Екклезіаста 10 глава

Книга Екклезіястова (або Проповідника)
Українська Біблія. Турконяк → Комментарии МакДональда

Українська Біблія. Турконяк

1 Мухи, що здихають, засмердять посудину пахучої олії. Мало мудрості шляхетніше від великої слави безумності.
2 Серце мудрого — з його правого боку, а серце безумного — з його лівого боку.
3 І коли безумний іде дорогою, забракне в нього серця, і те, що він думає, усе — безумність.
4 Якщо проти тебе підніметься дух того, хто панує, не залиши твого місця, бо оздоровлення спиняє великі гріхи.
5 Є зло, яке я побачив під сонцем, як проступок, що вийшов від обличчя того, хто панує.
6 Безумного поставлено на великих висотах, і багаті сядуть у приниженні.
7 Я бачив рабів на конях і володарів, що ходять по землі, як раби.
8 Хто копає рів, упаде в нього, і того, хто валить огорожу, його вкусить гадюка.
9 Хто витягає каміння, через них буде в біді, хто ріже дерева, через них матиме клопіт.
10 Як відпаде залізо, і він жахнеться обличчям, зміцнить сили, і мудрість більша за сміливість.
11 Якщо змія вкусить без шепоту, немає користі для чарівника.
12 Слова уст мудрого — милість, і губи безумного його затоплюють.
13 Початок слів його уст — безумність, і кінець його уст — погане запаморочення.
14 І безумний множить слова. Людина не пізнала того, що стається, і те, що буде після нього, хто їй сповістить?
15 Труднощі безумних їх замучать, як того, хто не довідався, як іти до міста.
16 Горе тобі, місто, якщо твій цар молодий, а твої володарі вдосвіта їдять.
17 Блаженна ти, земле, якщо твій цар — син вільних, і твої володарі своєчасно їдять для сили, і не застидаються.
18 Через лінивство впаде дах, і через безділля рук завалиться дім.
19 На радість роблять хліб, і вино веселить живих, і всі послухаються срібла.
20 І у твоїй совісті не проклинай царя, і в покоях твоїх спалень не проклинай багатого. Адже небесний птах віднесе голос, і той, хто має крила, сповістить слово.

Комментарии МакДональда

Г. Мудрые и безумцы под солнцем (Гл. 10)

10:1 Когда мухи увязают в благовонной масти и погибают, они делают ее зловонною. Аналогия этому есть и в человеческом поведении. Человек создает себе репутацию мудреца и пользуется почетом, но одним промахом может все погубить. Люди будут помнить одну маленькую ошибку и забудут о годах достижений. Любой человек может погубить свою репутацию, произнеся на публике три необдуманных слова.

10:2 Правая сторона традиционно считалась более умелой, а левая — менее. Мудрый человек знает, как поступать правильно; глупый же — неуклюжий растяпа.

10:3 Даже когда глупец делает простые вещи, например, идет по дороге, он выдает недостаток здравого смысла. Он всякому покажет, что он глуп, — то есть либо он называет всех остальных глупцами, либо демонстрирует свое собственное невежество во всем, что делает. Скорее всего, имеется в виду последнее.

10:4 Если начальник сердится на вас, лучше не уходить в приступе гнева. Лучше вести себя кротко и повиноваться. Это быстрее умиротворит его и искупит ваш проступок.

10:5−6 В этом непонятном мире Соломона волновали также неразумные решения и несправедливые поступки властелинов. Часто высокие посты занимают люди, не имеющие подходящих для этого качеств, а талантливые люди вынуждены заниматься презренным трудом.

10:7 Таким образом, рабы часто ездят на конях, а князьям приходится ходить пешком. Подобное неравенство существует в политике, производстве, военной службе и религии.

10:8 Тот, кто копает яму для другого, сам окажется жертвой своего коварства. Греховные замыслы падут на голову злоумышленника.

Тот, кто разрушает ограду, либо чтобы незаконно проникнуть куда-нибудь, либо для кражи, либо для изменения границ собственности, будет ужален змеей или каким-то иным образом заплатит за свое преступление.

10:9−10 Даже законная деятельность связана с риском. Каменщик может пострадать от упавших камней, а дровосек — от топора.

Работать с помощью острых орудий труда выгодно. При использовании других орудий приходится работать намного дольше. Время, которое тратится на затачивание топора, окупается позже экономией времени и усилий. Мудрость помогает исправлять недостатки и придумывать приспособления, облегчающие труд. Леупольд передает эту мысль так: «Мудрость готовит путь к успеху».

10:11 Какой смысл в заговаривании, если змея ужалит тебя раньше? Мы могли бы сказать: какой смысл запирать амбар, если его содержимое уже украдено? Все нужно делать вовремя, чтобы в усилиях был смысл.

10:12−13 Слова из уст мудрого полезны, потому что они — благодать. Слова глупого ведут к неудаче.

Сначала это может быть безвредная чепуха, но в конечном итоге это превращается в безумие.

10:14 Глупый не умеет вовремя остановиться. Он говорит много, но это всего лишь слова. Он говорит так, словно все знает, но это не так. Его бесконечная болтовня неизбежно завершается похвальбой о том, что он совершит в будущем. Он подобен богатому глупцу, который сказал: «Вот что сделаю: сломаю житницы мои и построю большие, и соберу туда весь хлеб мой и все добро мое, и скажу душе моей: душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись» (Лк 12:18−19). Но он не знает, что произойдет потом. Лучше бы он говорил: «Если угодно будет Господу и живы будем, то сделаем то или другое» (Иак 4:15).

10:15 Он истощает себя, занимаясь безрезультатной и непродуктивной работой. Он не замечает очевидного и не может найти дорогу в видный издали город. Вероятно, мы могли бы добавить, что он недостаточно умен, чтобы укрыться от дождя. Его невежество в таких простых вещах приводит к тому, что все его планы на будущее остаются на словах.

10:16−17 Жаль ту землю, правитель которой — человек незрелый и впечатлительный, как отрок, а его советники утром пируют, вместо того, чтобы выполнять свои обязанности.

Счастлива та земля, царь которой — человек с характером, благородный, князья которой придерживаются рамок приличия и проявляют воздержание, употребляя пищу для подкрепления, а не для пресыщения.

10:18 Постоянная леность и небрежность могут привести к тому, что дом развалится. Дом здесь символизирует и страну, и жизнь отдельного человека. Любая крыша прохудится, если владелец не чинит ее.

10:19 Еда доставляет удовольствие. Вино придает дополнительную радость жизни. Деньги — ответ на все.

Действительно ли Соломон считал, что серебро — ключ ко всем удовольствиям? Возможно, он просто имел в виду, что за деньги можно купить все, что человеку нужно из пищи и питья. Или же он просто цитирует правителей из стиха 16, когда их предупреждают, куда приведут их злоупотребления (ст. 18). Факт заключается в том, что, как сказал некто, за деньги можно купить все, кроме счастья, и билет куда угодно, кроме как на небеса. Жизнь человека — не в обилии вещей, которыми он обладает.

10:20 Старайтесь не говорить дурно о царе или его богатых подданных. Вы можете думать, что никто вас не слышит. Но даже у стен есть уши, и какая-нибудь птица может донести ваши слова до царского дворца. У неосторожных высказываний могут вырасти крылья.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.