, что произойдет потом. Лучше бы он говорил: «Если угодно будет Господу и живы будем, то сделаем то или другое» (Иак 4:15).

10:15 Он истощает себя, занимаясь безрезультатной и непродуктивной работой. Он не замечает очевидного и не может найти дорогу в видный издали город. Вероятно, мы могли бы добавить, что он недостаточно умен, чтобы укрыться от дождя. Его невежество в таких простых вещах приводит к тому, что все его планы на будущее остаются на словах.

10:16−17 Жаль ту землю, правитель которой — человек незрелый и впечатлительный, как отрок, а его советники утром пируют, вместо того, чтобы выполнять свои обязанности.

Счастлива та земля, царь которой — человек с характером, благородный, князья которой придерживаются рамок приличия и проявляют воздержание, употребляя пищу для подкрепления, а не для пресыщения.

10:18 Постоянная леность и небрежность могут привести к тому, что дом развалится. Дом здесь символизирует и страну, и жизнь отдельного человека. Любая крыша прохудится, если владелец не чинит ее.

10:19 Еда доставляет удовольствие. Вино придает дополнительную радость жизни. Деньги — ответ на все.

Действительно ли Соломон считал, что серебро — ключ ко всем удовольствиям? Возможно, он просто имел в виду, что за деньги можно купить все, что человеку нужно из пищи и питья. Или же он просто цитирует правителей из стиха 16, когда их предупреждают, куда приведут их злоупотребления (ст. 18). Факт заключается в том, что, как сказал некто, за деньги можно купить все, кроме счастья, и билет куда угодно, кроме как на небеса. Жизнь человека — не в обилии вещей, которыми он обладает.

10:20 Старайтесь не говорить дурно о царе или его богатых подданных. Вы можете думать, что никто вас не слышит. Но даже у стен есть уши, и какая-нибудь птица может донести ваши слова до царского дворца. У неосторожных высказываний могут вырасти крылья.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.